Неоязычество в современной России: историко-философский анализ

Автор: Ахмадулина Светлана Зиннатовна, Федоров Михаил Александрович

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена историко-философскому анализу неоязычества в современной России. В работе прослежен путь инкорпорации неоязыческих представлений в изменившихся политических и социокультурных условиях жизни страны в постсоветский период времени. Основой неоязыческого мировоззрения выступают дохристианские языческие верования древних славян, религиозные представления, заимствованные из современного оккультизма и верований других народов. Авторы приходят к выводу о том, что неоязычники утверждают «этническую чистоту», которая предназначена противостоять релятивизирующим и культурно деструктивным влияниям всех подобных зарубежных тенденций. В основе интересов неоязычников, помимо различных праздников, обрядов, лежит интерес к народной магии, который широко распространен даже среди практикующих христиан, и грань между оккультизмом, магией, парапсихологией и религией гораздо более размыта, чем она есть на самом деле во многих западных странах. Эта культурная преемственность является особенностью для России. Неоязычество отвечает на потребности в архаическом мышлении, реконструкции родовых связей, магии, экологии и новой идентичности на фоне глобальных проблем современности и в условиях глобализационных процессов.

Еще

Неоязычество, родноверие, союз славянских общин славянской родной веры, п. к. иванов, гуманизм, антигуманизм, субкультура

Короткий адрес: https://sciup.org/148317297

IDR: 148317297   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2020-1-81-87

Список литературы Неоязычество в современной России: историко-философский анализ

  • Ахмадулина С. З. Правовое регулирование нетрадиционных религий в России. Улан-Удэ, 2019. 280 с.
  • Ахмадулина С. З. Новые религиозные объединения // Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник / С. В. Васильева [и др.]. Улан-Удэ, 2011. 238 с.
  • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. Ч. 1. 244 с.
  • Бенуа А. Как можно быть язычником. М.: Русская правда, 2004. 240 с.
  • Бержье Ж., Повель Л. Утро магов / сокр. пер. с фр. Е. Патуева-Иванова. М.: Миф, 1991. 79 с.
  • Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. 234 с.
  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с
  • Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 279 с.
  • Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2010. № 1. С. 81-90. URL: http://masters.donntu.org/2015/fknt/ovsianikova/library/article6.htm (дата обращения: 20.01.2020).
  • Напольских В. В. Заметки на полях. Неоязычество на просторах Евразии // Вестник Евразии. 2002. № 1. С. 138-146.
  • Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного Молодежного движения / под. ред. С. Е. Прокофьева. Спец. вып. 1995. 80 с.
  • Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Культурная индустрия: просвещение как способ обмана масс / пер. Т. Зборовской. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 103 с.
  • Шоню П. Во что я верую / пер. с фр. и примеч. Г. И. Семенова. М.: Русский путь, 1996. 286 с.
Еще
Статья научная