Некоторые проблемы сибирской идентичности
Автор: Жигунова М.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XII-2, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521302
IDR: 14521302
Текст статьи Некоторые проблемы сибирской идентичности
Становлению «сибирства» по мере роста населения способствовали отдаленностью Сибири от европейской части России, природно-климатические условия, определенная свобода в жизнедеятельности, относительно мирное сосуществование коренных народов и переселенцев [Бороноев, 2003]. В качестве предпосылок формирования устойчивой региональной общности в Сибири, Н.В. Сверкунова добавляет «наличие доминирующего этноса, как особого культурного ядра, скрепленного определенной религией, традициями, нравственностью, открытостью по отношению к коренным народам Сибири, при отсутствии идеологии расовой предубежденности; обилие земель и угодий» [Сверкунова, 2002].
Отдельные итоги изучения региональной идентичности сибиряков были опубликованы автором ранее. В данной работе мы впервые рассмотрим представления о региональной идентичности современных жителей Западно-Сибирского региона (автостереотипы) в сравнении с гетеростереотипами. Основным источником для нас послужили материалы этносоциологических исследований, проведенных в 1986-2006 гг. в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Тюменской обл. и Ямало-Ненецком АО. В ходе работ было заполнено более 4000 опросных листов среди городского и сельского населения. Подавляющая часть респондентов (80 %) отнесли себя к русским,. При экспедиционных работах применялся как маршрутный, так и кустовой способы обследования. Подавляющая часть опросных листов заполнялись методом интервьюирования, частично использовалось анкетирование.
Анализ этносоциологических материалов свидетельствует о положительной динамике в формировании региональной сибирской идентичности. Так, в 1986-1988 гг. сибиряками назвали себя 15 % опрошенных, в 1994 г. – 19 %
, в 2000 г.- 32 %, в 2005 г. – 52 %. Единого мнения и по поводу термина «сибиряки» не существует. Мы выделяем 5 основных подходов к определению этой дефиниции:
-
1. Сибиряки – это все люди, живущие на территории Сибири;
-
2. Сибиряки – это люди, родившиеся и долго живущие в Сибири;
-
3. Сибиряки – это коренные, местные жители Сибири (аборигены);
-
4. Сибиряки – это особый тип людей с характерными чертами (крепкие, здоровые, добрые, коренастые, с хорошими адаптационными способностями, любящие мороз и зиму и др.);
-
5. Сибиряки – это «смешанный этнос», «винегрет народов», сложившийся на основе русских, с вкраплениями казахских, татарских, украинских и многих других черт.
Указанные 5 позиций четко прослеживаются как в ответах сибиряков, так и представителей других регионов. Идентифицируют себя с сибиряками (т.к. родились и живут в Сибири) 80 % опрошенных; они считают, что обладают сибирским характером, любят свою малую родину. Остальные опрошенные не назвали себя сибиряками: т.к. родились в другом регионе, переехали и живут здесь недавно, а также – «не любят холод / испытывают от него неудобства» или «не очень выносливы».
Около 3 % опрошенных определяют себя как чалдоны (челдоны) - «вечные, исконные, коренные сибиряки», «здешние уроженцы», «испокон веку здесь живущие». Народная интерпретация этого термина сводится к нескольким вариантам, из которых наиболее часто встречается мнение, что «это люди, пришедшие /сосланные с Чала и Дона». Также считается, что чалдоны – это «первые русские, приплывшие в Сибирь на челнах», «потомки донских казаков». Подобная интерпретация этого термина фиксируется исследователями на всей территории Сибири [ Бардина; 1995; Верник, 1998; Щеглова, 2001; Фурсова, 2003]. Если раньше прозвище «чалдон» являлось «ругательным словом для коренного сибиряка» [Аникин, 2000], то сейчас нам практически не встретилось отрицательных характеристик этого термина. В некоторых ответах указывалось, что «чалдоны» – это особая сибирская национальность, отдельные респонденты назвали ее в графе «Ваша этническая принадлежность»: «чалдон», «русско-украинская чалдонка», «русская чалдонка».
Особый интерес представляет самоидентификация «сибиряк-метис». Так обычно называют себя люди, рожденные в национально-смешанном браке. Сибирский регион относится к зонам активных межэтнических контактов. В результате наших исследований выявилось, что в семьях 70 % опрошенных имеются близкие родственники других национальностей. В 1950-1970-е гг. в отдельных регионах Западной Сибири межэтнические браки составляли от 38 до 73 %, в 2000 г. – около 20 %, [Жигунова, 2004]. У многих респондентов, начиная с 1990-х гг., возникают определенные трудности при определении своей этнической идентичности. Среди вариантов ответов: «никакой», «мультинациональная», «метис», «полукровка», «не знаю, кто я, родители разной национальности», «смешанная русско-украинско-белорусско-фин- ская», «русская с немецкой помесью», «русский, но по крови - белорус», «русский татарин», «русская хохлушка», «русский немец», «русский татарин», «мусульманка», «православный потомок Чингиз-хана», «россиянка» и даже - «русский француз». В настоящее время для более половины опрошенных характерно многоуровневое самосознание.
На вопрос: «За человека какой национальности Вы предпочли бы выдать замуж свою дочь?» более половины опрошенных сибиряков ответили: «Не имеет значения, лишь бы человек был хороший». Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для сибиряков определяющую роль играют личностно-психологические характеристики человека, а не его этническая принадлежность.
В результате социологических опросов мы выяснили, что сибирякам чаще всего присущи следующие качества: доброта, (доброжелательность), сила характера (духа), выносливость, мужественность, стойкость, трудолюбие, гостеприимство, радушие, отзывчивость и щедрость, честность, справедливость, толерантность (снисходительность), терпимость, патриотизм. Среди гетеростереотипов лидировали следующие качества сибиряков: здоровые, крепкие, сильные, стойкие, закаленные, морозов не боятся, деловитые, красивые, добрые, дружелюбные, гостеприимные, приветливые, патриотичные, самобытные. Наряду с этими: суровые, молчаливые, угрюмые, ленивые, живут для себя, неотзывчивые, жадные, скупые, скрытные, недоверчивые, скучные.
Мы проанализировали анкеты, где упор делался на отрицательные характеристики сибиряков. Оказалось, что чаще всего они принадлежат переселенцам русской национальности из соседнего Казахстана. Многие русские вынужденные переселенцы из бывших советских республик недоумевают по поводу складывающихся с сибиряками отношений. «Почему они лучше дружат с местными народами, а к нам относятся хуже, за своих не считают, ведь мы тоже русские». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что региональная идентичность для жителей Сибири зачастую является более значимой, чем этническая.
На вопрос «Есть ли разница между русскими Европейской России и русскими Сибири?» - 83 % сибиряков ответили утвердительно. По мнению опрошенных, люди в Сибири добрее, доверчивей, демократичнее, более искренние и неприхотливые. Считается, что в Европейской России люди избалованы благами цивилизации, более мягкие и капризные, подвержены влиянию западных стран, часто - самодовольные, бессердечные, подлые, продажные и жадные. Отдельные респонденты обращали внимание на то, что у жителей европейской части страны встречается пренебрежительное отношение к Сибири (как краю отдаленному, дикому, месту ссылки и каторги) и к сибирякам (как людям грубым, необразованным /некультурным). Наиболее часто из бытующих о Сибири представлений, встречается мнение, что «там медведи по улицам ходят». В след за различиями в менталитете указывалось на отличительные особенности языка, образа жизни и традиционно-бытовой культуры.
При определении региональной идентичности учитывается и природноклиматический фактор. Так, например, в Алтайском крае жители реже всего называют себя сибиряками, поясняя, что «сибиряки – это те, кто живут на севере». В северных районах Западной Сибири наряду с термином «сибиряк» встречается термин «северянин». В некоторых случаях не относят себя к сибирякам люди, родившиеся или прожившие долгое время на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Наряду с природно-географическим фактором, существенную роль играют исторические, антропологические, социальноэкономические, конфессиональные, психологические. Так, например, люди, родившиеся и выросшие в Сибири, не считают себя сибиряками, т.к. «не любят морозов», «хотят жить на юге» или не обладают сибирским характером. Региональная идентичность характеризуется положительной динамикой, а топоним «сибиряк» все чаще используется в качестве этнонима.