Необычное кормовое поведение тонкоклювой кайры Uria aalge

Автор: Дорогой Игорь Викторович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1074 т.23, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140154354

IDR: 140154354

Текст краткого сообщения Необычное кормовое поведение тонкоклювой кайры Uria aalge

Тонкоклювая кайра Uria aalge – широко распространённый вид чистиковых, основу питания которого составляют рыбы небольших размеров, как правило, образующие большие скопления (Головкин 1990а). Рацион её ближайшей родственницы – толстоклювой кайры U. lomvia более разнообразен и, в зависимости от локальных скоплений объектов питания, его основу могут составлять не только рыбы, но и мелкие ракообразные и кальмары (Головкин 1990б).

23 октября 2004 мы были свидетелями необычного поведения тонкоклювой кайры. Одиночная птица в течение примерно 2 ч наблюдалась у самого берега в северо-восточной части бухты Нагаева (59°31' 50'' с.ш., 150°44'13'' в.д.) во время заканчивающегося прилива (рис. 1). Птица не была пугливой и иногда подплывала к наблюдателю всего на 5-6 м, периодически погружая голову в толщу воды (рис. 2) и не делая даже попыток нырнуть. Несколько раз мы видели в клюве птицы желеобразные кусочки (рис. 3) и, судя по останкам на берегу медуз Aurelia limbata (рис. 4), она выклёвывала из тел этих беспозвоночных гонады.

Рис. 1. Тонкоклювая кайра Uria aalge у берега в бухте Нагаева. 23 октября 2014. Фото автора.

Рис. 2. Тонкоклювая кайра Uria aalge , высматривающая добычу в толще воды.

23 октября 2014. Фото автора.

Рис. 3. Тонкоклювая кайра Uria aalge c кусочком медузы в клюве.

23 октября 2014. Фото автора.

Скопления медуз Aurelia limbata в это время года в бухте Нагаева наблюдаются достаточно регулярно (рис. 5) и привлекают стаи крупных чаек – в основном тихоокеанских Larus schistisagus и в меньшей мере бургомистров L. hyperboreus и сизых L. canus (рис. 6). При этом наряду с гонадами медуз заметным пищевым подспорьем для чаек являются мелкие амфиподы Hyperia galba , поселяющиеся в телах этих беспозвоночных (Дорогой 2013). Однако случаев поедания медуз тонкоклювыми кайрами нам ранее наблюдать не приходилось.

Рис. 4. Останки медузы Aurelia limbata у берега. 23 октября 2014. Фото автора.

Рис. 5. Скопление медуз Aurelia limbata у берега. Бухта Нагаева. 9 октября 2014. Фото автора.

Мы затрудняемся объяснить столь необычное поведение этой птицы, тем более что ближайшие гнездовые колонии тонкоклювых кайр (острова Три Брата и, вероятно, мыс Островной) расположены на удалении около 15 км по прямой от места наблюдений. Может быть, это была ослабленная или больная особь, лишённая возможности охотиться на привычную добычу. Однако сам факт, доказывающий некоторую связь Uria aalge с медузами, на наш взгляд, не лишён интереса.

Выражаю признательность за ценные советы С.П.Харитонову (ЦКП ИПЭЭ РАН), М.В.Гаврило (Нац. Парк «Русская Арктика») и Е.Ю.Голубовой (ИБПС ДВО РАН).

Рис. 6. Скопление тихоокеанских чаек Larus schistisagus , поедающих гонады медуз. Бухта Нагаева, 21 октября 2014. Фото автора.

Краткое сообщение