Необычная кормёжка лысух Fulica atra на суше

Автор: Жатканбаев Алтай Жумаканович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 741 т.21, 2012 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152668

IDR: 140152668

Текст статьи Необычная кормёжка лысух Fulica atra на суше

В затяжную весну 2012 года я проводил 16-17 марта обследование искусственной гидросистемы Сорбулак. Это обширный комплекс водоёмов-накопителей сточных вод Алматы, находящийся в 70 км к северо-западу-северу от города. Он включает в себя как хранилища использованных вод в естественных понижениях рельефа (котловинах и впадинах), так и сложную сеть подходящих к ним каналов.

17 марта во время обследования (с 10 ч 25 мин до 11 ч 23 мин) пре-дустьевых побережий конечного участка сбросного канала, вливающегося в основной водоём-накопитель (длина около 22 км), отмечено пять групп лысух Fulica atra , от 250 до 400 особей в каждой, кормившихся на земле среди сухой прошлогодней травы (рис. 1). Одиночных разбредшихся птиц не было, все держались стадами. Общее количество пасущихся на суше лысух составляло не менее 1500 особей. Всего же в районе предустьевого участка канала (на берегах и водной поверхности) и на открытых ото льда акваториях вдоль западного (часть берега), всего южного и части восточного берега самого крупного водоёма насчитывалось около 7-10 тыс. лысух. Погода 17 марта была пасмурной, с густым утренним туманом, к вечеру с короткими проблесками солнца. Приземная температура воздуха в 8 ч 30 мин была +1.5°С, в 10 ч 30 мин – 11 ч 30 мин – не более +3.5-4.5°С.

Рис. 1. Лысухи кормятся в степи по берегу Сорбулака. 17 марта 2012. Фото автора.

Рис. 2. Лысухи выходят кормиться на берег. 17 марта 2012. Фото автора.

Кормившиеся утром лысухи при отсутствии опасности постепенно удалялись от берега в степь на 50-80 м, в основном на правом берегу канала (рис. 2, 3). При этом птицы не особенно боялись идущего вдоль берега автомобиля, за рулём которого находился наблюдатель, фотографировавший их через открытое окно. Лишь когда расстояние сокращалось до 40-30 м, лысухи неспешно (но иногда довольно быстро) удалялись пешком от машины (рис. 4).

Рис. 3. Группа лысух переходит дорогу и уходит в степь. 17 марта 2012. Фото автора.

Рис. 4. Идущие по просёлочной дороге лысухи. 17 марта 2012. Фото автора.

Во время кормёжки на суше лысухи чаще всего срывали начавшие вегетировать отростки растений, в основном травянистых. Но было видно, что они выискивали среди сухой травы и просыпавшиеся семена. Лысухи также обламывали тонкие веточки прошлогодних растений, возможно, с остатками семян. Наверное, они собирали и различных беспозвоночных, а также мелкие камешки и песок (в качестве гастролитов) на лишённых растительности колеях просёлочной дороги.

Поскольку здесь часто ведётся браконьерская охота на водоплавающих птиц из машин, наблюдавшаяся терпимость лысух к автомобилю указывала на то, что все выходившие на сушу птицы испытывали сильный голод. При очень близком (до 15-10 м) приближении автомобиля часть птиц каждой из пяти наблюдавшихся групп подбегала к крутым берегам. Прижатые к берегу подъезжавшей машиной, лысухи либо сбегали, либо слетали на воду канала с довольно быстрым течением (рис. 5). Однако через несколько минут они снова выходили на берег начинали кормиться на суше.

Рис. 5. Лысуха слетает с берега на воду. 17 марта 2012. Фото автора.

Отметим, что в монографии А.И.Кошелева (1984) «Лысуха в Западной Сибири» указано следующее: «Местами на зимовках лысухи выходят кормиться на посевы, нанося значительный ущерб (Голованова, 1975; Boer et al. , 1974). Для Западной Сибири подобные случаи неизвестны». В других просмотренных мною литературных источниках о случаях массовой кормёжки лысух на суше не упоминается.

Такая необычная для сугубо гидрофильных птиц массовая кормёжка на суше, очевидно, была вызвана недостатком кормов в воде. Ныряющих в поисках корма лысух (как они обычно это делают) я не видел, по крайней мере в утренние часы. Следует учесть и то, что в это ранневесеннее время на Сорбулаке, помимо большого скопления лысух, находилось также громадное количество (около 30-40 тыс.) речных и нырковых уток, а также несколько десятков лебедей-кликунов Cygnus cygnus и серых гусей Anser anser. Такое скопление птиц на водной системе, на 70-90% ещё скованной льдом, неизбежно создавало конкуренцию за пищу. Поэтому лысухи были вынуждены выходить на сушу для продолжительной кормёжки.

Высокая интенсивность кормёжки лысух могла быть связана и с погодой. В эти дни приближался мощный циклон, накрывший бóль-шую часть восточной половины Казахстана, в том числе и всю Алматинскую область. Начиная с вечера 18 марта пошёл дождь, перешедший в мокрый снег, а затем – в настоящую зимнюю пургу. Снег шёл практически целые сутки с 18 на 19 марта. В районе Сорбулака морозы ночью достигали минус 10ºС, образовался сплошной снеговой покров толщиной до 25-40 см. Потепление наступило 20-21 марта. В эти дни стояла ясная солнечная погода с прогреванием воздуха до +10-12°С. Снег начал быстро таять 20 марта и практически исчез на следующий день. Лёд на Сорбулаке также интенсивно таял и разрушался при попуске сточно-хозяйственных вод.

Следующее обследование этого района было проведено вечером 21 марта 2012. В 19 ч 30 мин я снова встретил три группы лысух (по 150200 особей в каждой, всего около 500), кормившихся на обоих берегах в предустьевой зоне канала. И это говорит о далеко не случайном характере массовой кормёжки лысух на суше ранней весной, когда всегда ощущается дефицит корма в самой воде и по краю берега.

После заката солнца на берегах не осталось ни одной лысухи, все они переместились на открытую водную гладь устья (разлива) канала и самого водоёма-накопителя. Свободное ото льда пространство увеличилось, и лысухи были распределены по акватории не так концентрировано, как 16-17 марта. Их общее количество оценивалось в 4-5 вместо 7-10 тыс. Видимо, часть пролётных лысух перелетела дальше к северу (водохранилища Курты и Капшагай и далее к озеру Балхаш), а новые партии лысух ещё не подлетели, задержанные прошедшим циклоном, сопровождавшемся снегопадом и морозами.

Искренне благодарю Ж.Ж.Жатканбаева, на внедорожном автомобиле и на спонсорские средства которого проведено это исследование, а также заведующего лабораторией орнитологии и герпетологии Института зоологии МОН РК Н.Н.Березовикова за помощь при подготовке рукописи.

Статья