Некоторые вопросы алгоритмизации и организации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств, совершаемого с использованием криптовалют

Автор: Никифорова Д.Ф.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 7, 2023 года.

Бесплатный доступ

Изучение алгоритма расследования в криминалистической науке ограничено ввиду отсутствия единообразия понимания специалистами сущности данного явления, небольшого количества исследований и проблем его применения при наличии устоявшейся криминалистической методики. Алгоритмизация расследования предполагает его дробление на множество простых действий, очередность осуществления которых подчиняется актуальной следственной ситуации и важности возможных к получению доказательств. При этом сама теория алгоритма расследования не вступает в конфликт с существующими криминалистическими методиками, а лишь составляет альтернативу сложившемуся подходу к следственной практике. В статье проанализированы различные трактовки понятия алгоритма расследования, предложено авторское определение. Рассмотрены элементы алгоритма расследования незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого с использованием криптовалют посредством бесконтактного сбыта. Выделены особенности такого типа преступлений, отличающие его от иных способов распространения наркотических средств. Рассмотренные организационные особенности расследования бесконтактного сбыта наркотических средств позволяют определить источники ориентирующей информации о готовящемся либо уже совершенном преступлении.

Еще

Алгоритм расследования, бесконтактный сбыт, криптовалюты, организация расследования, незаконный оборот наркотических средств

Короткий адрес: https://sciup.org/149143303

IDR: 149143303   |   DOI: 10.24158/tipor.2023.7.41

Текст научной статьи Некоторые вопросы алгоритмизации и организации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств, совершаемого с использованием криптовалют

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia, ,

Современные криптовалюты предоставляют псевдоанонимные идентификаторы, позволяющие установить компьютеры и смартфоны, с которых была совершена транзакция, однако некоторые из них в настоящее время все же стремятся обеспечить полную анонимизацию, скрывающую как отправителя, так и стоимость операции. Данное обстоятельство создает большую сложность в выявлении и расследовании преступлений, включая самый распространенный в сфере незаконного использования блокчейна их вид – бесконтактный сбыт и оплату в криптовалюте ограниченных и запрещенных к обороту на территории Российской Федерации веществ наркотического и психотропного характера.

Цель исследования состоит в рассмотрении отдельных вопросов алгоритмизации и организации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого с использованием криптовалют, основанных на специфике данного вида преступлений.

Задачи исследования:

  • –    выделить особенности, отличающие бесконтактный сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемый с использованием криптовалют, от других способов распространения;

  • –    рассмотреть существующие в криминалистике подходы к алгоритму расследования и определить его понятие, структуру;

  • –    представить элементы алгоритма расследования незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого с использованием криптовалют;

  • –    определить специфику сведений, позволяющих установить связь преступника с организованным сообществом, занимающимся бесконтактным распространением наркотиков;

  • –    выделить особенности организации расследования преступления такого типа.

Как правило, все взаимодействия между участниками современной наркосети осуществляются на принципах анонимности и бесконтактности. Иерархичность структуры поддерживается организаторами преступной сети, получающими большую часть прибыли от реализации наркотиков таким способом.

Криминалистическая характеристика бесконтактного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого с использованием криптовалют, позволяет выделить особенности, отличающие такой вид преступлений от распространения наркотиков посредством обычной купли-продажи лицом к лицу:

  • –    подготовка к совершению преступления включает в себя ряд таких действий, как углубление в организационную структуру преступного сообщества, уяснение установленных в нем правил, получение инструкций по осуществлению своей части преступного замысла, поддержание взаимодействия с другими участниками сообщества в соответствии с возложенными обязанностями;

  • –    использование цифровых финансовых решений на основе блокчейна в качестве средства преступного расчета;

  • –    обеспечение безопасности участников сообщества особенностями взаимодействия (анонимизация, специальные приложения, распределение ролей).

Переходя к вопросу алгоритмизации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств, совершаемого с использованием криптовалют, следует уточнить отдельные аспекты развития данной теории в юридической науке.

Само понятие этого алгоритма расследования в современной криминалистике считается спорным, ввиду чего недостаточно развито и все чаще используется в контексте программирования расследования.

В.И. Паршиков отмечает, что он «представляет собой комплекс целей, задач, предписаний и рекомендаций о методах их решения, составе и последовательности следственных действий» (Паршиков, 2021). Подобное определение очень сближает алгоритм расследования с методикой, и даже делает его составной частью последней, чем он, по своей природе, и является – фактически частной методикой расследования преступлений. Однако данное определение слишком общее и не раскрывает особенностей алгоритмизации расследования.

В исследовании М.В. Субботиной алгоритм действий следователя непосредственно связан с частной методикой ведения дела, вытекающей из базовой, разработанной автором (Субботина, 2007).

Р.Н. Боровских, Ю.П. Гармаев также упоминают алгоритм расследования в контексте реализации концепции криминалистической методики (Боровских, Гармаев, 2017).

А.Ю. Головин, М.В. Баранов разработали собственный подход к пониманию алгоритма расследования и предлагают «понимание криминалистического алгоритма как обоснованного предписания о выполнении в заданном порядке системы последовательных операций, рекомендуемых следователю для решения задач определенного типа» (Головин, Баранов, 2013). Такое определение также не раскрывает природы алгоритмизации расследования, оно близко к определению криминалистической рекомендации, данному В.Д. Зеленским и Г.М. Меретуковым, понимаемой ими как совет о том, «в каких ситуациях расследования можно использовать тот или иной способ осуществления действия»1.

Н.А. Марочкин, Е.Н. Асташкина под алгоритмом расследования понимают «систему четко разработанных описаний последовательности действий следователя, направленных на решение конкретных задач расследования, в результате которых с учетом исходных данных можно получить требуемый результат», а саму алгоритмизацию расследования называют «методом оптимизации процесса расследования» (Марочкин, Асташкина, 2001). Поскольку такой подход также достаточно ограничен и представляет собой фактически отражение частной криминалистической методики, считаем необходимым представить собственное определение алгоритма расследования.

Суть всех приведенных дефиниций исключает элемент приложения творческих сил самого следователя при опоре на заданные в теории криминалистики частные методики. Алгоритмизация предлагает не просто следовать разработанным в криминалистике рекомендациям, а адаптировать их к изменяющейся следственной ситуации, возможностям следствия и задачам оптимизации расследования в соответствии с веяниями времени. Добавляется элемент творческого использования существующей методики посредством упрощения схемы действий, новизны их порядка осуществления, использования данных следственной практики, осуществления оперативно-розыскных мероприятий новыми способами, не противоречащими закону и т.д.

Таким образом, предлагаем определять алгоритм расследования в качестве динамичного перечня простых действий, выполняемых адекватно сложившейся следственной ситуации на основе целеопределения и планирования в рамках использования следственных возможностей и специальных знаний следователя с учетом их творческого приложения. Структура алгоритма расследования представлена:

  • –    подлежащими установлению обстоятельствами, имеющими значение для конкретного уголовного дела;

  • –    элементами актуальной ситуации расследования и поставленными на их основе динамично изменяющимися задачами;

  • –    рекомендациями по их выполнению с учетом имеющихся средств.

Применительно к расследованию бесконтактного сбыта наркотиков, совершаемого с использованием криптовалют, следует выделить такие элементы алгоритма его расследования, как:

  • –    производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, связанных с личностью преступника: проверочная закупка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации, задержание, личный обыск, допрос подозреваемого и свидетелей, проверка показаний на месте, производство экспертных исследований (судебно-медицинская, дактилоскопическая, генетическая экспертизы), очная ставка и др.;

  • –    производство следственных и иных действий, связанных со сбором вещественных доказательств: осмотр места происшествия с фото- и видеофиксацией, обыск, производство экспертиз (биологическая, компьютерно-техническая, информационно-компьютерная, химическая (физико-химическая), ботаническая и т.д.), фиксация (заверение) содержимого веб-страниц, восстановление специалистом информации, ее анализ и т.д.

Указанный перечень остается открытым ввиду наличия творческого подхода со стороны дознавателя, следователя для адаптации типовых рекомендаций методики криминалистики в рамках конкретного уголовного дела и сложившейся в нем следственной ситуации.

Специфическими сведениями данной категории преступлений, поиск и обнаружение которых позволяют установить связь преступника с сообществом, занимающимся распространением наркотиков, являются:

  • –    данные о вербовке, взаимодействии с координатором преступной сети;

  • –    инструкция о порядке действий, требуемых от преступника в рамках исполнения преступной деятельности (от изготовления до распространения наркотиков);

  • –    сведения о денежных траншах, транзакциях криптовалют (в том числе альткоинов, стей-блкоинов), иных средствах расчета и используемом для этого программном обеспечении и банковских счетах;

  • –    информация о поиске покупателей, передаче им сведений о закладке, взаимодействии с ними, получении оплаты за наркотики;

  • –    данные о способах сокрытия сведений, применявшихся внутри преступной сети и самим подозреваемым;

  • –    сведения о способах получения наркотиков, о формировании складов, получении координат перевозки, фасовке свертков, об организации лаборатории изготовления наркотиков.

Выделим также особенности организации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств. Они включают в себя ряд элементов, среди них:

  • 1.    Подготовка к непосредственному задержанию закладчиков и покупателей в рамках производства наблюдения. В данном случае она должна включать в себя знание о том, чем характеризуется поведение лица, имеющего при себе закладки либо находящегося в состоянии наркотического опьянения. Согласно полученным в результате анализа уголовных дел данным, задержание кладменов в результате обнаружения признаков наркотического опьянения происходит в каждом третьем случае.

  • 2.    Подготовка расследования в результате переквалификации дела об административном правонарушении в уголовное дело. Исходя из полученных в результате задержания лиц сведений, возбуждается уголовное дело при наличии признаков попытки сбыта запрещенных к обороту на территории России веществ (при обнаружении двух и более закладок при задержанном). Протоколом осмотра предметов приобщаются материалы административного дела, а также рапорт об обнаружении признаков преступления;

  • 3.    Подготовка расследования в результате получения ориентирующей информации. Сведения о другом совершенном преступлении является основой для подозрения в совершении преступления в более чем половине рассмотренных дел.

Отдельно отметим, что ориентирующая информация по делам о бесконтактном сбыте наркотических средств и психотропных веществ, совершаемом с использованием криптовалют, может быть получена не только в процессе осуществления оперативно-разыскных мероприятий, но и несколькими иными способами:

  • –    поступление сообщений от третьих лиц;

  • –    непосредственное получение следователем информации из открытых источников (на легальных ресурсах Интернета, из СМИ);

  • –    установление данных о веб-ресурсах, торговых площадках и контактах в мессенджерах на основе материалов расклейки (в качестве нее могут выступать любые материалы, распространяемые в офлайне членами преступной сети);

  • –    извлечение необходимой информации из показаний задержанных участников преступной сети, покупателей;

  • –    получение данных с помощью парсинга социальных сетей по ключевым словам.

Парсинг – способ сбора информации посредством программного обеспечения, не требующий личного анализа массива данных ввиду автоматизации процесса с помощью заданных параметров.

В рамках полученной ориентирующей информации следователем осуществляется анализ обстоятельств, попавших в поле зрения правоохранительных органов. Целесообразно проверить источник сведений на достоверность (в случаях получения информации из СМИ), проанализировать их криминалистическую значимость, определить объем полезности. Алгоритм расследования, таким образом, позволяет рекомендовать набор средств, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, в рамках которых возможно наиболее качественное и оперативное получение доказательственной информации по делам о бесконтактном сбыте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемом с использованием криптовалют.

Список литературы Некоторые вопросы алгоритмизации и организации расследования бесконтактного сбыта наркотических средств, совершаемого с использованием криптовалют

  • Боровских Р.Н., Гармаев Ю.П. Основы концепции укрупненных (общих, базовых) криминалистических методик расследования преступлений // Уголовная юстиция. 2017. № 10. С. 152-157. DOI: 10.17223/23088451/10/27 EDN: YMJHCY
  • Головин А.Ю., Баранов М.В. Алгоритмы расследования в структуре частных криминалистических методик: проблемы разработки и практического применения // Российский следователь. 2013. № 11. С. 42-44. EDN: QAVWAZ
  • Марочкин Н.А., Асташкина Е.Н. Алгоритмизация - эффективный метод оптимизации расследования преступлений // Известия Алтайского государственного университета. 2001. № 2 (20). С. 45-49. EDN: RFLCRR
  • Паршиков В.И. О некоторых проблемах разработки и использования алгоритмов расследования отдельных видов преступлений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 2. С. 100-107. DOI: 10.17803/2311-5998.2021.78.2.100-107 EDN: JUXMFD
  • Субботина М.В. Структура криминалистической методики расследования преступлений как раздела криминалистики // Криминалистика. Экспертиза. Розыск. Саратов, 2007. С. 262-269.
Статья научная