Некоторые факторы роста в тканях новообразований головного мозга различной гистологической структуры

Автор: Кит О.И., Франциянц Е.М., Росторгуев Э.Е., Бандовкина В.А., Черярина Н.Д., Козлова Л.С., Погорелова Ю.А., Козлова М.Б., Ткаля Л.Д.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Нейроонкология

Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140222950

IDR: 140222950

Текст статьи Некоторые факторы роста в тканях новообразований головного мозга различной гистологической структуры

Содержание EGF в ткани глиобластом и метастазов был выше, чем в ткани менингиом в 4,4 раза и 2,9 раза, при этом имея достоверные отличия между показателями в ткани злокачественных новообразований: в ткани глиобластом показатель был выше в 1,5 раза. Повышенным относительно ткани менингиомы был и уровень TGF- β 1: в ткани глиобластомы-в 1,9 раза, в ткани метастазов – в 2,6 раза, при этом пока-

XX РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС ПОСТЕРЫ

НЕЙРООНКОЛОГИЯ

затель в ткани метастазов превосходил таковой в ткани глиобластом в 1,3 раза.

На наш взгляд особый интерес представляли результаты изучения инсулиноподобных факторов роста. Так в ткани менингиомы уровень IFR-1 превосходил показатели в ткани глиобластом и метастазов в 1,3 раза и 1,7 раза соответственно а IFR-2 – в 1,8 раза и 3,4 раза соответственно. Оба фактора были выше в ткани глиобластомы относительно ткани метастазов в 1,4 раза и 1,9 раза соответственно IFR-1 и IFR-2.

Учитывая, что ткань перитуморальной зоны менингиом представляет собой по сути интактную ткань головного мозга, можно оценить какие нарушения в системе ростовых факторов произошли при каждом из исследуемых патологических процессов при сравнении показателей со значениями в ткани перитуморальной зоны менингиом.

Так, при глиобластомах резко в 260,7 раза возросла экспрессия VEGFА в ткани злокачественной опухоли и несколько менее выражено в ее перитуморальной зоне – в 105,2 раза (табл). Несмотря на увеличение уровня VEGF-R 1 в опухоли и ее перитуморальной зоне – в 27 раз и 16,2 раза соответственно, соотношение VEGF-А/VEGF-R 1, указывающее на долю свободного эндотелиального фактора оказалось повышенным в 9,7 раза и 6,5 раза соответственно. Еще более выраженные изменения уровня VEGF-А найдены в ткани метастазов: в опухоли и окружающих тканях показатель увеличился в 318,1 раза и 138,1 раза соответственно. Содержание VEGF-R1 было увеличено только в ткани неоплазмы в 39,8 раза, поэтому свободного VEGF-А оказалось значительно больше именно в перитуморальной зоне: соотношение VEGF-А/VEGF-R 1 было увеличено в ткани опухоли в 8 раз, а в ткани окружающей – в 153,2 раза, т. е. в 19,2 раза выше, чем в ткани метастаза. В ткани менингиом уровень VEGF-А был повышен только в 4 раза, а VEGF-R 1 – в 10,1 раза. В этой связи соотношение VEGF-А/ VEGF-R 1 в ткани менингиом оказалось ниже уровня в интактной ткани в 2,5 раза.

Уровень VEGF-С в ткани глиобластомы был повышен в 8,3 раза, в перитуморальной зоне – в 3,5 раза. Содержание VEGF-R3 было повышено в 1,7 раза в ткани опухоли и, напротив, снижено в 1,2 раза в перитуморальной ткани, а соотношение VEGF-С/ VEGF-R3 оказалось повышенным практически одинаково в среднем в 5,2 раза. При метастатическом поражении головного мозга уровень VEGF-С был менее повышен, чем при глиобластомах, ткани метастазов – в 5,4 раза относительно интактной ткани, в перитуморальной ткани – в 1,6 раза, а уровень VEGF-R3 не имел достоверных отличий. Несмотря на это, соотношение VEGF-С/ VEGF-R3 в ткани метастазов было повышено в 5 раз относительно интаткной ткани, как и в ткани глиобластомы, а в ткани пери-туморальной зоны – в 2,5 раза. В ткани менингиом уровень VEGF-С превышал показатели в интактной ткани в 4,4 раза, VEGF-R3 не имел достоверных отличий, а VEGF-С/ VEGF-R3 был выше, чем в контрольных образцах в 5 раз.

Содержание EGF в ткани глиобастом и перитуморальной зоны было повышено относительно интактной ткани в 3,2 раза и 1,3 раза соответственно. При метастазах рака в головной мозг уровень этого показателя был повышен только в ткани опухоли в 3,3 раза, но не в ткани перитуморальной зоны. В ткани менингиом содержание EGF было ниже контрольных величин в 1,9 раза.

Уровень TGF-β1 был увеличен при злокачественных новообразованиях головного мозга, но не в доброкачественных. Так в ткани глиобластом и их перитуморальной зоны показатель превосходил нормативных значения в среднем в 1,7 раза, при метастазах – в 2,3 раза и 1,8 раза соответственно. В ткани менингиом показатель не имел достоверных отличий от значений в интактной ткани.

Содержание инсулиноподобных факторов роста в ткани гли-обастом и перитуморальной зоны было повышено в равной степени: IFR-1 – в среднем в 2,2 раза и IFR-2 – в среднем в 2,8 раза. При метастазах повышение инсулиноподобных факторов роста найдено только в ткани метатстатической опухоли: IFR-1 и IFR-2 были повышены в среднем в 1,7 раза, тогда в ткани перитуморальной зоны, напротив, уровень IFR-1 и IFR-2 был снижен в 1,5 раза и 2 раза соответственно. Наибольшие уровни инсулиноподобных факторов роста были обнаружены в ткани менингиом: относительно интакной ткани IFR-1 был повышен в 2,8 раза, а IFR-2 – в 5,7 раза.

Заключение. Таким образов найдены как общие, так и отличительные особенности в содержании ростовых факторов в ткани опухолевых образований различной гистологической структуры и соответствующих перитуморальных зон. К общим чертам метаболизма ткани опухоли глиобластом, метатстазов рака в головной мозг и менингиом следует отнести увеличение, хотя и разноуровневое, содержания VEGF-А, VEGF-R1, VEGF-С, IFR-1, IFR-2 и и показателя соотношения VEGF-С/ VEGF-R3, Различия заключались в том, что в доброкачественной опухоли не обнаруживалось увеличение уровня VEGF-R3 и TGF- β 1, а содержание EGF и показатель соотношения VEGF-А/ VEGF-R1, в отличие от значений в злокачественных новообразованиях, были ниже контрольных величин.

Статья