Некоторые вопросы межкультурной компетентности как фактора политической стабильности
Автор: Урушанян Карине Гайковна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Этносы и конфессии
Статья в выпуске: 11, 2007 года.
Бесплатный доступ
События последнего десятилетия, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений, стремительными темпами происходит социальная дифференциация в обществе, формирование новых социальных групп, слоев. Этот процесс отразился на политической атмосфере общества, в том числе на состоянии этносов, наций и народов. Межэтнические конфликты, произошедшие на Северном Кавказе, события в Чечне, Карелии показали, что имеются серьезные проблемы в межнациональных отношениях.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164047
IDR: 170164047
Текст научной статьи Некоторые вопросы межкультурной компетентности как фактора политической стабильности
п ричины межэтнических конфликтов, потрясших нашу страну, коренятся с одной стороны – в нарушении традиций и обычаев народов, в стремлении к определенной унификации, с другой стороны – в политической конъюнктуре, в отношении к национальному вопросу как к предмету спекуляции в политической борьбе некоторых местных политических элит.
УРУШАНЯН
Карине
Гайковна –
Московский гуманитарный университет
В условиях непростых социально-экономических реформ большое значение на современном этапе имеет отношение народов друг к другу. Р-оссия многонациональная, поликонфессиональная страна, где по последней переписи населения проживают более 160 народов, 91 из них являются коренными. Системный кризис постсоветского периода серьезно затронул различные аспекты жизни многих народов. Учитывая события, произошедшие в Р-оссии в последние 10–15 лет, наиболее сильно этот кризис охватил межнациональные отношения. Как показывает практика, сейчас роль этнического фактора в политической жизни Р-оссийской Федерации значительно возросла. Этот фактор проявляется в разных аспектах, в том числе и в укладе жизни. На жизнь народов нашей страны активно влияют религиозная обстановка, историческое прошлое, экономическая и политическая ситуации в стране, культурные, межкультурные и бытовые особенности, степень развитости контактов с другими нациями и народностями. Е-ще известный русский философ И. А-. Ильин писал: «Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает, по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает, по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается, по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется, по-своему ходит и пляшет, поет и творит музыку, по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует, по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись, исследует, познает, рассуждает и доказывает, по своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует, строит дома и храмы, молится и геройствует и кается, по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад и иная церковность…»1 Для того, чтобы решать сложные этнополитические проблемы сегодняшнего дня, все эти аспекты обязательно должны быть учтены политиками, учеными и практиками.
В условиях все возрастающей миграции населения вопросы формирования толерантности1 как одного из важнейших аспектов межкультурной компетентности стали особенно актуальны на современном этапе в большинстве районов Р-оссии, особенно в мегаполисах. Например, в Москве проживают более 12 миллионов человек, которые относят себя к 125 национальностям. Согласно прогнозам специалистов в перспективе будет сохраняться тенденция к увеличению численности нерусского населения в Москве. В условиях неблагоприятной экономической ситуации, социальной, политической нестабильности, психологического дискомфорта и этической неопределенности многие люди теряют ориентиры, становятся жертвами манипуляторов общественным мнением, идут за самозваными вожаками бить витрины, жечь автомашины, громят палатки, устраивают драки, оскорбляют и избивают человека иной внешности, национальности, веры, культуры, образа жизни и т. п. На это накладывает отпечаток неурегулированность некоторых конфликтов на Северном Кавказе, в Закавказье, Приднестровье и других регионах, повлекших за собой миграцию населения этих регионов в Москву. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы межкультурной компетентности как фактора политической стабильности современного российского общества.
В начале ХХI века у международной и российской общественности увеличивается желание найти и изучить природу межкультурной компетентности личности, используя данные знания во благо государства и общества. Р-ассматривая же особенности взаимодействия Р-оссии с мировым сообществом, современные эксперты выделяют две тенденции, которые носят взаимоисключающий харак- тер. Первая характеризуется укреплением экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграции в стремлении совершенствовать механизмы управления международными процессами2.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США- и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
В рамках проводимого исследования, где межкультурная компетентность рассматривается как фактор политической стабильности, отметим, что данная политологическая компонента анализируется нами через призму следующих подходов.
Во-первых, межкультурная компетентность рассматривается в системе политической науки отдельно от образования, воспитания, культуры и религии. Б-олее того, данную категорию исследуют в тесной связи политической теории и политической философии.
Необходимо отметить, что в настоящее время еще недостаточно изучены и требуют уточнения вопросы содержания понятия «межкультурная компетентность». Существуют исследования, рассматривающие данную категорию в системе межкультурной коммуникации, через призму социально-психологических аспектов общения3, через языковую составляющую4. Требуют отдельного изучения структура межкультурной компетентности, а также взаимодействие категорий «межкультурная компетентность» и «толерантность». Так, предполагается возможность такого подхода к проблеме, при котором толерантность (не являясь синонимом межкультурной компетентности) находится в ядре структуры межкультурной компетентности.
В данной связи необходим определенный анализ философских и политологи- ческих подходов к межкультурной компетентности с точки зрения патриотизма и защиты Отечества, гражданственности, сохранения этносов и конкретных культур, передачи традиций, а также процессов адаптации, ассимиляции и интеграции народов при вынужденных переселениях.
Во-вторых, преследуя цель конкретной практической значимости исследования, необходимо отметить, что межкультурная компетентность крайне актуальна в современном мире, когда на уровне государств обостряются межнациональные и осложняются международные отношения. Ч-то в свою очередь ведет к целому комплексу как внутренних, так и внешних угроз национальной безопасности стран.
В данном контексте важно понимание того, что «народы, образующие нашу нацию, связаны близостью стереотипов мышления и поведения, адаптированных к занимаемой территории, а их деятельность предопределена соответствующими потребностями, ценностями и инте-ресами»1. Этнополитические конфликты, происходящие на территории Р-оссии за последние 10–15 лет, показали их серьезную опасность для национальной безопасности страны.
В качестве объекта национальной безопасности Р-оссии ряд ученых видит следующую систему: «территория страны – народы Р-оссии – уклад их жизни», а предметом – объективные закономерности появления и снижения ущерба при функционировании этой системы. Как пишет П. Б-елов2, «правомерность такого выбора обусловлена необходимостью одновременного рассмотрения не только народов Р-оссии как цели сохранения и приумножения, но и их базовых ценностей – территории и уклада жизни, соответственно являющихся средством и способом удовлетворения всех индивидуальных, социальных и духовных потребностей».
В укладе жизни наций Р-оссии огромное значение имеют ценностные установки, мировоззренческие взгляды, правила мышления и поведения, определяющие ее характер и судьбу. В приведенной схеме границы системы представлены прямоугольником, который взаимодействует с внешней средой (схема 1).
Схема 1

Все эти аспекты тесно увязаны с этно-геоэтосистемой, на которой показана взаимосвязь уклада жизни народов Р-оссии с территорией, на которой они проживают (схема 2) .
Схема 2

В связи с вышесказанным межкультурная компетентность рассматривается уже через определенную призму:
-
• частей культурного и духовного наследия,
-
• факторов, имеющих отношение к аспектам выживания человека;
-
• психологических и психических особенностей личности;
-
• социологических аспектов личности, вынужденной жить в условиях риска и неопределенности.
В-третьих, в жизни Р-оссии имеют определенное место этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда политических организаций, общественных и религиозных объединений, а также неконтролируемая миграция. Все это способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепара- тизма и создает условия для возникновения этнополитических конфликтов. При этом важно понимать, что если конфликт спровоцирован конкретными силами, имеющими влияние, то о формировании межкультурной компетентности говорить достаточно непросто. Но есть и другие причины конфликтов, кроющиеся в отсутствии определенного уровня культуры человека и, в частности, межкультурной компетентности.
С точки зрения политической стабильности особенно актуален учет экономических последствий этнополитических конфликтов, который был проведен в последние годы в Северной Осетии, Ингушетии, Ч-ечне и других местах. Эти конфликты привели к материальному ущербу разрушенных основных фондов, утрате материальных оборотных средств и запасов, домашнего имущества, выведению из сельскохозяйственного оборота земель, к прямым и косвенным потерям в результате нарушения хозяйственных связей, затратам на обустройство и содержание беженцев, выплату социальных компенсаций пострадавшим, на содержание Вооруженных сил, восстановление потерь боевой техники и военного имущества, на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, устранение ущерба, нанесенного экологии региона, а также был утрачен значительный интеллектуальный потенциал1.
Этих огромных потерь и затрат можно было бы избежать, если в свое время были бы приняты во внимание все причины этнополитических конфликтов, в предотвращении которых могла сыграть определенную положительную роль развитость межкультурной компетентности.
Данная тема требует комплексных исследований и тем не менее, с точки зрения практической значимости, есть конкретные результаты. Так, на макроуровне принята Международная декларация принципов толерантности, Декларации о культуре мира, Программы действий в области культуры мира, резолюции о Международном десятилетии культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001–2010 гг.). Е-вросоюзом и Е-врокомиссией проводится международ- ная программа для детей и молодежи «Все различны – все равны» и другие глобальные проекты. На микроуровне в различных странах работают Музеи и Центры толерантности (например, Москва, Санкт-Петербург, Лос-А-нджелес, СанПауло), открываются Дома национальностей (в частности, в Москве, Саратове, Минске, Киеве).
Важным аспектом в рамках формирования межкультурной компетентности являются разработка и внедрение воспитательных и образовательных программ. Данная позиция очень четко отражена и закреплена в законе «Об образовании» Р-Ф: «…содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»2. Причем данные программы направлены как на детей и молодежь (в качестве примера можно привести московскую образовательную программу «Все вместе. Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству»), так и на взрослых (в частности, санкт-петербургская обучающая программа Р-оссийского этнографического музея для учителей средних школ и педагогов дополнительного образования «Традиционная культура народов Р-оссии и ее значение в воспитании толерантности»).
Цель подобных мероприятий и программ – привлечение общественности и особенно молодежи к активному участию в формировании гражданского общества, основанного на принципах солидарности, культуры мира, согласия и толерантности, обеспечение диалога между лидерами молодежных, общественных организаций Москвы разных национальностей.
Отметим, что с точки зрения современной политики, участие общественных институтов актуально, необходимо и имеет свое значение. Б-олее эффективным и целесообразным оно будет при серьезном научном обеспечении и государственной поддержке.