Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости

Автор: Соколенко В.В.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 1-2 (59), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены проблемные аспекты основных теоретических разработок, на которых базируется методология экологического предпринимательства и его менеджмента. Показаны взаимосвязи теории предпринимательских возможностей с теориями экологической экономики и общественного благосостояния. Выявлена непроработанность аспектов учета, ценности/стоимости экопотенциала, его экосистемных услуг, которые являются не только условием, но и одним из факторов производства экологического предпринимательства. Установлено отсутствие взаимосвязи методологии экологического предпринимательства с теорией экономики окружающей среды, которая развивается в последнее время как одно из инновационных направлений экономической теории и практики.

Еще

Методология, экологическое предпринимательство, услуги экосистем, ценность/стоимость экосистем

Короткий адрес: https://sciup.org/170181996

IDR: 170181996   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10060

Текст научной статьи Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости

Экологический фактор в развитии предпринимательства предопределил развитие нового направления экономики – экологического предпринимательства. Сущность его кроется прежде всего в целевой направленности деятельности новаторов-предпринимателей, направленной, с одной стороны, на получение прибавочной стоимости, а с другой, – на удовлетворение потребителей в экологически чистых продуктах, услугах. При этом чаще всего не упоминается деятельность, связанная с сохранением функций природных экосистем, улучшением их состояния для комфортных условий проживания населения, когда определяющую роль в общей полезности товаров/услуг играет их экологическая полезность/ценность.

Более того, экологический аспект деятельности предпринимателей в условиях практики рыночной модели рассматривается как само собою разумеющийся, не всегда с предвидением рисков, которые могли бы возникнуть в результате негативного воздействия на природные экосистемы. Хотя понятно, что без знаний услуг, предоставляемых экологическими ресурсами, так или иначе вовлеченных в хозяйственный оборот, невозможно осуще- ствлять экологическое предпринимательство, поскольку новый экологически чистый продукт приобретает добавочную стоимость, именно благодаря учету ценности экосистем, которая не всегда признается и учитывается, но используется при его производстве. В связи с этим возникает исследовательский вопрос: как в теории экологического предпринимательства отражена ценность/стоимость природных экосистем, используемая в производстве «экологически чистой» продукции или услуги?

Известно, что методология экологического предпринимательства выделилась из общей экономической теории, появилась еще в начале 20-го века и развивается в новом столетии. Опираясь на разработки зарубежных ученых о взаимосвязи экономики и окружающей среды (Т. Мальтус, Д. Рикардо, А. Пигу), на модели экологического развития в рамках социоэкономико-экологических систем (Д.Х. Медоуз, Я. Тинберген, Дж. Форрестер, П. Роуз, М. Вебер, Т. Anderson, D. Leal, P. Hawken, A. Levins, L. Lovins, K. Rennings, R. Costanza и др.), вопросами формирования экологического предпринимательства занимались и российские ученые: Ю.В. Бабин, А.Л. Бобров, Ю.Л. Воробьев, Н.Ф. Газизуллин, Г.С. Голицын, A.A. Гусев, К.К. Лосев, Л.К. Исаева, H.H. Лукьянчиков, С.И. Осипов, Е.В. Рюмина, И.К. Смирнов, Е.А. Турлак, А.Н. Тюрюканов, Т.С. Хачатуров, Р.И. Хильчевская, Н.В. Чепурных.

Научную базу экономической школы отечественных исследований по оценкам ресурсов, включая оценку экологических систем, по аспектам регулирования их использования в рыночной среде сформировали труды Э.В. Гирусова, A.A. Голуб, A.A. Гусева, Н.Н Лукьянчикова, И.М. Потравного, Е.Б. Струковой и других ученых.

Исследование сущности и содержания различных аспектов экологизации эколого-экономических отношений выявлено в работах С.Н. Бобылева, А.Ш. Ходжаева, Т.А. Акимовой, Н.В. Пахомовой, С. Сухоруковой, И.П. Глазыриной, E. Ивлевой, Т.Н. Губайдулиной, А.К. Рябчикова и др. Ими же рассмотрена роль экосистемных услуг как основы существования «чистой» окружающей среды, обеспечивающей «здоровые» условия для проживания населения и занятий экологическим предпринимательством.

Экстенсивное использование всех видов природных ресурсов, а также «провалы рынка» обострили современные экологические проблемы: деградацию окружающей среды, загрязнение водной и воздушной сфер природы, модифицированные продукты питания, участившиеся случаи заболеваний населения. Отсутствие же рыночной стоимости/ценности экологических природных систем, как отмечают Ершова Т.В. и ее соавторы, «подталкивают» креативных субъектов хозяйствования использовать другие «предпринимательские возможности, рассматриваемые в одноименной теории предпринимательских возможностей» [4]. С этой теорией перекликаются другие теории – экологической экономики, общественного благосостояния, – на основе синтеза которых сформулирована концепция устойчивого предпринимательства. Но вместе с тем отсутствует взаимосвязь методологии экологического предпринимательства с теорией экономики окружающей среды, которая развивается в последнее время как одно из инновационных направлений экономической теории и практики.

Согласно концепции устойчивого предпринимательства экопринеры, прежде всего, сглаживают соответствующие провалы рынка. Кроме того, внедрение в производство экологических инноваций влияет на повышение результативности предпринимательства. Особо отмечена результативность там, где предприниматели заняты экологическим земледелием, внедрением новых технологий в связи с быстрым реагированием на качественные и «чистые» потребности общества в продуктах и услугах, имеющих их более высокую добавленную стоимость [4]. Наконец, взаимосвязь предпринимательства и инноваций создает конкурентные преимущества при выходе на рынок экологически «чистых» продуктов и услуг. Однако, в добавленной стоимости не рассчитывается и соответственно не указывается доля стоимости экоуслуг в стоимости конечной продукции вследствие отсутствия инструментов измерения и учета этих услуг.

Еще в конце прошлого и начале 21-го века «экопредпринимательство» рассматривалось как коммерческая деятельность в рамках требований природоохранного законодательства – Яндыганов Я.Я. (1998), Чечунова Е.В. (2000), Schaltegger (2002), Dean, McMullen (2007). Позднее Блам (2008), Варенников В.И. (2011), Казаков Н.П. (2011), развивая теорию экологического предпринимательства, выделяют в «предпринимательской деятельности» не только производство экологической продукции, но и выполнение работ по предоставлению услуг природоохранного назначения» [2]. При этом отмечается «инициативная хозяйственная деятельность с определяющей долей экологических инноваций и получения прибыли в сочетании с положительным экологическим эффектом» То есть особо выделяется и дополняется «производство продукции природоохранного назначения» [5]. Но, к сожалению, нигде не упоминается воспроизводство услуг экосистем, которые использовались в процессе производства этой про- дукции. Не упоминается необходимость измерения объемов экологических услуг, их учет, ценность и стоимость в рыночной среде.

Более того, авторы не упоминают, что в целеполагании «инициация» может быть реализована через инновации менеджмента в организации экопредпринимательства, к примеру, проектного подхода. При этом подходе вполне возможно сочетать достижение и коммерческой цели, и цели по воспроизводству услуг экологических систем.

Проектный подход в настоящее время приобрел широкое признание как наиболее результативный и распространенный вид управления экобизнесом на всех уровнях, начиная от мелкого и среднего бизнеса до крупного частного и государственного.

Впервые на государственном уровне экологическое предпринимательство упоминалось в модельном законе «Об основах экологического предпринимательства» от 13.06.2000 г., утвержденном Постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В нем говорится, что Закон регулирует деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определяет принципы формирования и использования природных ресурсов (надо полагать и природных экосистем), соответствующих финансовых ресурсов и вводится с целью:

– определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;

– формирования и совершенствования системы экологического предпринимательства с учетом тенденций развития рыночных отношений и обеспечения правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;

– реализации концепции перехода государства к устойчивому развитию;

– перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ре- сурсов на субъекты предпринимательской деятельности;

– формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики [6].

Как видно из перечня целей, закон направлен на эффективное использование в экономике природных ресурсов во всем диапазоне их природных функций, наряду с другими материальными и финансовыми ресурсами, передовой техникой и технологиями, с управленческим опытом, обеспечивающих стабильность условий экологического предпринимательства [6]. Тем самым подчеркивается, что управление экологическим предпринимательством – это совокупность правовых, экономических, социальных, организационных, информационных, консультационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти всех уровней, направленных на обеспечение реализации благоприятной среды для его развития [1].

Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» в статье 14 закрепляет:

  • 1)    отношения в области экологического предпринимательства на основе государственной поддержки и государственных гарантий соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  • 2)    поддержку экологического предпринимательства в формировании рынка товаров и услуг природоохранного назначения для нужд государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения [7], связанных с охраной и воспроизводством экосистем, используемых в экологическом предпринимательстве (выделенное косым шрифтом – дополнение автора).

Европейская комиссия ЕС в определении понятия «экологическое предпринимательство» как производство товаров и предоставление услуг» обращает внимание на деятельность «по измерению, предупреждению, ограничению или устранению экологического вреда, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также на экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды» [3].

В данной трактовке отмечается в экологическом предпринимательстве прежде всего упреждение экологического вреда и его возможное измерение, минимизацию использования сырья и загрязнение окружающей среды. Но как в произведенном товаре или услуге будут измерены экосистемные / экологические услуги – обеспечение природой различного рода регулирующих функций: ассимиляция загрязнений и отходов, регулирование климата и водного режима, – остаются с точки зрения экономики неопределенными.

Неопределенность остается в оценке и измерении результатов деятельности, например, в экологическом туризме при ис- пользовании «услуг» природы, связанных с эстетическими, этическими, моральны- ми, культурными, рекреационными, историческими аспектами.

Эту услугу/продукцию можно получить лишь, учитывая ценность экосистем, выраженную в рыночной стоимости, благодаря которой произведенный продукт становится экологически чистым. К сожалению, на эту природную услугу и другие природные услуги, без которых невозможна любая сфера производства и особенно экопредпринимательство, ни в одном из толкований сущности экологического предпринимательства не упоминается, поскольку они воспринимаются сознанием общества как само собою разумеющееся природное условие. Особенно это касается видов деятельности, связанных с использованием экопотенциала, который участвует в поглощении парниковых газов, влияющих на состояние температуры атмосферы, колебания которой приводят к непредсказуемым отрицательным последствиям.

Не учитываются такие важнейшие функции экосистем как водоохранная и климаторегулирующая, использование которых в виде услуг в рыночной среде тоже имеет ценность и стоимость. Вот почему важно их измерять и учитывать в общей ценности/полезности произведенного про- дукта или услуги в процессе экологического предпринимательства. На каком этапе воспроизводственного цикла товаров и услуг экологического предпринимательства следует учитывать услуги экосистем для определения их ценности/стоимости и включения их в цену товара в соответствии со спросом потребителей, также требует дополнительных исследований.

Заключение. Рыночная среда требует равноправного экономического оценива- ния в стоимости произведенных продуктов всю совокупность факторов, включая ре- сурсы материальные и услуги экологического потенциала территорий, где осуще- ствляется экологическое предпринимательство. Рыночный подход хозяйствования требует измерения функции природ- ного капитала, во-первых, в интересах справедливости наделения стоимостью всех без исключения видов природных ресурсов. Во-вторых, – для ведения измерения и учета потребленных всех факторов производства, одним из которых является природный экопотенциал. В-третьих, – для понимания расчета повышенной стоимости экологической продукции, так важной для обеспечения здоровья населения, предупреждения его заболеваемости. Поэтому экологическое предпринимательство в условиях его неполной сформированности нуждается в дополнительных исследованиях и разработках показателей измерения, учета, разработки форм менеджмента при организации, производстве экологиче ских товаров, услуг с высокой добавлен ной стоимостью при одновременном вос производстве и сохранении функций при родных экосистем.

Список литературы Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости

  • Анисимов А.П. Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // Правовое пространство России: опыт и современность. Сб. научных трудов памяти профессора В.Г. Тимофеева. Книга 2 / Гражданское право и процесс. Уголовное право и процесс. - Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2008. С. 7-10.
  • Блам И.Ю. Причины возникновения, развития и особенности функционирования экологического сектора промышленности // Вопросы статистики. - 2008. - №3. - С. 24-27.
  • Европейская комиссия ЕС. Управление окружающей среды. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/dgs/environment/index_en.htm (дата обращения 28.02.2019).
  • Ершова Т.В. Теоретические предпосылки возникновения и развития концепции экологического предпринимательства / Т.В. Ершова, Е.Б. Гаффорова, Ж.К. Хамдамов // Современная конкуренция. - 2016. - Т. 10. № 4.
  • Казаков Н.П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере: базовые понятия и принципы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 6. №4. - С. 91-95.
  • Модельный закон "Об основах экологического предпринимательства" (Принятом в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 Постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/4475/25200 (дата обращения 28.02.2019).
  • Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 26.02.2019).
Еще
Статья научная