Некоторые особенности летних перемещений воробьиных птиц
Автор: Блюменталь Татьяна Ильинична
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1206 т.24, 2015 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Блюменталь Т.И. 1966. Некоторые особенности летних перемещений птиц // Материалы 6-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 13-15.
Короткий адрес: https://sciup.org/140155539
IDR: 140155539
Текст статьи Некоторые особенности летних перемещений воробьиных птиц
Некоторые особенности летних перемещений воробьиных птиц
Т. И. Блюменталь
Второе издание. Первая публикация в 1966*
Исследования направленности и интенсивности перемещений у восьми видов воробьиных птиц на Куршской косе Балтийского моря показали, что особенности их летних перемещений связаны со сроками и характером размножения, линьки, весенней и осенней миграции. В период с марта по ноябрь 1960-1964 годов около 100 тыс. птиц было отловлено двумя большими стационарными ловушками, одна из которых отлавливала птиц, перемещающихся в северном направлении, другая — перемещающихся на юг. У 50 тыс. птиц была отмечена стадия размножения, линьки и уровень жирности. Методы исследования описаны у Блюменталь и Дольника (1962).
Были обнаружены принципиальные различия в сроках и характере летних перемещений у видов птиц — дальних мигрантов по сравнению с видами — ближними мигрантами. У дальних мигрантов, поздно прилетающих и рано отлетающих птиц (Phylloscopus trochilus , Sylvia borin , Muscicapa striata) , летние перемещения, начинающиеся после окончания гнездования, с середины или с конца июля, совпадают с периодом линьки этих видов. Ориентированность их в северном и южном направлении выражена в равной степени. Летние перемещения у этих видов постепенно переходят в осеннюю миграцию. Наиболее массовое осеннее перемещение происходит в конце августа — начале сентября. Момент начала миграции характеризуется резким увеличением интенсивности и появлением исключительно южной направленности в перемещениях птиц, которые к этому времени полностью заканчивают линьку и имеют большие жировые отложения. У ближних мигрантов, рано прилетающих и поздно отлетающих видов (Fringilla coelebs , Em-beriza citrinella , Lullula arborea , Parus major , Parus caeruleus) , часть особей которых заканчивает размножение значительно раньше, чем птицы — дальние мигранты, активные летние перемещения начинаются в начале июля. Они направлены преимущественно на север. Для этой группы видов характерно наличие довольно продолжительной паузы в перемещениях во время наиболее массовой линьки этих видов. У P. major и P. caeruleus наименьшая активность в послегнездовых перемещениях наблюдается в первой половине августа, у F. coelebs и L. arborea — в конце августа — начале сентября, у Е. citrinella — в сентябре. Возобновляющиеся после паузы перемещения имеют преимущественно южную направленность. Начало массовой миграции у этих видов, так же как у дальних мигрантов, характеризуется резким увеличением интенсивности, появлением исключительно южной на -правленности в перемещениях и резким увеличением числа жирных и вылинявших птиц. У F. coelebs , P. major , P. caeruleus миграция начинается в середине сентября, у L. arborea — в конце сентября, у Е. citrinella — в середине октября.
Таким образом, продолжительность летних перемещений у видов — ближних мигрантов значительно длиннее и закономерности их изменений сложнее, чем у дальних мигрантов. Сравнение особенностей их у этих двух групп видов показывает, что формирование сроков размножения, линьки и перемещения шло по пути разобщения сроков протекания одного и того же цикла у разных видов. Так, несмотря на то, что отдельные особи видов – ближних мигрантов начинают линять в начале июля, массовая линька этих видов начинается лишь после окончания гнездования и линьки у видов – дальних мигрантов. Массовая миграция ближних мигрантов начинается лишь после завершения миграции у дальних мигрантов.
Северная направленность июльских перемещений ближних мигрантов согласуется с данными немецких авторов о направлении летних перемещений у молодых и неудачно гнездившихся взрослых Spi-nus spinus в Германии. По-видимому, она отражает наличие некоторой перенаселённости в этот период в южных частях ареала ближних мигрантов по сравнению с северными районами. Известные данные о широтных географических различиях в сроках и скорости улучшения климатических и кормовых условий и в сроках и особенностях размножения в пределах одного и того же вида подтверждают это предположение.
^ ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1206 : 3854-3855
Новые данные по гнездовому распространению малого зуйка Charadrius dubius в Узбекистане
Второе издание. Первая публикация в 2007*
В период полевых работ по проекту «Важнейшие орнитологические территории Узбекистана» в апреле-июле 2006 года была собрана новая информация по гнездовому распространению малого зуйка Charadrius dubius в Узбекистане. Новые места гнездований в равнинной части Узбекистана найдены:
1) В остатках пустыни Маликчуль (между городами Навои и Кы-зыл-тепо). Здесь в 25 км северо-восточнее Кызыл-тепа (40°04.454' с.ш., 64°54.981' в.д.) на солончаках около пресноводного канала с лентой тростника, идущего от реки Заравшан, О. В.Митропольский 11 мая 2006 наблюдал самку, стоящую в характерной позе над гнездом.