Некоторые аспекты агрессивного и аутоагрессивного поведения (краткий обзор)
Автор: Спадерова Н.Н.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Психология. Неврология
Статья в выпуске: 2 (45) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140220917
IDR: 140220917
Текст статьи Некоторые аспекты агрессивного и аутоагрессивного поведения (краткий обзор)
В последнее время агрессивное и аутоагрессивное поведение человека являются одной из актуальных проблем в мире [6, 9, 10]. В России ежегодно от суицидов погибает более 30 тысяч человек, при этом относительный показатель на 100000 населения в течение многих лет превышает уровень, оцениваемый ВОЗ как "критический" – свыше 20 [7, 10]. В 2010 г. в России этот показатель составил 23,5 на 100000 населения
(среднемировой – 16) [8]. При этом в отдельных регионах уровень суицидальной активности значительно различается [5, 14, 15].
В Тюменской области с населением 3,2 млн человек регистрируется более 1000 самоубийств, а относительный показатель значительно превышает среднероссийский – в 2012 г. – 32,4 на 100000 населения. В Тюмени – самом большом городе Области, этот показатель менее выражен. В 2011 г. он составил – 19,8, а в 2012 г. снизился до 17,2 [8]. Положительная динамика показателя самоубийств в г. Тюмени может свидетельствовать о благоприятном материально-бытовом и социальном климате в городе, а также эффективной работе Центра суицидальной превенции, действующего на базе Тюменской областной психиатрической больницы.
Долгое время изучением агрессии и психического здоровья населения Сибири занимался академик РАМН В.Я. Семке. Он писал, что многие сферы общественно-политической жизни сохраняют высокое значение противоречивых психологических устремлений конкретного человека или отдельных социальных групп. Здесь имеется в виду столкновение трагических и индивидуалистических начал, переживания прекрасного и нигилистического в окружающем мире, чувства красивого и безобразного, холодности (отчужденности), сопереживания (эмпатии) и привязанности, любви, неожиданно вдруг преображаются в свою противоположность. Именно в этой "зоне" противоречивых конфликтов таится основа противоправных действий, корень личностных трагедий, из которых человек может выйти преобразованным и обновленным или же, напротив, ещё более озлобленным, агрессивным, антисоциально настроенным и оппозиционным [13].
Ю.Р. Вагин в своей работе "Корни суицидальной активности" [2] рассуждает о взаимосвязи агрессивного и аутоагрессивного поведения. Может ли подавление человеческой агрессивности реально привести к тому, что подавленная агрессивность, сместившись возвратиться в виде аутоагрессии к самому человеку? Впервые такую закономерность описал З. Фрейд в труде "Печаль и меланхолия" [2]. К. Меннингер [11] отмечал, что самоубийство может быть смещенной агрессией против других. Он подтвердил предположение Фрейда о значении смещения агрессии с внешнего объекта на себя ("самоубийство-подмена"), а также то, что в основе самоубийства лежат ещё два важных компонента: желание быть убитым и желание умереть. Все разновидности активности, направленной против жизни были разделены на два класса: сознательный и бессознательный. К бессознательным формам саморазрушения относятся: алкоголизм, наркомании, многие несчастные случаи и соматические заболевания [2, 11]. Инстинкт самосохранения является одним из самых древнейших инстинктов на земле. Нарушение его, кроме стремления к полному прекращению жизни, могут проявляться в парциальной форме – самоповре-ждении [4].
С. Шпильрейн и И.И. Мечников в начале ХХ века выдвинули идею о наличии "инстинкта смерти". В своей статье "Деструкция как причина становления" С. Шпильрейн говорит "... при неврозах Я ведет изнури- тельную символическую борьбу с резко усиленной тенденцией к разрушению". Она писала, что "инстинкт сохранения вида по своей сути амбивалентен; поэтому возбуждение положительной составляющей вызывает одновременно возбуждение отрицательной и наоборот". С. Шпильрейн цитирует высказывание Штекеля: "Высшее удовлетворение жизнью часто сопровождается в желании смерти" [2].
В.Я. Семке писал, что насилие – это тема грубейшего нарушения прав, свобод, психического и физического здоровья человека и она не перестает быть темой внутриполитических и международных дискуссий. Он предлагал перенести ответственность за грядущее психическое здоровье новых поколений на личность каждого россиянина, осознающего опасность саморазру-шающего поведения, подстерегающего его в любой из фаз жизненного пути [13].
Таким образом, в XХI веке, по-прежнему, актуальна проблема агрессивного и аутоагрессивного поведения [1]. Прослеживается причинно-следственная связь между суицидальным поведением и агрессией. Сложным остаётся вопрос профилактики и превенции суицидальных действий [12]. Мероприятия должны нести многогранный, мультидисциплинарный характер с учетом научных воззрений и работы с ближайшим окружением пациента, обучением их психологическим основам общения с психически больным человеком и тактике поведения в конфликтных ситуациях [7].
Список литературы Некоторые аспекты агрессивного и аутоагрессивного поведения (краткий обзор)
- Бойков С.В., Юлдашев В.Л. Аутоагрессия у больных с аффективными нарушениями//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 53-55.
- Вагин Ю.Р. Корни суицидальной активности//Суицидология. -2011. -№ 4. -С. 3-10.
- Вагин Ю.Р. Теория деструктивного влечения Сабины Шпильрейн//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 44-49.
- Ворошилин С.И. Самоповреждения и влечения к модификации тела как парциальные нарушения инстинкта самосохранения//Суицидология. -2012. -№4. -С. 40-52.
- Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Тарасова О.А. Эпидемиология самоубийств в Забайкальском крае, организация кризисной помощи населению//Суицидология. -2013. -№ 1. -С. 48-54.
- Захаров С.Е., Розанов В.А., Кривда Г.Ф., Жужуленко П.Н. Данные мониторинга суицидальных попыток и завершенных суицидов в г. Одессе за период 2001-2011 гг.//Суицидология. -2012. -№ 4. -С. 3-10
- Зотов П.Б. «Жизнь после смерти» -в коррекционной работе с суицидентами//Академический журнал Западной Сибири. -2012. -№ 5. -С. 26-27.
- Зотов П.Б., Родяшин Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 207-2012 гг.//Суицидология. -2013. -№ 1. -С. 54-61.
- Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения//Суицидология. -2011. -№ 1. -С. 3-7.
- Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации//Суицидология. -2012. -№ 3. -С. 3-10.
- Меннингер К. Война с самим собой. -М., 2000.
- Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения//Суицидология. -2012. -№ 1. -С. 8-13.
- Семке В.Я. Личность в зоне борьбы добра со злом (вместо предисловия)//Агрессия и психическое здоровье населения Сибири. -Томск, Новосибирск, 2006. -С. 5-14.
- Солдаткин В.А., Дьяченко А.В., Меркурьева К.С. Исследование суицидологической и аддиктологической обстановки в студенческой среде г. Ростова-на-Дону//Суицидология. -2012. -№ 4. -С. 60-64.
- Эльтекова Э.В., Овсянникова Н.Л., Петрова С.В., Шаповалов Д.Л. Анализ динамики показателей суицидальной активности населения Воронежской области за период 1996-2006 гг.//Суицидология. -2011. -№ 1. -С. 51-52.