Неоадъювантная химиотерапия как фактор модуляции активности иммунной системы у больных раком молочной железы при прогрессировании заболевания

Автор: Стахеева М.Н., Кухарев Я.В., Гарбуков Е.Ю., Слонимская Е.М., Бабышкина Н.Н., Кокорина Ю.Л., Дорошенко А.В., Чердынцева Н.В.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Лекции

Статья в выпуске: S2, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14055096

IDR: 14055096

Текст обзорной статьи Неоадъювантная химиотерапия как фактор модуляции активности иммунной системы у больных раком молочной железы при прогрессировании заболевания

Известно, что роль иммунной системы (ИС) в патогенезе онкологических заболеваний неоднозначна: иммунологические механизмы могут как осуществлять противоопухолевый надзор, так и способствовать злокачественному росту и прогрессии (Smyth M.J. et al., 2006). В последнее время показано, что противоопухолевое лечение, в частности химиотерапия, может существенно модифицировать иммунную систему и ее влияние на опухолевую прогрессию (Zitvogel L. et al., 2008). Поэтому представляется актуальным исследовать, каким образом объем противоопухолевого лечения влияет на вовлеченность иммунной системы в прогрессию онкологических заболеваний.

Цель исследования – изучить взаимосвязь исходного состояния иммунной системы с прогрессией заболевания у больных РМЖ, получавших и не получавших неоадъювантную химиотерапию (НАХТ).

Материал и методы. Ретроспективно проанализированы иммунологические показатели, определенные до начала лечения, у 185 пациенток с РМЖ стадии T1–4N0–2M0. Диагноз верифицирован морфологически. У 133 больных противоопухолевое лечение состояло из 2–4 курсов неоадъювантной химиотерапии, хирургического вмешательства, с последующей химио-, радио-, гормонотерапией по показаниям. НАХТ проводили в объеме 2–4 курсов стандартными дозами по схемам FAC (фторурацил, адриамицин, ци-клофосфан), CAF (циклофосфан, адриамицин, фторурацил), CMF (циклофосфан, метотрексат, фторурацил), а также с применением кселоды. У 52 больных схема лечения не включала НАХТ. О прогрессии заболевания судили по наличию рецидивирования или отдаленного метастазирования.

Результаты. В период наблюдения от 2 до 5 лет у 7 пациенток из группы больных, получивших НАХТ, выявлены рецидивы РМЖ (5 %), у 20 больных – отдаленные метастазы (15 %). У больных без НАХТ рецидивы выявлены в 2 случаях (4 %), отдаленные метастазы – в 3 (6 %) (р>0,1). Для пациенток, получивших лечение без НАХТ, возникновение рецидивов РМЖ ассоциировано с более высоким исходным уровнем IgG, выполняющим, очевидно, в данном случае блокирующую роль для опухолевых клеток от действия эффекторов иммунной системы, а отдаленное метастазирование с более высоким уровнем комплемента в сыворотке крови (р<0,05). Включение НАХТ в схему противоопухолевого лечения увеличило роль иммунной системы в прогрессии РМЖ, особенно в дис-семинации опухоли. У пациенток с отдаленными метастазами был выявлен более высокий уровень клеток периферической крови, несущих антигены HLA-DR и CD25, что свидетельствует об активации клеток иммунной системы При этом отмечено более низкое количество лимфоцитов и снижение ими стимулированной продукции интерферона-γ, важного регулятора функций Т-лимфоцитов и ЕКК, направленных на элиминацию метастазирующих клеток, по сравнению с группой без прогрессирования (р<0,05). Рецидивирование опухолевого роста у больных этой группы было связано с более высоким уровнем IgА.

Выводы. Проведение предоперационной химиотерапии больным РМЖ модифицирует связь иммунной системы с прогрессированием

СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2008. Приложение № 2

Статья обзорная