Некоторые морфофизиологические показатели пушных зверей в условиях доместикации

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос об изменении некоторых морфологических и физиологических показателей (массы тела, сердечного индекса, легочного индекса, частоты сердечных сокращений)пушных зверей в связи со сменой среды обитания

Короткий адрес: https://sciup.org/148178105

IDR: 148178105

Текст научной статьи Некоторые морфофизиологические показатели пушных зверей в условиях доместикации



\376\377\000S\000a\000n\000j\000i\000e\000v\000a\000S\000E
  • •    сведения о постах контроля атмосферы, измеренных на них концентрациях загрязняющих веществ и метеопараметрах.

Расчет концентраций загрязняющих веществ определялся на различных расстояниях с учетом метеорологических и климатических данных

Основным методом оценки степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами котельных является сопоставление создаваемой ими максимальной приземной концентрации загрязняющих веществ в жилой застройке и допустимого вклада в загрязнение воздушного бассейна.

Для всех выбрасываемых загрязняющих веществ поочередно сравнивался их суммарный выброс с соответствующими значениями предельно допустимой концентрации. Расчет рассеивания загрязняющих веществ был проведен с использованием программного комплекса «Призма», сертифицированного и рекомендованного к применению в установленном порядке. При этом были приняты следующие допущения:

  • -    среднечасовая нагрузка являлась максимальной, исходя из фактического режима работы отдельных котлов в период максимума суммарной нагрузки;

  • -    температура наружного воздуха равна средней температуре наиболее холодного месяца;

  • -    наибольшее загрязнение имеет место зимой, что является наихудшим условием для расчета максимальной приземной концентрации загрязняющих веществ.

Исходя из требований ОНД-86 [2], ГОСТ 17.2.3.02-78 [4] и других методических документов, был проанализирован режим работы источников загрязнения атмосферы в целях определения суммарного разового выброса от всех источников, соответствующего наиболее неблагоприятному из имеющих место условий выбросов для предприятия в целом.

При оценке влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на качество атмосферного воздуха учитывалось, что величина максимальной приземной концентрации, Сип, какого-либо веществ является суммой двух составляющих:

  • -    максимальной приземной концентрации этого вещества, создаваемой выбросами исследуемого предприятия, Снп,

  • -    фоновой концентрации рассматриваемого вещества, С’ф, обусловленной наличием других источников загрязнения воздуха в городе и дальним переносом примесей [2].

Анализ расчета загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха показал, что влияние выбросов загрязняющих веществ на состояние приземного слоя атмосферного воздуха весьма различно: наряду с веществами, уровень концентраций которых в приземном слое достаточно высок, для целого ряда веществ достигались очень низкие значения концентраций - значительно ниже предельно допустимых.

Для веществ, максимальная приземная концентрация которых превышала предельно допустимую, был предложен ряд инженерно-технических мероприятий с целью достижения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Природоохранные мероприятия были разработаны для двенадцати из рассматриваемых тридцати котельных предприятия.

Литература

  • 1.    Защита атмосферы от промышленных загрязнений: В 2 ч. Ч. 2: Пер. с англ.,/ под ред. Калверта С., Инглунда Г.М,- М.: Металлургия, 1988.

  • 2.    Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. - Л.: Гидрометеоиздат, 1989.

  • 3.    Инженерная защита окружающей среды: учебное пособие/ под ред. О.Г. Воробьева. - СПб.: Лань, 2002.

  • 4.    ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». - М.: Изд-во. стандартов, 1979,

  • 5.    Особенности нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от предприятий теплоэнергетики.// Актуальные вопросы защиты окружающей среды и безопасность территорий регионов России: Материалы 111 Всероссийской конференции с международным участием. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

СЕ, Санжиева г. Улан-Удэ

Некоторые морфофизиологические показатели пушных зверей в условиях доместикации

В статье рассматривается вопрос об изменении некоторых морфологических и физиологических показателей (массы тела, сердечного индекса, легочного индекса, частоты сердечных сокращений)пушных зверей в связи со сменой среды обитания

Процесс доместикации (одомашнивания) пушных зверей продолжается почти девять десятилетий (Берестов, 1981), За этот период разведения в клетках пушные звери сохранили в основном стереотип своих диких предков - строгую сезонность размножения, линьки и обмен веществ. Однако они претерпели и ряд существенных изменений, часть которых (окраска шерстного покрова, размеры тела) наследственно закрепилась уже благодаря искусственному отбору (Афанасьев, 1966). Начальный период доместикации пушных зверей в первую очередь коснулся изменения типа высшей нервной деятельности: значительно снизилась агрессивность клеточных зверей, на современных зверофермах стало больше появляться спокойных животных, легко дающихся в руки при пересадке, бонитировке, взвешивании, вакцинации. В основном это вуалевые голубые песцы, мутантные норки - белые хедлунд, алеутские, пастель^ паломино, сапфир. Они оказались более пластичными, быстрее и лучше привыкали к условиям эксперимента, ласке человека (Афанасьев, 1966; Вайн-Риб и др., 1974; Enders, 1952). Норки же стандартной окраски, топаз и серебристо-голубой более злобны, агрессивны и реактивны.

В опытах на серебристо-черных лисицах было показано, что характер оборонительного поведения и способность к приручению хорошо наследуются. Перестройка поведения при доместикации затрагивает целый комплекс нервных и эндокринных механизмов регуляции физиологических функций..

Длительное разведение пушных зверей в клетках привело не только к снижению агрессивности и значительному угасанию оборонительного, но и к ослаблению хищнического рефлекса. Отмечено, что у норок, родившихся и воспитанных в вольерах и имеющих частые контакты с человеком, хищнический рефлекс был выражен значительно слабее, чем у зверей, отловленных в природе уже взрослыми.

Наряду с некоторым угасанием оборонительного и хищнического рефлексов у клеточных зверей сохранилась острота реакции на различные сторонние раздражители. Одним из них в условиях больших промышленных звероводческих комплексов является фактор скученности, обусловленный близким расположением друг к другу клеток-вольеров. При таком тесном контакте у зверей быстро возникает так называемый визуальный стресс, любая тревожная для животных ситуация передается мгновенно, звери становятся беспокойными, суетливыми, нервозными.

Сохранение остроты реакции на внешние воздействия служит подтверждением того, что процесс одомашнивания пушных зверей не закончился, а находится лишь в начальной стадии.

Клеточная американская норка все еще близка к своей дикой родоначальной форме. Доказательством этому является то, что она не утратила способности вновь приспосабливаться к естественной среде обитания, сохранила адаптивность поведения в природных условиях. Но появилась высокая приуроченность ее обитания к населенным пунктам, зверосовхозам, что можно рассматривать как след доместикации.

Таким образом, наряду с сохранением в основном стереотипа поведения диких сородичей -пугливости, нервозности, некоторой агрессивности и способности быстро приспосабливаться к изменившимся условиям - пушные звери прошли начальный этап одомашнивания. Селекция зверей на доместикационный эффект поведения, очевидно, скажется в модификации ряда морфофизиологических свойств организма.

Биология норки в целом и новая клеточная среда обитания уже наложила свой отпечаток на особенности строения и функции ряда физиологических систем. Морфология респираторного аппарата норок полностью отражает их приспособленность к амфибиотическому образу жизни (Слесаренко, 1974) и значительно отличается от таковой у псовых. Морфология респираторного аппарата коррелирует с локомоцией изученных животных. В природе норки и песцы отличаются друг от друга двигательной активностью. Суммарная продолжительность двигательной активности песца в течение суток в среднем составляет 15-20 % всего времени, увеличиваясь в период размножения до 20-30%. .

У норок в темное время суток осуществляется 60-65% суммарной двигательной активности, а в светлое - 35-40%, наиболее обычный тип локомоции у норок - это „бег-ходьба“.

Естественным фактором, ограничивающим подвижность клеточных зверей, является размер клетки, хотя и подобранный так, что все основные физиологические функции могут осуществляться на оптимальном уровне. Ограниченность ,жилой” площади вызывает снижение локомоции у песцов не только за счет ограничения свободы движения. Здесь вступает в силу психологический фактор - невозможность общения друг с другом. Именно „игра с партнером” у мо- лодняка песцов - форма поведения, стимулирующая их повышенную двигательную активность в течение суток. Одиночно содержащиеся звери в таких же по объему клетках менее подвижны, а игровой рефлекс возникает у них лишь дважды в сутки, то есть в 10 раз реже, чем у попарно размещенных песцов.

Условия ограничения подвижности (гиподинамии) у норок привели к некоторым фу нкци ональным сдвигам дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Для вольных норок твердо установлена ярко выраженная спонтанная аритмия сердечной деятельности и дыхания (Галанцев, 1977). Частота пульса колеблется от 157 до 354 уд./мин. Ритм дыхания в покое составляет 40±2,21 движения в минуту. У совхозных же американских иорок частота пульса и ритм дыхания в покое выше, чем у диких зверей (268 против 235 и 54 против 40 соответственно). Это свидетельствует о снижении потенциальной рабочей возможности организма клеточной норки, так как хорошо известно, что чем ниже в покое частота дыхания и естественный ритм сердца, тем выше потенциальная лабильность указанных систем, а следовательно, и рабочая возможность организма в период деятельности, и наоборот. Более низкий в покое ритм дыхания и сердечной деятельности у диких норок позволяет им увеличивать в это время легочную вентиляцию и минутный объем крови, что дает возможность в условиях естественной свободы выдерживать большие мышечные нагрузки.

Выращивание норок в течение нескольких поколений без воды для плавания также привело к изменению регуляции сердечной деятельности и дыхания при нырянии и после него. Это выразилось в исчезновении эффекта брадикардии в момент погружения в воду. У диких норок при нырянии с момента выключения дыхания отмечается приспособительная брадикардия (пульс урежается в 4—5 раз вместо 239-39 уд./мин), у совхозных же частота пульса замедляется и уменьшается незначительно - с 261 до 249 уд./мин.

Последнее обстоятельство дает возможность предположить, что у клеточных норок исчезла рефлекторная брадикардия как ответная адаптационная реакция на погружение в воду. Таким образом, выключение основного абиотического тичной потере адаптационных свойств организма к пребыванию под водой, т.е. изменились особенности физиологических адаптаций, свойственных виду в целом. Подобное явление отмечено и при доместикации других полувод-ных видов, например нутрий (Антипчук, Галанцев и др., 1963; Harrison et al., 1963).

Хорошим средством изучения природной адаптации животных к условиям окружающей среды является метод. морфофизиологических индикаторов, разработанный С.С.Шварцем (1958). Этот метод является достаточно информативным и при изучении влияния доместикации на приспособительные возможности пушных зверей.

Масса тела в большей степени зависит от экологии вида и характеризует его адаптацию к тем или иным условиям обитания. Различные в прошлом по экогенезу норки и песцы имеют и различную массу тела.

Обращает на себя внимание строгая сезонная цикличность изменения массы тела как у норок, так и у песцов, что, очевидно, сложилось исторически, в связи с характером питания в природе - обилием корма осенью и недостаточностью - зимой. Максимальная масса тепа у зверей наблюдалась осенью, когда у животных были высоки процессы накопления и синтеза жира; минимальная - весной и летом.

Длительное содержание зверей в клетках наложило на них свой отпечаток, что выразилось в общем увеличении массы тела клеточных зверей, по сравнению с вольными, почти в 2 раза.

Основным фактором сезонной регуляции массы тела является питание. Непостоянство кормовой базы в течение года выработало у этих зверей в процессе эволюции свойство поддерживать максимальную массу тела за счет снижения обмена веществ зимой, в условиях недостатка кормов, и увеличивать обмен при избытке пищевых ресурсов в природе летом (табл.1).

Однако в сезонной регуляции интенсивности обмена веществ и массы тела пищевой фактор, очевидно, не является единственным: ведь сезонная цикличность изменения массы тела зверей проявляется как у диких, так и клеточных зверей. И у тех, и у других масса тела максимальна осенью и зимой и низка летом. Если у диких пушных зверей это сезонное изменение массы можно объяснить нестабильностью кормовой базы, то у клеточных - нет. При разведении зверей в промышленных комплексах действует принцип полноценного кормления согласно нормативам. разработанным НИИ пушного звероводства и кролиководства. В течение всего года звери стабильно получают сбалансированное по калорийности, содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов питание. Несмотря на это цикличность массы тела и обмена веществ по сезонам сохраняется. Очевидно, это довольно консервативное свойство пушных зверей сохранять ритмичность обмена веществ и массы тела, выработанное в процессе длительной эволюции, еще не претерпело изменений в ходе доместикации. Возможно, существуют и другие - кроме питания - пути сезонной регуляции обмена веществ у пушных зверей. Нельзя исключать и влияние таких факторов, как длина светового дня и степень двигательной активности.

Таблица 1

Изменение массы тела в зависимости от сезона года (кг)

Период

Самки

Там цы

стандартные норки

сентябрь - март

1,22 ±0,083

1,96 ±0,122

апрель * август

1,01 ±0,065

1,47 ± 0,113

серебристо-черные лисицы

сентябрь - март

5,54 ± 0,4 86

6,88 ±0,556

апрель - август

4,56 ± 0,397

5,71 ±0,551

вуаяевые песцы

сентябрь - март

5,11 ±0,432

6,29 ±0,587

апрель - август

4,33 ±0,356

5,34 ±0,491

Интерьер животных и его приспособленность к условиям окружающей среды определяют не только показатели массы и размеров тела животных, но и относительную и абсолютную массу органов.

Относительная масса сердца является хорошим морфофизиологическим индикатором, четко улавливающим видовые отличия в зависимости от условий внешней среды и двигательной активности. Ограничение двигательной активности в условиях клеточного содержания привело к уменьшению относительной массы сердца у пушных зверей. У вольных норок сердечный индекс составлял 8-9,5 (Шварц.1958). У стандартных норок, использованных нами в эксперименте, сердечный индекс составил 4,5. Падение сердечного индекса у клеточных зверей сопровождается падением индекса легких. Очевидно, в условиях вынужденной гиподинамии в клетках у зверей упали энергетические траты на активную локомоцию, в результате чего нагрузка на сердечно-сосудистую систему значительно сократилась. Изменения сердечного и дыхательного индексов при этом не противоречат общему ходу изменений сердечно-сосудистой и дыхательной систем при одомашнивании и у других животных.

Таким образом, содержание зверей в клетках в течение целого ряда генераций не только сказалось на изменении их поведения, значительном угасании оборонительн^о и хищнического рефлексов, но и сопровождалось сдвигами морфофизиологических показателей.

Процесс доместикации пушных зверей прошел лишь начальную стадию своего развития. Несмотря на длительный период разведения в неволе, клеточные норки, песцы и лисицы в основном сохранили динамический стереотип своих диких сородичей.

Список литературы Некоторые морфофизиологические показатели пушных зверей в условиях доместикации

  • Антипчук Ю.П., Галанцев В.П. Приспособительные реакции сердечно-сосудистой системы некоторых стенобионтных млекопитающих//Физиологические основы сложных форм поведения. -М. -Л.,1963. -С.31-32.
  • Афанасьев В. А., Перельдик П.Ш. Клеточное пушное звероводство. -М., 1966. -400с.
  • Берестов В.А., Кожевникова Л.К. Ферменты крови пушных зверей. -Л.: Наука, 1981. -184 с.
  • Вайн-Риб М.А., Сегаль А.Н. Влияние двигательной активности на энергетический метаболизм американской норки. -Владивосток, 1974: Физиологические исследования адаптации к природным факторам высоких широт. С.153-157.
  • Галанцев В.П. Эволюция адаптации ныряющих животных. -Л., 1977. -189с,
  • Слесаренко А.Н. К вопросу о влиянии локомоций на морфологию респираторного аппарата некоторых пушных зверей//Биология и патология пушных зверей. -Петрозаводск, 1974. -С. 120-121.
  • Шварц С. С. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных животных.//Зоол.журнал. -1958. -Т.37, вып.2. -С.161-173.
  • Enders R.K. Reproduction in the mink//Proc. Amer. Sci. -1952. -P.691-739.
  • Harrison R.J., Tomlinson I.D. Anatomical and physiological adaptions in diving mammals. -London, 1963. -Vol. 2. P.115-165.
Еще
Статья научная