Некоторые аспекты вариативности конституционного принципа демократического государства

Автор: Мосин Сергей Анатольевич

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 3, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению вопроса вариативности конституционного принципа демократического государства. В процессе исследования автором рассматриваются особенности структуры конституционного принципа демократического государства, дается характеристика вариативности принципа народовластия как его неотъемлемого элемента. Сделан вывод о том, что рассматриваемый принцип демократического государства, как и другие основы конституционного строя, обладает определенной структурой, признаки элементов которой определяют вариативность указанного принципа, которая взаимосвязана с фактической реализацией входящих в данный принцип «субпринципов».

Еще

Основы конституционного строя, демократическое государство, конституционный принцип, принцип народовластия, специфические нормы, нетипичные правовые установления, вариативность конституционных установлений, реализация конституционно-правовых основ

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14938113

IDR: 14938113

Текст научной статьи Некоторые аспекты вариативности конституционного принципа демократического государства

Приступая к рассмотрению темы исследования, отметим, что под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти [1]. Основное содержание элементов демократического государства закрепляется в статьях 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации [2]. К принципам демократического государства в том числе относятся: принцип народовластия -непосредственного политического волеизъявления народа на свободных демократических выборах и референдуме; принцип политического единства общеобязательной воли, формирующийся в процессе демократического соперничества за осуществление власти; принцип политического многообразия, свободы и гласности демократического процесса; принцип верховенства права, прав и свобод человека и гражданина; принцип единого и равного гражданства; принцип законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц; принцип самостоятельности и гарантированности местного самоуправления; приоритет основополагающих принципов и норм международного права как одной из основ конституционного строя Российской Федерации [3]. Таким образом, как и любое другое установление, лежащее в основах конституционного строя, принцип демократического государства состоит из целого ряда «субпринципов», каждый из которых играет важнейшую роль в формировании демократических основ государства.

Конституционный принцип демократического государства и, соответственно, составляющие его «субпринципы», как и другие ключевые конституционные установления, имеют определенную структуру, которая помимо непосредственно конституционно-правовых принципов включает в себя такие элементы, как нетипичные правовые установления (например, конституционноправовые презумпции, фикции, аксиомы) и специфические нормы права (например, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и нормы символы), и которая определяет вариативность данного принципа. Вариативность следует охарактеризовать как наличие признаков правовых категорий, входящих в структуру элементов конституционных принципов, которые проявляются в правовом содержании таких принципов [4].

Например, конституционное положение, определяющее, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (принцип народовластия), содержит в себе признаки правовой презумпции, которая предполагает, что данное положение неукоснительно соблюдается участниками правоотношений в рамках избирательной системы. Указанная презумпция может быть опровергнута, если, например, в процессе подготовки и проведения выборов допускаются нарушения, влияющие на объективность волеизъявления. Признаки правовой аксиомы проявляются в том, что наличие рассматриваемого принципа в правовой системе Российской Федерации не требует каких-либо обоснований в силу его неотъемлемости в структуре демократического государства. Признаки юридической фикции в данном принципе отражаются, например, в силу возможных нарушений, не зафиксированных и не установленных надлежащим образом. Вместе с тем признаки юридической фикции, на наш взгляд, данный принцип содержит в минимальной степени в силу хорошо развитого избирательного законодательства, детально регламентирующего все аспекты избирательного процесса. Аналогичная ситуация складывается и в отношении проявления признаков специфических норм права. Так, в данном принципе в силу указанных причин также в минимальной степени проявляются признаки нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и т. д. При этом, несмотря на эффективную законодательную базу, необходимость совершенствования правоприменительной практики ставит соответствующие цели и задачи по ее дальнейшему развитию, что указывает на наличие признаков указанных специфических правовых норм в рассматриваемом принципе и свидетельствует о потенциале дальнейшего всестороннего развития принципа народовластия. Указанное справедливо в отношении всех остальных «субпринципов», составляющих основы демократического государства в Российской Федерации.

Двойственная природа вариативности, заключающаяся в постоянстве структуры конституционных принципов, с одной стороны, и в проявлении признаков какой-либо одной или нескольких правовых категорий и, соответственно, в отсутствии проявления признаков других правовых категорий, входящих в структуру, с другой стороны, является, на наш взгляд, одним из способов определения уровня фактической реализации рассматриваемого принципа. Все аспекты реализации принципа народовластия в совокупности (состояние нормативной правовой базы, необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, наличие судебных решений, подтверждающих факты нарушения указанного принципа, и т. п.) в конечном итоге выражаются в наличии признаков тех или иных правовых категорий из числа элементов структуры принципа при оценке его реализации. Например, в случае наличия пробелов в правовом регулировании или правоприменении возникает необходимость их устранения, что свидетельствует о неполной реализации принципа. Это вносит в него в том или ином конкретном случае признаки некоторой декларативности и ставит определенные цели и задачи по исправлению ситуации в будущем.

Полноценная практическая реализация принципа демократического государства, на наш взгляд, является решающим фактором в воплощении основ конституционного строя. Вместе с тем, как и в случае с определением признаков правового государства, для всех государств, относящих себя к демократическим, нет единых критериев, определяющих данный принцип. Следует согласиться с тем, что мировая практика свидетельствует о том, что единого стандарта демократии не существует и не может быть в принципе в связи с широтой диапазонов критериев, по которым таковая может определяться. Решающим критерием демократии является не устройство политических институтов, а то, в состоянии ли они найти и применить адекватные национальным традициям и культуре способы аккумуляции и выражения интересов общества [5].

Таким образом, представляется, что конституционный принцип демократического государства, как и другие основы конституционного строя, обладает определенной структурой, признаки элементов которой определяют вариативность указанного принципа, которая в свою очередь взаимосвязана с фактической реализацией входящих в данный принцип «субпринципов».

Ссылки:

  • 1.    Конституционное право России : учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2010. С. 151.

  • 2.    Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 10.01.2015).

  • 3.    Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие в определениях, таблицах и структурно-логических схемах / под общ. ред. д. ю. н. М.А. Миронова. М., 2012. С. 94.

  • 4.    Мосин С.А. Вариативность как одна из характеристик основополагающих конституционных установлений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.

  • 5.    Красин Ю. Демократический проект в политической реальности России // Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования / сост. Н.Ю. Беляева. М., 2007. С. 11–12.

Список литературы Некоторые аспекты вариативности конституционного принципа демократического государства

  • Конституционное право России: учебник/С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2010. С. 151.
  • Конституция Российской Федерации . URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 10.01.2015).
  • Конституционное право Российской Федерации: учеб. пособие в определениях, таблицах и структурно-логических схемах/под общ. ред. д. ю. н. М.А. Миронова. М., 2012. С. 94.
  • Мосин С.А. Вариативность как одна из характеристик основополагающих конституционных установлений//Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.
  • Красин Ю. Демократический проект в политической реальности России//Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования/сост. Н.Ю. Беляева. М., 2007. С. 11-12.
Статья научная