Некоторые особенности культа Диониса у эллинов и варваров Северного Причерноморья

Бесплатный доступ

Специфика северопонтийского дионисийства рассматривается как обусловленная фракийскими влияниями: в Ольвии о них прежде всего свидетельствуют орфические таблички, на Боспоре - исключительная популярность в местной нумизматике заимствованных из Фракии изображений сатиров, культ Диониса Арея, а также необычный образ хтонического Диониса на погребальных пеликах. На Боспоре и в Херсонесе к кругу этого бога относился родственный ему фрако-фригийский бог Сабазий. Сочетание на монетах Пантикапея образов сатиров на аверсе с аполлиническим грифоном на реверсе позволяет предполагать синкретизм Диониса и Аполлона в религии боспорян, причём в контексте орфических верований. На Боспоре с дионисийским кругом ассоциируется не только целый ряд богов, культово близких Дионису и в других областях греческого мира (Деметра, Кора, Геракл, Афродита, Эрот), но и далёких от него мифологических персонажей (Парис, Европа и др.). Находки в курганах скифской и синдской знати разнообразных вещей, часто культового назначения, с изображениями персонажей дионисийского круга свидетельствуют о близости последних религиозно-мифологическим представлениям варваров. К этому кругу относится и фигурирующий на ряде памятников мужской двойник змееногой ипостаси Великой богини («Владыка зверей»), который, как и другие дионисийские персонажи, мыслился как подчиненное ей божество.

Еще

Северное причерноморье, эллины, варвары, религия, культ, дионис, сабазий, сатиры, менады,

Короткий адрес: https://sciup.org/14129230

IDR: 14129230   |   DOI: 10.53737/9236.2023.89.62.027

Список литературы Некоторые особенности культа Диониса у эллинов и варваров Северного Причерноморья

  • Алексеев А.Ю. 1986. Нашивные бляшки Чертомлыкского кургана. В: Грач Н.Л. (ред.). Античная торевтика. Ленинград: Государственный Эрмитаж, 64—74.
  • Андреев Ю.В. 2002. От Евразии к Европе. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин.
  • Анохин В.А. 1989. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев: Наукова думка.
  • Античная скульптура Херсонеса 1976: Иванова А.П., Чубурова А.П. (сост.). 1976. Античная скульптура Херсонеса. Киев: Мистецтво.
  • Анфимов Н.В. 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.
  • Артамонов М.И. 1966. Сокровища скифских курганов. Ленинград: Советский художник; Прага: Артия.
  • Бессонова С.С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка.
  • Буркерт В. 2004. Греческая религия. Архаика и классика. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Виноградов Ю.А. 2014. Ещё раз о кургане у села Баксы в восточном Крыму. БИ XXXIV, 529—534.
  • Винокуров Н.И. 2002. Античный социум: культ вина и винограда. БИ II, 27—88.
  • Ганша О.Д. 1974. Кшвский музей ¡сторичних коштовностей. Кшв: Мистецтво.
  • Гергова Д. 1996. Обредът на обезсмъртяването в древна Тракия. София: Агато.
  • Гилевич А.М. 1983. О культе Сабазия в Херсонесе. В: Краткие тезисы докладов научной конференции «Древние культуры Евразии и античная цивилизация», 10—13 мая 1983. Ленинград: Государственный Эрмитаж, 35—36.
  • Дарчиев А.В. 2014а. Фракийские элементы в религии скифов и Нартовский эпос осетин (Цикл сказаний о Бартазе). Современные проблемы науки и образования 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=16945 (дата обращения 31.05.2023).
  • Дарчиев А.В. Черты военного божества в образе фракийского Диониса. Современные проблемы науки и образования 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17033 (дата обращения 31.05.2023).
  • Жижина Н.К. 2007. Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков н.э. (по материалам коллекции Государственного Эрмитажа). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Санкт-Петерсбург.
  • Зайцева К.И. 1971. Ольвийские культовые свинцовые изделия. В: Горбунова К.С. (отв. ред.). Культура и искусство античного мира. Ленинград: Аврора, 4—106.
  • Зинько Е.А. 2007. Миф о Коре-Персефоне в боспорской монументальной живописи. В: Зуев В.Ю. (отв. ред.). Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 115—117.
  • Жмудь Л.Я. 1992. Орфические граффити из Ольвии. В: Гаврилов А.К. (отв. ред.). Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья. Санкт-Петербург: Глаголъ, 94—110.
  • Иванов В.И. 1994. Дионис и прадионисийство. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Иванов В.И. 2014. Эллинская религия страдающего Бога. Символ 64.
  • Иванова А.П. 1964. Скульптурные изображения Диониса из Херсонеса. СА 2, 134—139.
  • Ильина Т.А., Муратова М.Б. 2002. Вотивные терракоты из храма на акрополе Пантикапея. БЧ 3. Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь: Центр археологических исследований, 115—121.
  • Карышковский П.О. 1988. Монеты Ольвии. Киев: Наукова думка.
  • КБН 1965: Струве В.В. (ред.). 1965. Корпус боспорских надписей. Москва; Ленинград: Наука.
  • Кереньи К. 2007. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни. Москва: Ладомир.
  • Копейкина Л.В. 1986. Золотые бляшки из кургана Куль-Оба. В: Грач Н.Л. (ред.). Античная торевтика. Лениград: Государственный Эрмитаж, 28—63.
  • Кузина Н.В. 2005. Праздники в честь Диониса в античных государствах в Северном Причерноморье. БЧ V. Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Этнические процессы. Керчь: Центр археологических исследований, 212—219.
  • Кузина Н.В. 2007а. Дионисийская символика в погребальной обрядности населения античных центров Северного Причерноморья. БИ XVI, 112—129.
  • Кузина Н.В. 2007б. Особенности отправления культа Диониса в сакральных комплексах Северного Причерноморья. В: Зуев В.Ю. (отв. ред.). Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. Санкт-Петербург: Госудаственный Эрмитаж, 36—47.
  • Кузина Н.В. 2008. Культ Диониса в античных государствах Северного Причерноморья: содержание, общественно-политический аспект, локальная специфика. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Иваново.
  • Кузина Н.В. 2011. К вопросу о распространении культа Диониса среди местного варварского населения Северного Причерноморья. В: Вахтина М.Ю., Грицик Е.В., Жижина Н.К., Иванов С.В., Зуев В.Ю., Кашаев С.В., Соколова О.Ю., Хршановский В.А. (ред.). Боспорский феномен. Население, языки, контакты. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Нестор-История, 649—654.
  • Кузина Н.В. 2013. К вопросу о происхождении культа Диониса. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 4 (1), 252—259.
  • Кузнецова Т.М. 1984. Анахарсис и Скил. КСИА 178, 11—17.
  • Лебедев А.В. 1986. Происхождение имени Орфей. В: Иванов В.И., Нерозняк В.П., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. (ред.). Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. Москва: Наука, 37—40.
  • Леви Е.И. 1956. Ольвийская агора. МИА 50, 35—118.
  • Леви Е.И. 1959.Терракоты из цистерны ольвийской агоры. КСИИМК 74, 9—19.
  • Леви Е.И. 1964. Материалы ольвийского теменоса. В: Гайдукевич В.Ф. (отв. ред.). Ольвия. Теменос и агора. Москва; Ленинград: Наука, 131—174.
  • Лимберис Н.Ю., Марченко И.И. 1999. Меотские реплики древнегреческих канфаров. В: Вахтина М.Ю., Зуев В.Ю., Рогов Е.Я., Хршановский В.А. (ред.). Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 262—270.
  • Лосева Н.М. 1974. Аттический краснофигурный стамнос, найденный в Керчи. Сообщения ГМИИ 7, 125—132.
  • Манцевич А.П. 1987. Курган Солоха. Ленинград: Искусство.
  • Маразов И. 1992. Мит, ритуал и изкуство у траките. София: Св. Климент Охридски.
  • Маразов И. 2001. Фиалата от Кул Оба — образът на «другия» в изкуството на скитите. МИФ 7, 360—424.
  • Марти А.Ю. 1940. Детское погребение IV в. до н.э. из кургана близ Тиритаки. СА 6, 120—129.
  • Марченко К.К. 1988. Варвары в составе населения Березани и Ольвии. Ленинград: Наука.
  • Масленников А.А. 1981. Население Боспорского государства в VI—II вв. до н.э. Москва: Наука.
  • Мозолевский Б.Н., Полин С.В. 2005. Курганы скифского Герроса IVв. до н.э. Бабина, Водяна и Соболева Могилы. Киев: Стилос.
  • Молева Н.В. 2003. Культ Диониса в боспорском городе Китее. Из истории античного общества 8, 74—81.
  • ОАК 1859: ОАКза 1859 г. 1862. Санкт-Петербург: Типография Главного управления уделов.
  • ОАК 1864: ОАК за 1864 г. 1865. Санкт-Петербург: Типография Главного управления уделов.
  • ОАК 1868: ОАК за 1868 г. 1870. Санкт-Петербург: Типография Главного управления уделов.
  • Онайко Н.А. 1970. Античный импорт в Приднепровье и Побужье. Москва: Наука (САИ Д1-27).
  • Раевский Д.С. 1980. Эллинские боги в Скифии? (К семантической характеристике греко-скифского искусства). ВДИ 1, 49—71.
  • Розанова Н.П. 1968. Бронзовое зеркало с надписью из Ольвии. В: Гайдукевич В.Ф. (отв. ред.). Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. К 100-летию со дня рождения акад. С.А. Жебелёва. 1867—1967. Ленинград: Наука, 248—251.
  • Ростовцев М.И. 1914. Античная декоративная живопись на Юге России. Санкт-Петербург: Императорская Археологическая комиссия.
  • Ростовцев М.И. 1925. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Ленинград: РАИМК.
  • Ростовцев М.И., Степанов П.К. 1917. Эллино-скифский головной убор. ИАК 63, 69—101.
  • Русяева А.С. 1976. Рельефш зображення Дюнюа та Арiадни на посудi з Ольвй. Археолог1я 20, 36—42.
  • Русяева А.С. 1978. Орфизм и культ Диониса в Ольвии. ВДИ 1, 87—104.
  • Русяева А.С. 1979. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. Киев: Наукова думка.
  • Русяева А.С. 1992. Религия и культы античной Ольвии. Киев: Наукова думка.
  • Русяева А.С. 2005а. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос.
  • Русяева А.С. 2005б. Региональные особенности культа Диониса в Причерноморье. БИ IX, 65—83.
  • Русяева М.В. 1995. Дютсшсю сюжети на пам'ятках торевтики iз сюфських кургашв. Археолог1я 1, 22—34.
  • Силантьева Л.Ф. 1959. Некрополь Нимфея. МИА 69, 5—107.
  • Силантьева П.Ф. 1974. Терракоты Пантикапея. Терракотовые статуэтки. Ч. III. Пантикапей. Москва: Наука (САИ Г1-11), 5—37.
  • Скржинская М.В. 1984. Зеркала архаического периода из Ольвии и Березани. В: Анохин В.А. (ред.).
  • Античная культура Северного Причерноморья. Киев: Наукова думка, 105—129.
  • Скржинская М.В. 2009. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. Киев: Институт всеобщей истории НАНУ.
  • Терещенко А.Е. 2012. Аполлонийско-дионисийские мотивы в сюжетах монет пантикапейской чеканки домитридатовской эпохи. Stratum plus 6, 1—50.
  • Уильямс Д., Огден Д. 1995. Греческое золото: ювелирное искусство классической эпохи V—IVвека до н. э. Санкт-Петербург: Славия.
  • Фиалко Е.Е. 2003. Золотые бляшки из кургана Огуз. РА 1, 124—133.
  • Фол А. 1991. Тракийският Дионис. Книга първа: Загрей. София: Св. Климент Охридски.
  • Фол А. 1994. Тракийският Дионис. Книга втора: Сабазий. София: Св. Климент Охридски.
  • Фракийское золото 2013: Журавлев Д., Фирсов К. (ред.). 2013. Фракийское золото. Ожившие легенды. Москва: Кучково Поле.
  • Хамула Д.В. 2009. Дионис в античной коропластике и вазописи Северного Причерноморья: семантика в контексте культа. Одесса: Удача.
  • Хамула Д.В. 2013. Дионис в Северном Причерноморье: искусство и культ. Одесса: Печатный Дом.
  • Цымбурский В.Л. 2002. Имя Диониса. В: Казанского Н.Н. (ред.). Классическая филология и индоевропейское языкознание. Санкт-Петербург: Наука, 141—166.
  • Шауб И.Ю. 1987а. Культы и религиозные представления населения Боспора VI—IV веков до н.э. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Ленинград.
  • Шауб И.Ю. 1987б. Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства. КСИА 191, 27—33.
  • Шауб И.Ю. 1987в. К вопросу о культе отрубленной человеческой головы у варваров Северного Причерноморья и Приазовья. В: Раев Б.А. (отв. ред.). Античная цивилизация и варварский мир в Подонье-Приазовье: тезисы докладов к семинару. Новочеркасск: Музей истории донского казачества, 16.
  • Шауб И.Ю. 1988. Культовые танцы на Боспоре. В: Павленко Л.В. (ред.). Проблемы античной культуры: тезисы докладов к конференции. Ч. 3. Симферополь: СГУ им. М.В. Фрунзе, 225—226.
  • Шауб И.Ю. 1989. О синкретизме Аполлона и Диониса на Боспоре в IV в. до н.э. В: Кошеленко Г.А. (ред.). Проблемы исследования античных городов: Тезисы докладов III научных чтений, посвященных памяти В.Д. Блаватского. Москва: ИА АН СССР, 128—129.
  • Шауб И.Ю. 1993б. Парис на Боспоре. КСИА 207, 67—69.
  • Шауб И.Ю. 1999а. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья. Stratum plus 3, 207—224.
  • Шауб И.Ю. 1999б. Некоторые аспекты культа Диониса на Боспоре в IV в. до н.э. В: Вахтина М.Ю., Зуев В.Ю., Рогов Е.Я., Хршановский В.А. (ред.). Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 133—136.
  • Шауб И.Ю. 2000. О семантике образа Европы. В: Зуев В.Ю. (отв. ред.). LYLLITIA. Памяти Ю.В. Андреева. Санкт-Петербург: Алетейя, 122—125.
  • Шауб И.Ю. 2006. Черты дионисийского мифа в легенде о скифском царе Скиле. АМА 12, 345—350.
  • Шауб И.Ю. 2007а. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII—IV вв. до н.э. Санкт-Петербург: СПбГУ.
  • Шауб И.Ю. 2007б. Образ «Владыки зверей» на Боспоре и в Скифии. В: Зуев В.Ю. (отв. ред.). Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. Ч. I. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 27—30.
  • Шауб И. Ю. 2008а. Италия-Скифия: культурно-исторические параллели. Москва; Санкт-Петербург: Свято-Алексеевская пустынь.
  • Шауб И.Ю. 2008б. Культ Диониса и свинцовые вотивы из Ольвии. АВ 15, 112—117.
  • Шауб И.Ю. 2011. Эллинские традиции и варварские влияния в религиозной жизни греческих колоний Северного Причерноморья (VI—IVвв. до н.э.). Saarbrücken: Lambert Academic Publishing.
  • Шауб И.Ю. 2014. Боспорские курганы и загробные представления боспорян. БИ ХХХ, 639—694.
  • Шауб И.Ю. 2015. Ожерелье с амулетами из кургана Большая Близница. Новый Гермес 6, 22—29.
  • Шауб И. Ю. 2017. Боспорское жречество. БИ XXXIV. Элита Боспора Киммерийского: Традиции и инновации в аристократической культуре доримского времени, 288—324.
  • Шауб И.Ю. 2019а. К вопросу об интерпретации образов дионисийского круга на монетах Пантикапея. ЗИИМК РАН 21, 73—81.
  • Шауб И.Ю. 20196. Ценный вклад в изучение духовной культуры Боспорского царства. Рец. на кн. : Braund David. Greek Religion and Cults in the Black Sea Region: Goddesses in the Bosporan Kingdom from the Archaic Period to the Byzantine Era. Cambridge University Press, 2018. — xvi + 314 p. АВ 25, 245—261.
  • Шауб И.Ю. 2020. Смерть и возрождение: загробный мир боспорян. Санкт-Петербург: Евразия.
  • Шауб И.Ю. 2021а. Горгона в религии меотов. МАИАСП 13, 701—714. DOI: 10.53737/27132021.2021.44.40.021.
  • Шауб И.Ю. 2021б. Золотое ожерелье. В: Виноградов Ю.А., Медведева М.В. (ред.). Первый Мордвиновский курган. Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 102—110.
  • Шауб И.Ю. 2023. О погребениях в херсонесском подстенном склепе № 1012 и их интерпретации. ЗИИМК РАН 28, 23—35.
  • Шауб И.Ю., Терещенко А.Е. 2021. Подтверждается ли гипотеза М.И. Ростовцева о фракийском происхождении образов сатиров на монетах Пантикапея? АВ 33, 71—77.
  • Шауб И.Ю., Яценко С.А. 2022. Меотский псалий с уникальным изображением. Новый Гермес 14.1, 4—19.
  • Шевченко А.В. 2016. Терракоты античного Херсонеса и его ближней сельской округи. Симферополь: Наследие тысячелетий.
  • Шелов Д.Б. 1950. К вопросу о взаимодействии греческих и местных культов в Северном Причерноморье. КСИИМК 34, 62—69.
  • Шелов-Коведяев Ф.В. 2018. Древнегреческая поэзия на Боспоре. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 6, 71—80.
  • Шепард Г. 2010. К вопросу об истоках культа Диониса. В: Яровой Е.В. (отв. ред.). Индоевропейская история в свете новых исследований (Сборник трудов конференции памяти профессора В.А. Сафронова). Москва: МГОУ, 295—308.
  • Шталь И.В. 1989. Эпические предания Древней Греции. Москва: Наука.
  • Шталь И.В. 1996. Аримаспы и грифы: миф, культ, эпос. Приложение: указатель мифоэпических сюжетов вазовой росписи керченского стиля из собрания музеев Российской Федерации. В: Шталь И.В. (ред.). Классическая филология на современном этапе. Москва: Наследие, 29—45.
  • Щеглов А. Н. 2000. О времени появления культа Сабазия на северных берегах Понта: состояние изученности, источники, интерпретация, реконструкция. В: Савинов Д.Г. (отв. ред.). Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции, Санкт-Петербург, 14—17 ноября 2000 г. Санкт-Петербург: СПбГУ, 67—73.
  • Щеглов А.Н. 2001. К изучению культа Сабазия в Херсонесе: состояние изученности, источники, интерпретация, реконструкция. В: Марченко Л.В. (ред.-сост.). Херсонес Таврический: у истоков мировых религий. Севастополь: НЗХТ, 52—61.
  • Эткинд А. 1998. Хлыст (Секты, литература и революция). Москва: НЛО.
  • Ягги О., Лазенкова Л. 2012. Аттические краснофигурные вазы IVв. до н.э. из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Киев: Мистецтво.
  • Яценко С.А. 2022. Боги сарматов. МАИАСП S1, 143—186. DOI: 10.53737/2713-2021.2022.89.30.006.
  • ABC: Reinach S. 1892. Antiquités du Bosphore Cimmérien. Paris: Didot.
  • Alexandrescu P. 1966. Le symbolisme funéraire dans une tombe de la péninsule de Taman. StCI 8, 75—86.
  • Burkert W. 2004. Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. Cambridge: Harvard University Press.
  • Chiekova D. 2007. Cults of the Greek cities en aristera tou Pontou: Interaction of Greek and Thracian traditions. Electronic Antiquity. Iss. 11.1 . November.
  • Curtius L. 1928. Sardanapal. JdI 43, 179—202.
  • Delavaud-Roux M.-H. 1995. Les dances dionysaques en Grèce antique. Aix en Provence: l'Université de Provence.
  • Ehrhardt N. 1983. Milet und seine Kolonien. Frankfurt am Main; Bern; New-York: P. Lang.
  • Gicheva R. 1997. Sabazios. LIMC 8, 1068—1071.
  • Gimbutas M. 1989. The Language of the Goddess. New York: Thames and Hudson.
  • Hornbostel W.1980. Aus Gräbern und Heiligtümern: die Antikensammlung Walter Kropatscheck. Mainz: von Zabern.
  • IOSPE I2: Latyschev B. 1916. Inscriptiones orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. Vol. I. Petropoli: Императорская академия наук.
  • Knoblauch P. 1938. Attische Figurenvasen des 4. Jahrh. v. Chr. AA 20, 336—357.
  • Kraus Th. 1954. Bemerkungen zum Sessel des Dionysospriesters im Athener Dionysostheater. JdI 69, 32—48.
  • Langlotz E. 1932. Dionysos. Die Antike 8, 172—183.
  • LSJ: Liddell H.G., Scott R. (comp). 1996. A Greek-English Lexicon. Oxford: University Press.
  • Manzewitsch A. 1932. Ein Grabfund aus Chersonnes. Leningrad: Akademie für Geschichte der materiellen Kultur.
  • Meuli, K. 1935. Scythica. Hermes 70, 121—176.
  • Nilsson M.P. 1967. Geschichte der griechischen Religion. 3 Aufl. Bd. I. München: Beck.
  • Penkova E. 2003. Orphic Graffito on a Bone Plate from Olbia. Thracia 15, 605—619.
  • Picard Ch. 1961. Sabazios, dieu thraco-phrygien, expansion et aspects nouveaux de son culte. RA 11, 129—176.
  • Popova R. 2009. The road of Sabazios to the northern coasts of the Black Sea: The Bosporan Kingdom. Thracia 18, 165—184.
  • Piotrovsky et al. 1986: Piotrovsky B., Galanina L., Grach N. 1986. Scythian Art. The Legacy of the Scythian World: mid — 7th to 3r century B.C. Leningrad: Aurora Art Publishers.
  • Robinson D.M. 1941. Excavations at Olynthos. Vol. X. Baltimore: The Johns Hopkins Press; London: Humphrey Milford; Oxford: Oxford University Press.
  • Rostovtzeff M. 1922. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford: Clarendon Press.
  • Schauenburg K. 1953. Pluton und Dionysos. JdI 68, 38—72.
  • Schefold K. 1934. Untersuchungen zu den Kertscher Vasen. Berlin; Leipzig: Walter de Gruyter & Co.
  • Schefold K. 1959. Griechische Kunst als religiöses Phänomen. Hamburg: Rowohlt.
  • Schefold K. 1960. Meisterwerke griechischer Kunst. Basel-Stuttgart: B. Schwabe.
  • Valeva Ju. 1995. The Sveshari Figurines (an Attempt to Specify Several Hypotheses). Thracia 11, 337—352.
  • Wace A.J.B. 1929. The Lead Figurines. In: Dawkins R.M. (ed.). The Sanctuary of Artemis Orthia at Sparta. London: Macmillan and Co., 249—284.
  • West M L. 1982. The Orphics in Olbia. ZPE 45, 17—29.
  • Wright G.R.H., 2003. Orpheus with his Head. Thracia 15, 179—189.
Еще
Статья научная