Необычное гнездовое поведение у юрка Fringilla montifringilla
Автор: Дорогой Игорь Викторович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 901 т.22, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140153583
IDR: 140153583
Текст статьи Необычное гнездовое поведение у юрка Fringilla montifringilla
Юрок Fringilla montifringilla (рис. 1) – один из самых обычных и характерных видов, населяющих равнинные и склоновые ландшафты северо-восточной Сибири (Кищинский 1968; Андреев 2005; и др.).
Рис. 1. Токующий самец юрка Fringilla montifringilla .
Низовья Олы, 2 июня 2013. Фото автора.
Летом 2013 года мы столкнулись с любопытным явлением, которому затрудняемся дать объяснение. Самка юрка, строившая одновременно два гнезда, наблюдалась нами 30 мая в пойменном тополево-чозениевом лесу в низовьях реки Ола, примерно в 30 км от Магадана. Одно гнездо (в дальнейшем гнездо «А») располагалось в развилке ветвей на кусте ивы удской Salix udensis на высоте 220 см от земли, другое (гнездо «Б») – в развилке ветвей чозении Chosenia arbutifolia на высоте около 8 м. Расстояние между гнёздами по прямой составило всего 27 м. Птица поочерёдно подлетала то к одному, то к другому гнезду и приносила кусочки зелёного мха, сухие травинки, полоски бересты и другой строительный материал (рис. 2).

Рис. 2. Самка юрка у гнезда «А». 30 мая 2013. Фото автора.

Рис. 3. Гнездо юрка «А». 2 июня 2013. Фото автора.
В готовом виде гнездо «А» (рис. 3) представляло собой сооружение диаметром 15 и высотой 13 см; диаметр лотка составлял 10, а его глубина – 5 см. Оно было построено главным образом из кусочков зелёных мхов родов Drepanocladus , Brachythecium и Campilium с вкраплениями сухих прошлогодних листьев, свежих семян и серёжек ивы Salix sp., а также полосок бересты, а сам лоток был обильно выстлан перьями. Гнездо «Б» было сделано из схожего материала, но его размеры были несколько меньшими (ввиду относительной недоступности, это гнездо было рассмотрено только с земли в бинокль).

Рис. 4. Самка юрка в гнезде «Б». 8 июня 2013. Фото автора.
К утру 3 июня в гнезде «А» было 3 яйца, хотя самка ещё не начала обогревать кладку. Однако уже к 8 июня это гнездо оказалось пустым (возможно, было разорено чёрными воронами Corvus corone , гнездо которых располагалось примерно в ста метрах). Самка юрка сидела уже в гнезде «Б» и, судя по телодвижениям, время от времени переворачивала яйца (рис. 4). Птица насиживала кладку по крайней мере до 15 июня, однако ко времени нашего следующего визита (23 июня) и это гнездо опустело (возможно, также было разорено).
Выражаю искреннюю признательность к.б.н. М.Г.Хоревой и к.б.н. В.Б.Докучаевой (ИБПС ДВО РАН) за помощь в определении растений.