Неоплатонический Асклепий

Автор: Афонасин Евгений Васильевич, Афонасина Анна Сергеевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

Прокл тесно общался со многими богами, однако Асклепий помогал ему в течение всей жизни: в молодости Прокл чудесным образом выздоровел, когда Телесфор, сын Асклепия и бог исцеления, явился ему во сне; в более зрелом возрасте патрон медицины («пришедший из Эпидавра») излечил его от артрита; наконец, Асклепий посетил его в виде змеи и во время его «последней болезни» ( Жизнь Прокла 7 и 31). Философ пишет о видении Асклепия в его Комментарии к Алкивиаду 166 (II 228-229 Segons). Кроме бога из Эпидавра, он поклонялся аскалонскому Асклепию Леонтуху ( Жизнь Прокла 19). Наконец, он, возможно, был причастен к установлению культа, связанного с Асклепием у себя на родине. Эти и целый ряд других неоплатонических текстов показывают, что неоплатоники фундаментальным образом переопределили место Асклепия в иерархии божеств, следом переосмыслив и саму концепцию здоровья. Кроме того, по свидетельству его биографа неоплатонический философ отправляется в храм бога не в поисках исцеления, но для того, чтобы попросить за другого человека, Асклепий же сам приходит к нему, причем, по-видимому, без предварительной просьбы. Текстуальные свидетельства подкрепляются и археологическими данными.

Еще

Афина, асклепий, дамаский, юлиан, дом прокла, жертвоприношения, исцеления

Короткий адрес: https://sciup.org/147103447

IDR: 147103447

Список литературы Неоплатонический Асклепий

  • Afonasin, E. V., Afonasina, A. S. (2014) “The houses of philosophical schools in Athens”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.1, 9-23.
  • Athanassiadi, P., ed., tr. (1999) Damascius. The Philosophical History. Athens.
  • Brouskari, M. S. (2004) “ΟΙ ΑΝΑΣΚΑΦΕΣ ΝΟΤΙΩΣ ΤΗΣ ΑΚΡΟΠΟΛΙΣ, ΤΑ ΓΛΥΠΤΑ (The Excavations South of the Acropolis, The Sculpture),” Archaiologikê Ephêmeris 141, 2002, Fifth Period, Athens: Hetaireia.
  • Camp, John McK. II (1994) The Athenian Agora. A Guide to the Excavation and Museum. Athens.
  • Caruso, A. (2013) Akademia. Archeologia di una scuola filosofica ad Atene da Platone a Proclo (387a.C. -485 d.C.). Athens: Scuola archeologica italiana di Atene.
  • Castrén, P., ed. (1994) Post-Herulian Athens. Aspects of Live and Culture in Athens, A. D. 267 -529. Helsinki.
  • Dillon, J. M. (2007) “The Religion of the Last Hellenes”, Rites et croyances dans les religions du monde romain: huit exposés suivis de discussions. Genève: Fondation Hardt: 117-147.
  • Dillon, J., ed. (20092) Iamblichus. The Platonic Commentaries. Brill, 1973; The Prometheus Trust.
  • Edwards, M. J., tr. (2000) Neoplatonic Saints. The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. Liverpool.
  • Edelstein, E. and L. (1945) Asclepius: A Collection and Interpretation of the Testimonies. Baltimore, 2 vols.
  • Eleftheratou, S., ed. (2015) Acropolis Museum. Guide. Athens.
  • Finamore, J. (1999) “Julian and the Descent of Asclepius,” Journal of Neoplatonic Studies 7.1, 63-86.
  • Frantz, A., Tompson, H., Travlos, J. (1988) The Athenian Agora. Results of Excavations conducted by the Americal School of Classical Studies at Athens. Vol. XXIV: Late Antiquity, A. D. 267-700.
  • Princeton, N. J.; reviewed by P. Castrén in: Gnomon 63 (1991) 474-476.
  • Hällström, G. af. (1994) “The Closing of the Neoplatonic School in A. D. 529: An Additional Aspect,” Castrén 1994, 140-159.
  • Karivieri, A. (1994) “The ‘House of Proclus’ on the Southern Slope of the Acropolis. A Contribution,” Castrén 1994, 115-140.
  • Majercik, R., tr. (1989) The Chaldean Oracles. Leiden.
  • Marchiandi, D. (2006) “Tombe di filosofi e sacrari della filosofia nell’Atene tardo-antica: Proclo e Socrate nella testimonianza di Marino di Neapolis,” Annuario della Scuola Archeologica di Atene, ser. III, 6.1, 101-130.
  • Melfi, Milena (2007) I Santuari di Asclepio in Grecia 1. Rome. Meliades, J. (1955) “Ἀνασκαφαὶ νοτίως τῆς Ἀκροπόλεως”, Praktika (1955) 36-52.
  • Oikonomides, Al. N., tr. (1977) Marinos of Neapolis. The Extant Works, or The Life of Proclus and the Commentary on the Dedomena of Euclid. Greek Text with facing (English or French) Translation, Testimonia De vita Marini, an Introduction and Bibliography. Chicago.
  • Petracos, B. (1995) The Amphiareion of Oropos. Clio Editions, Greece.
  • Rosán, L. J. (1949) The Philosophy of Proclus. The Final Stage of Ancient Though. New York.
  • Saffrey, H. D., Segonds, A.-P., eds. (2001) Proclus ou Sur le bonheur, avec la collaboration de Concetta Luna (Collection des universités de France). Paris.
  • Wildberg, Ch. (forthcoming) “Proclus of Athens: A Life,” Proclus, ed. by Piet d’Hoine and M. Martijn, Oxford University Press (https://www.academia.edu/10270624/A_Life_of_Proclus).
  • Звиревич, В. Т., пер., Петрова, М. С., ред. (2013) Макробий. Сатурналии. Москва.
  • Месяц, С. (2013) «Трансцендентное начало в неоплатонизме и учение о генадах», В. В. Петров, ред. ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. Москва, 169-209.
Еще
Статья научная