Неоднородность экономического пространства регионов: понятия и проблемы
Автор: Вышинская Ю.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140107396
IDR: 140107396
Текст статьи Неоднородность экономического пространства регионов: понятия и проблемы
Исследование пространственного неравенства – одна из ключевых задач в экономической географии и региональной экономике. В той или иной мере проблема неравномерного территориального развития характерна как для России с ее огромной территорией, так и для всех стран на политической карте мира, вне зависимости от их административнотерриториального устройства и уровня социально-экономического развития.
На данном этапе экономического развития высокая степень неоднородности и несбалансированности экономического пространства страны отмечается практически по всем параметрам социального и экономического развития, проявляются эффекты экономического доминирования одних региональных систем над другими, и в целом это выражается в дифференциации социально-экономического развития регионов.
Под социально-экономической дифференциацией понимают устойчивые во времени и пространстве разрывы (отклонения) в условиях и результатах развития экономических систем, которые обуславливают различия в развитии социальной сферы относительно законодательно или нормативно установленных стандартов и уровней развития. Сокращение этих разрывов обеспечивает условия для более полной реализации прав граждан в удовлетворении их потребностей и способствует экономическому развитию регионов [1].
В основе дифференциации социально-экономического развития регионов исторически лежали объективные различия в исходных предпосылках хозяйственной деятельности. К первичным причинам дифференциации социально-экономического развития регионов России можно отнести: географическое положение регионов и их природноклиматические условия, обеспеченность важнейшими видами природных ресурсов (включая сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные и лесные). К вторичным – плотность и характер локализации населения и трудовых ресурсов.
Одни различия, в частности, природно-ресурсные особенности и географическое положение носят естественный характер и во временном аспекте первичны по отношению к процессам территориального экономического развития. Другие, прежде всего, в характере расселения, с самого начала были связаны с особенностями пространственной локализации первоначально естественных, а затем экономических условий жизнедеятельности людей.
С начала 1990-х годов, в условиях реализации в России рыночных реформ и отказа от директивных методов управления, процессы территориального разделения труда сопровождались общей системной трансформацией экономики регионов, что привело к изменению всей системы межрегиональных экономических связей и отношений.
В сложившихся в тот период новых условиях, по мере нарастания кризисных явлений, стали развиваться процессы усиления неоднородности экономического пространства страны и углубление дифференциации регионов по уровню экономического развития.
Академик РАН А.Г. Гранберг выделяет три комплекса причин развития таких процессов [2]:
-
- появление механизма рыночной конкуренции, разделяющего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, высветившего различную адаптируемость к рынку регионов с разной экономической структурой и разным менталитетом населения и власти;
-
- значительное ослабление регулирующей роли государства, что выражается в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства экономических и социальных компенсаторов;
-
- возникновение фактического неравенства различных субъектов РФ в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой.
В ходе исследования проблем межрегиональной дифференциации усилиями таких зарубежных ученых, как У. Айзард, Г. Мюрдаль, Ф. Перу, Х. Ричардсон и др. были созданы различные теории, наибольшее внимание из которых заслуживают следующие:
-
1) неоклассическая теория роста, в соответствии с которой динамические характеристики региональной экономики определяются накоплением капитала, возрастающим предложением труда и техническим прогрессом. При такой системе несовершенство рыночного механизма
регулируется через такие механизмы, как инвестиционные и миграционные субсидии, улучшение инфраструктуры и т.д.;
-
2) теория экспортной базы, суть которой состоит в том, что в регионах, где производится продукция с наименьшими издержками и высоким удельным весом экспорта, экономический рост определяется гибкостью и мобильностью факторов производства. При этом последние стимулируются теми же методами, которые предлагаются неоклассической теорией, с разницей лишь в том, что теория экспортной базы считает целесообразным применение рычагов прямого государственного регулирования;
-
3) теория размещения, в соответствии с которой в основе реализации региональной политики лежит правильное размещение производительных сил с переносом центра тяжести инвестиций в физическую инфраструктуру и в непроизводственную сферу;
-
4) теория "полюсов роста", исходя из которой территориальное развитие не является повсеместным процессом, а проявляется точками, различающимися по степени интенсивности. Такая теория стала основой французской модели территориального управления, найдя практическое применение взамен известной концепции равномерного размещения производительных сил на всей территории страны;
-
5) теория кумулятивных причин, согласно которой экономическое развитие – кумулятивный процесс, ведущий к росту различий наиболее развитых с менее развитыми регионами. Данная теория придает ключевое значение в региональной политике созданию промышленных комплексов в отсталых регионах как условие их опережающего развития;
-
6) теория жизненного цикла производства товаров, предполагающая применительно к региональному процессу, что региональная экономическая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для инновационной деятельности в менее развитых регионах, прежде всего – в их городах посредством создания, например, образовательных научных центров с последующим распространением позитивных результатов на периферийные районы [3].
Применительно к РФ на народнохозяйственном уровне до сих пор не существует общепризнанной системы стратегического управления региональным развитием, включающей в себя соответствующие инструменты управления межрегиональной социально-экономической дифференциацией.
Существующий механизм управления межрегиональными различиями характеризуется отсутствием системности взаимодействия тактической и стратегической направленности между объектами и субъектами управленческого процесса, что не позволяет федеральному центру и региональным администрациям эффективно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить формирование необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития. В этой связи все более актуальным становится необходимость уточнения общеметодологических подходов к исследованию процесса управления динамикой межрегиональных социально-экономических различий.
С позиций научного анализа дифференциация социальноэкономического развития регионов должна рассматриваться не только как результат предшествующего развития, но и как непрерывный процесс, объективно обусловленный рядом внутренних причин и воздействием комплекса внешних факторов регионального развития.
Межрегиональные социально-экономические различия являются фактором конкуренции и развития до определенных пределов. В случаях же, когда они становятся чрезмерно глубокими, их последствия могут негативно сказаться не только на эффективности национальной экономики, но и на социально-политической стабильности в государстве, что особенно нежелательно в отдельных его макрорегионах, например, в регионах Севера и Арктической зоны России.
Экономика и социальная сфера северных регионов функционируют в особых условиях. Экстремальные природно-климатические и географические условия, труднодоступность многих северных районов, неразвитость инфраструктуры и другие северные факторы ведут к повышенным издержкам производства и жизнеобеспечения населения.
По уровню развития производительных сил, инвестиционному потенциалу, условиям проживания населения регионы Севера неоднородны. Некоторые из них активно развиваются, большинство же относится к экономически неразвитым или депрессивным. Разрыв между высокоразвитыми и менее развитыми регионами все больше увеличивается.
Особое место в исследованиях по рассматриваемой проблематике занимает оценка уровня неоднородности экономического пространства регионов Севера и территорий Арктической зоны России.
Оригинальный измеритель для оценки уровня неоднородности был разработан около 20 лет назад в рамках Программы развития ООН (ПРООН) - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В основе его лежит возможность обеспечить материальное и духовное благополучие человека: прожить долгую и здоровую жизнь, получить хорошее образование, иметь приемлемый доход, и все это на основе соответствующего уровня развития экономики. Методика расчета индекса (ИРЧП) носит универсальный характер и может быть применена к любому территориальному образованию [4, 5].
Три основных индикатора, определяющих интегральную величину индекса (подушевой валовый региональный продукт, продолжительность жизни и уровень образования) приведены в таблице 1. Как видно из ее данных, ВРП в трех из четырех субъектов РФ, которые можно условно отнести к территории Арктической зоны полностью, несколько ниже, чем в среднем по стране.
Таблица 1 – Индекс развития человеческого потенциала в 2010 г. [6]
ВВП на душу населения, долл.США ППС |
Ожидаемая продолжительность жизни |
Грамотность |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет |
ИРЧП (место в РФ) |
|
Российская Федерация |
18869 |
68.67 |
99.4 |
0.766 |
0.840 |
Мурманская обл. |
15555 |
67.19 |
99.6 |
0.882 |
0.809(42) |
Ненецкий АО |
51320 |
67.12 |
99.1 |
0.893 |
0.853(9) |
Чукотский АО |
39220 |
58.22 |
99.0 |
0.922 |
0.809(43) |
Ямало Ненецкий АО |
57175 |
69.49 |
99.2 |
0.905 |
0.882(3) |
Кроме того, методика включает дополнительно более 20 показателей, характеризующих различные социально-экономические направления, такие как уровень жизни, рынок труда и т.п. Как видно из таблицы 2, арктические субъекты в целом отличаются более высокими показателями уровня жизни, в частности заработной платы, соотношение которой с фиксированным набором потребительских товаров и услуг. В конечном итоге положительные тенденции выражаются в естественном приросте населения, при этом необходимо иметь в виду, что Российская Федерация в целом только в 2012 году вышла на «нулевой» уровень.
В то же время можно отметить наличие отрицательных индикаторов, в частности продолжающийся миграционный отток, особенно значительный в Мурманской области. Между переписями 2002 и 2010 годов именно в ней, а также в Чукотском автономном округе количество жителей сократилось примерно на 8%. Это происходит вследствие целого ряда причин, среди которых можно выделить две основные. Во-первых, это продолжающееся уже двадцать лет относительное снижение уровня заработной платы по отношению к среднероссийской. Если еще в 2000-м году этот показатель составлял для Мурманской области 1.7 (при районном коэффициенте 40% и предельных северных надбавках 80%, то есть «теоретическое превышение в среднем в 2 раза), то уже в 2012 году – только в 1.35 (см.табл.2).
Вторая причина, характерная именно для Мурманской области – сравнительно большие возможности для переезда в другие местности, например, средней полосы, чем в удаленных регионах Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, значительная часть миграции обусловлена переводом или закрытием воинских гарнизонов, что особенно типично именно для Кольского полуострова.
Стабилизацию положения и социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации обычно связывают с тремя факторами:
-
- наличие богатых природных ресурсов;
-
- возможности инновационного развития
функционирующих здесь ресурсных корпораций;
-
- высокий профессионально-образовательный уровень
населения.
Таблица 2 – Социальные показатели ИРЧП в 2012 г.
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг |
Соотношение графа 2 и графа 4 |
Безработные |
Прирост населения |
|||
общая численность, тыс.чел. |
в % к эконом. активному населению |
естественный на 1 тыс. чел. |
миграционный, тыс.чел. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Российская Федерация |
26822 |
9868 |
2.7 |
4131 |
5.5 |
0.0 |
+294.9 |
Мурманская обл. |
36259 |
12175 |
3.0 |
36.3 |
7.7 |
0.5 |
-7.9 |
Ненецкий АО |
58200 |
15228 |
3.8 |
1.6 |
7.9 |
7.2 |
+0.1 |
Чукотский АО |
62856 |
17580 |
3.6 |
1.4 |
4.3 |
2.6 |
-0.3 |
ЯмалоНенецкий АО |
63963 |
13626 |
4.6 |
11.4 |
3.4 |
11.4 |
-1.1 |
Последний фактор является, на наш взгляд, ключевым, поэтому попробуем остановиться на нем подробнее. Можно отметить некоторое возрастание внимания федеральных органов власти к вопросам подготовки кадров для этого региона. В частности, в сфере высшего профессионального образования это связано с созданием Северного (Арктического) федерального университета (г.Архангельск), Северо-Восточного федерального университета (г.Якутск) и Дальневосточного университета (г.Владивосток), которые постепенно будут превращаться не только образовательными, но и научными центрами.
Университет в г.Архангельске (САФУ) создан Правительством Российской Федерации в 2010 году на базе Архангельского государственного технического университета путем присоединения к нему Поморского ГУ имени М.В.Ломоносова, филиала Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (г.Северодвинк), Северного государственного медицинского университета, нескольких колледжей и профессиональных училищ. Основная цель САФУ – подготовка и переподготовка высококлассных специалистов, создание и проведение инновационных услуг и разработок с учетом перспектив развития Севера и Арктики.
Университет осуществляет образовательную деятельность, направленную на создание глобально-конкурентоспособной системы подготовки кадров, прежде всего для регионов с особыми условиями хозяйствования, и также научно-инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями «Основ государственной политики в Арктике на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу». САФУ – единственный на Крайнем Севере университет, готовящий специалистов для Северного центра судостроения и ремонта, а также для машиностроения, приборостроения, безопасности человека и окружающей среды, адаптации населения и его реабилитации на Севере и т.п. [7].
С целью комплексного освоения арктического региона, развития фундаментальных и прикладных научных исследований, создания единого научно-образовательного пространства в 2012 году была учреждена Арктическая ассоциация университетов и научных организаций, в которую вошли САФУ, Кольский научный центр РАН (Мурманская область), Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича (г.Мурманск), Российский государственный институт нефти и газа им. Губкина (г.Москва), Петрозаводский государственный университет, Мурманский государственный технический университет и др. Сотрудничество вузов и НИИ позволит не только обеспечить подготовку кадров, но и проводить комплексные исследования практически по всем стратегическим направлениям развития Севера и Арктики.