Непосредственные сравнительные результаты эндоскопического и открытого выделения большой подкожной вены при коронарном шунтировании

Автор: Чернявский Александр Михайлович, Лавренюк Олег Валерьевич, Волков Александр Михайлович, Терехов Игорь Николаевич

Журнал: Патология кровообращения и кардиохирургия @journal-meshalkin

Рубрика: Ишемическая болезнь сердца

Статья в выпуске: 4 т.16, 2012 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты, полученные у 96 пациентов с эндоскопическим выделением вены и у 109 пациентов с открытым выделением вены после операции аортокоронарного шунтирования. Проанализированы данные интраоперационного периода этапа выделения вены в зависимости от методики ее выделения, а также уровень послеоперационной боли, частота и характер осложнений со стороны раны нижней конечности на госпитальном этапе. Полученные результаты показали преимущества в группе эндоскопического выделения вены: значительное уменьшение хирургической травмы и снижение послеоперационных осложнений при хорошем качестве венозного кондуита. Способ эндоскопического выделения вены представляет безопасную альтернативу открытому способу выделения вены и особенно рекомендован пациентам с сахарным диабетом, ожирением, атеросклерозом артерий нижних конечностей.

Еще

Эндоскопическое выделение вены, аортокоронарное шунтирование, аутовенозный кондуит

Короткий адрес: https://sciup.org/142140500

IDR: 142140500

Текст научной статьи Непосредственные сравнительные результаты эндоскопического и открытого выделения большой подкожной вены при коронарном шунтировании

В последние десятилетия широкое распространение получили малоинвазивные методы при оказании кардиохирургической помощи больным ИБС. Постоянно идет усовершенствование и разработка новых способов и методик как самого этапа коронарного шунтирования, так и подготовки венозных кондуитов. В середине 1990-х гг. предложен минимально инвазивный метод получения аутовенозного кондуита из большой подкожной вены (БПВ) [1]. Это обусловлено тем, что при традиционном открытом способе выделения вены, несмотря на все меры профилактики, раневые осложнения встречаются до 40% случаев [2, 3]. Эндоскопический метод потенциально уменьшает риск развития осложнений за счет снижения травматичности процедуры и может быть рассмотрен как альтернативный способ открытому выделению вены. Цель нашего исследования заключалась в сравнении двух методов выделения большой подкожной вены при операции аортокоронарного шунтирования (АКШ).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В нашей клинике было проведено проспективное рандомизированное исследова- ние по оценке эндоскопического и открытого выделения большой подкожной вены нижних конечностей для выполнения аутовенозного шунтирования коронарных артерий. Количество включенных в исследование пациентов составило 205 человек, которые были разделены на две группы: группа с открытым выделением вены (ОВВ) – 109 пациентов и группа с эндоскопическим выделением вены (ЭВВ) – 96 пациентов. Критериями включения были: пациенты с различными формами стенокардии и многососудистым поражением коронарного русла. Критериями исключения были: пациенты, нуждающиеся в экстренном АКШ с нестабильной гемодинамикой; пациенты без использования аутовены в качестве шунта. Для эндоскопического выделения венозного кондуита использовалась система Vasoview 6 (Maquet). Опыт по эндоскопическому выделению вены на момент начала исследования составлял более 100 выполненных манипуляций.

Предоперационная подготовка не отличалась в обеих группах. Для профилактики инфекционных осложнений все пациенты получали антибиотик «Зинацев» 1,5 г внутривенно за

30 мин до разреза кожи и после операции в течение 3 суток (2 раза в день по 1,5 г).

Эндоскопическое выделение вены начинается с выполнения разреза длиной около 3–3,5 см в проекции большой подкожной вены в верхней трети голени с медиальной стороны. Ствол БПВ визуализируется в мягких тканях и выделяется на некотором расстоянии в верхнем и нижнем направлении без увеличения разреза. Далее устанавливается специальный порт, герметично прилегающий к краям раны, в который вводится 7-мм эндоскоп с конусовидным наконечником. Форма наконечника позволяет безопасно продвигать эндоскоп вдоль ствола БПВ с отделением подкожной клетчатки под визуальным контролем на видеомониторе с целью не допустить чрезмерного давления непосредственно на стенку вены и отрыва притоков. Уровень выделения вены захватывает верхнюю треть голени и бедро на всем протяжении.

По мере продвижения эндоскопа между отслоенной клетчаткой и стволом образуется полость, которая равномерно заполняется СO 2 при скорости поступления 3–5 л/мин, создавая давление в подкожном тоннеле 10–12 мм рт. ст., что дает необходимую визуализацию и пространство для маневрирования эндоскопом. После полного препарирования ствола БПВ с отходящими притоками от подкожной клетчатки вводится эндоскоп с предварительно установленной системой эндоскопического выделения вены Vasoview 6. Система имеет гибкий держатель-желоб для ствола БПВ с режущим элементом (ножом) и двумя элементами биполярной электрокоагуляции. Притоки подвергаются предварительной коагуляции, затем пересекаются на расстоянии 2–3 мм от основного ствола.

Второй кожный разрез размером 1–2 см осуществляется в верхней трети бедра с медиальной стороны в проекции ствола БПВ, ориентиром служит положение эндоскопа в подкожной клетчатке. Это необходимо для безопасного пересечения ствола БПВ и лигирования проксимального участка БПВ. Аналогично ствол БПВ пересекается, лигируется дистально и извлекается из раны. После этапа выделения проводится оценка диаметра, длины и подготовка аутовенозного графта, которая включает в себя: клипирование отсеченных притоков, если необходимо – восстановление целостности стенки вены. Послеоперационные раны ушиваются внутрикожным швом нитью Monocryle 3/0 с дренированием тоннеля в течение первых суток и компрессией оперированной нижней конечности.

Методика традиционного открытого выделения БПВ общепризнана и стандартна. Выделение вены начинается на несколько сантиметров выше уровня медиального надмыщелка. В этом месте в большинстве случаев расположение вены определяется визуально. Разрез ориентируется в продольном направлении над стволом БПВ. Длина разреза определяется в зависимости от необходимого количества аутовенозных граф- тов, как правило, при необходимости одного аутовенозного графта длина разреза ограничивается 2/3 длины голени, при двух и более графтах – разрез затрагивает всю длину голени, пересекает коленный сустав и продолжается на бедро. Целостность тканей восстанавливается непрерывным швом нитью Vicryl 3/0 и внутрикожным рассасывающим материалом Monocryle 3/0.

Ведение послеоперационного периода не отличалось в обеих группах. Все пациенты со вторых суток использовали компрессионный трикотаж на нижние конечности. В послеоперационном периоде осмотр и опрос пациентов проводился на 6–7-е сутки после операции. Анализировались полученные осложнения со стороны нижней конечности. В качестве оценки боли нижней конечности после выделения вены была выбрана цифровая рейтинговая шкала от 0 (нет боли) до 10 (самая высокая степень боли). Каждому пациенту предлагалось самостоятельно оценить степень боли в нижней конечности после выделения вены.

Для выявления послеоперационного отека нижней конечности мы измеряли окружность на трех уровнях: область голеностопного сустава – выше медиального надмыщелка на 1 см; область голени – на границе верхней и средней трети; область бедра – на середине бедра.

Для обработки полученных данных была использована программа Statistica 6.0. Перед началом анализа эмпирические распределения переменных были испытаны на согласие с законом нормального распределения по критерию Шапиро – Уилка. Нормально распределенные количественные показатели представлены в виде M±Std.Dev, а качественные – в процентах. Оценка значимости различия проводилась параметрическими методами с использованием парного t-критерия Стьюдента. Для сравнения качественных признаков использовались критерий χ² и точный критерий Фишера. Проверка статистических гипотез проводилась при критическом уровне значимости p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Средний возраст пациентов в группе эндоскопического выделения вены составил 60±8,1 лет, в группе открытого выделения вены 62±7,5 лет. Мужской пол значительно преобладал в обеих группах. Пациенты были сопоставимы по демографическим характеристикам и сопутствующим патологиям, таким как сахарный диабет и ожирение (ИМТ для мужчин >32, для женщин >34) (табл. 1). В группе ЭВВ количество пациентов с периферическим поражением сосудов нижних конечностей составило 21 (21,9%) против 9 (8,2%) пациентов в группе ОВВ, р<0,004. Во всех операциях АКШ в качестве шунта к пораженной передней нисходящей артерии использовали левую внутреннюю грудную артерию.

Сравнительный анализ способов выделения вены показал, что, хотя этап непосредственного выделения боль-

Таблица 1

Показатель

ОВВ (n = 109)

ЭВВ (n = 96)

p

Клиническая

Мужской пол, n (%)

89 (80,9)

76 (79,2)

0,65

характеристика

Возраст, годы

60±8,1

62±7,5

0,33

пациентов

Вес, кг

85,7±14,3

81,1±15,6

0,03

Рост, см

169,6±7,7

167,8±8,3

0,09

Индекс массы тела, кг/м²

29,7±3,8

28,7±4,9

0,08

Ожирение, n (%)

27 (24,5)

22 (22,9)

0,76

Сахарный диабет, n (%)

17 (17,7)

15 (13,6)

0,44

ХИНК, n (%)

21 (21,9)

9 (8,2)

0,01

Нестабильная стенокардия, n (%)

10 (9,2)

8 (8,4)

0,83

Инфаркт миокарда, n (%)

89 (81,6)

84 (87,5)

0,44

Использование ГКС, n (%)

2 (1,8)

0,13

Кол-во аутовенозных графтов

1,72

1,89

0,02

Таблица 2

Интраоперационные результаты

Показатель

ОВВ (n = 109)

ЭВВ (n = 96)

р

Выделение вены, мин

18,3±7,6

24,7±5,5

<0,01

выделения БПВ

Ушивание п/о раны, мин

21,1±8,5

3,5±0,7

<0,01

Обработка вены, мин

0,9±1,5

3,7±1,3

<0,01

Общее время процедуры выделения вены, мин

40,3±15,8

31,8±6,2

<0,01

Длина выделенного венозного кондуита, см

31,6±9,4

37,3±4,2

<0,01

Длина разреза, см

35,4±10,2

6,3±0,9

<0,01

шой подкожной вены занимал больше времени в группе ЭВВ, общее время, включающее в себя выделение вены, ее обработку и ушивание раны, было меньше, чем в группе ОВВ (табл. 2). Это обусловлено тем, что в группе ЭВВ гораздо меньше времени затрачивается на ушивание раны, поскольку средняя длина разреза в этой группе в 5,6 раза меньше, чем в группе ОВВ (табл. 2). Меньшая длина выделенной вены в группе ОВВ была обусловлена тем, что 40 пациентов (36,7%) из этой группы имели выделение вены для создания одного аортокоронарного шунта, тогда как в группе ЭВВ в большинстве случаев выделение осуществлялось с целью создания двух изолированных аутовенозных графтов.

Количество пациентов с послеоперационными осложнениями составило в группе открытого выделения вены – 40 (36,7%) пациентов, тогда как в группе эндоскопического выделения вены – 8 (8,3%) пациентов, p<0,03 (табл. 3). В группе открытого выделения вены из осложнений преобладали нарушения лимфооттока с развитием отека нижней трети голени и голеностопного сустава – 31 пациент (28,4%) и нарушения чувствительности в области послеоперационного шва на нижней конечности – 14 пациентов (12,8%). Тогда как в группе ЭВВ ранний лимфатический отек был выявлен у 4 пациентов (4,2%), а нарушения чувствительности области шва у двоих пациентов (2,1%).

Отсутствие послеоперационной боли (0 баллов) было выше в группе ЭВВ, чем в группе ОВВ (44,8 и 25,7%, p<0,05).

Оценка данных динамики изменения окружности нижней конечности до и после манипуляции показала достоверное различие в группе открытого выделения вены на уровне голеностопного сустава. До операции размер окружности на уровне лодыжечной области составил 22,9±1,9 см и после операции – 23,9±1,9 см, p<0,0 0 1. По ре з ультатам нашег о анализа, в группе ЭВВ динамика изменения окружности оперированной нижней конечности была несущественной и не имела статистической значимости.

ОБСУЖДЕНИЕ

Риск развития инфекционных осложнений на нижней конечности у кардиохирургических больных после операции коронарного шунтирования с использованием большой подкожной вены достаточно высок [4, 5]. Как правило, акцент в послеоперационном периоде делается на состояние раны от стернотомного доступа, и некоторые осложнения после выделения вены проявляются уже после выписки пациента из стационара. В широко используемой традиционной технике выделение вены осуществляется через один большой разрез над большой подкожной веной. Процедура открытого выделения вены является предиктором развития раневой инфекции, наряду с другими независимыми факторами (ожирение, сахарный диабет, атеросклероз артерий нижних конечностей) [6]. Полученные нами данные продемонстрировали, что

Таблица 3

Послеоперационные осложнения выделения БПВ

Вид осложнения                                ОВВ (n = 109)        ЭВВ (n = 96)        p

Гематома, n (%)                                       2 (1,8)                  3 (3,1)               0,55

Лимфорея, n (%)                                     6 (5,5)                  1 (1,0)               <0,05

Ранний лимфатический отек, n (%)                 31 (28,4)              4 (4,2)              <0,05

Диастаз шва, n (%)                                   2 (1,8)                  1 (1,0)               0,64

Нагноение п/о раны, n (%)                         1 (0,9)                0                  0,35

Нарушение чувствительности области шва, n (%)   14 (12,8)              2 (2,1)              <0,05

Эритема, n (%)                                       7 (6,4)                  1 (1,0)               <0,05

Инфильтрат, n (%)                                    1 (0,9)                  0                    0,35

Серозный экссудат, n (%)                            3 (2,8)                  1 (1,0)               0,12

Кол-во пациентов с осложнениями, n (%)           40 (36,7)              8 (8,3)              0,03

у пациентов имеется существенное различие осложнений со стороны послеоперационной раны в зависимости от используемой методики выделения вены, что согласуется с данными ряда других зарубежных авторов [7, 8]. Снижение количества осложнений наблюдалось в группе эндоскопического выделения вены, при отсутствии достоверных различий в обеих группах по частоте ожирения и сахарного диабета. При эндоскопическом выделении вены имеется минимальное повреждение кожного покрова с меньшим повреждением подкожной клетчатки, что улучшает заживление послеоперационной раны.

Операционная техника эндоскопического выделения вены с одним или двумя небольшими разрезами для получения трансплантата не требует выполнения многослойного ушивания раны, иногда достаточно наложить один поверхностный шов. При открытом выделении вены даже при необходимости в получении аутовенозного трансплантата для создания одного изолированного графта требуется выполнить разрез длиной около 20 см, что увеличивает риск развития невропатий. В связи с тем, что подкожный нерв и большая подкожная вена имеют близкое анатомическое расположение на голени и в особенности нижней трети ее, даже хорошее знание анатомии и квалификация хирурга не исключают случаев повреждения нерва. Поэтому отрыв, повреждение подкожного нерва, при выделении большой подкожной вены является частым осложнением [9]. Так, по данным J. Mountney [1999], после открытого выделения вены сохраняется большая площадь нарушенной чувствительности в области шва в течение длительного послеоперационного периода до 20 мес. [10]. U. Nair и его коллеги [1988] выявили связь между уровнем послеоперационной невропатии и количеством слоев при ушивании раны после открытого выделения вены. При ушивании раны в два слоя имелся более высокий уровень невропатии, по сравнению с ушиванием в один слой [11].

Послеоперационная боль в нижних конечностях, ограничение движений в коленных и голеностопных суставах, а также отек нижних конечностей влияют на раннее послеоперационное восстановление. При открытом выделении вены, поскольку разрез затрагивал голень, отек располагался на голеностопном суставе. Опрос пациентов в нашем исследовании показал меньшую интенсивность послеоперационной боли после эндоскопического выделения вены, что также отмечается другими авторами [12, 13].

Особенностью используемой системы эндоскопического выделения вены Vasoview 6 является интегрированное управление процессом выделения вены в одном устройстве. Освоение методики эндоскопического выделения вены – очень важный этап подготовки, поскольку для специалиста, который ранее не имел опыта работы с минимально инвазивной хирургией, в первое время очень трудно достичь приемлемых результатов. Это касается и атравматичности выделения вены, и длительности выполнения процедуры. Трудность заключается в освоении зрительно-моторной координации при манипуляции эндоскопом, а также правильном позиционировании разреза и определении истинного ствола БПВ. По данным S. Kiani [2012], у специалиста с уровнем опыта менее 100 случаев эндоскопического выделения вены повреждение вены больше, чем у специалиста с опытом более 900 случаев эндоскопического выделения вены [14]. Время выделения вены напрямую связано с кривой обучения. J. Bitondo [2002] в своем исследовании отмечает, что время, затраченное на выделение и обработку кондуита, достоверно не имело различий в обеих группах, однако время ушивания послеоперационной раны было ниже в группе с эндоскопическим выделением вены за счет небольшой длины послеоперационной раны [15]. В нашем исследовании время, затраченное на этап выделения и обработку вены при эндоскопическом способе, остается все еще более длительным в сравнении со временем, затрачиваемым при открытом способе. Особенно это актуально при выделении вены для одного венозного трансплантата.

ВЫВОДЫ

  • 1.    Способ эндоскопического выделения вены при операции АКШ отличается меньшей хирургической травмой при подготовке аутовенозного кондуита и может быть

  • 2.    При эндоскопическом способе выделения вены выявлена более низкая частота развития послеоперационных раневых осложнений со стороны нижней конечности по сравнению с открытым способом выделения вены.

  • 3.    Преимущество эндоскопического выделения вены состоит в уменьшении интенсивности боли в послеоперационном периоде, что благоприятно влияет на раннюю активизацию пациентов и сокращает сроки их госпитализации.

безопасной альтернативой открытому способу выделения вены.

Список литературы Непосредственные сравнительные результаты эндоскопического и открытого выделения большой подкожной вены при коронарном шунтировании

  • Lumsden A.B., Eaves F.F.III, Ofenloch J.C. et al.//Cardiovasc. Surg. 1996. V. 6. P. 771-776.
  • Vrancic J.M., Piccinini F., Vaccarino G. et al.//Ann. Thoracic. Surg. 2000. V. 70. P. 1086-1089.
  • Aziz O., Athanasiou T., Darzi A.//Eur. J. Cardiothorac. Surg. 2000. V. 29. P. 324-333.
  • Paletta C.E. et al.//Ann. Thorac. Surg. 2000. V. 70. P. 492-497.
  • Reed J.F.//Int. J. Low. Extrem. Wounds. 2008. V. 7 (4). P. 210-219.
  • Allen K.B., Heimansohn D.A., Robison R.J.//Heart Surg. Forum. 2000. V. 3. P. 32S-330.
  • Athanasiou T., Aziz O., Skapinakis P. et al.//Ann. Thorac. Surg. 2003. V. 76 (6). P. 2141-2146.
  • Bonde P., Graham A.N.J., MacGowan S.W.//Ann. Thorac. Surg. 2004. V. 77. P. 2076-2082.
  • Price C.//J. Cardiovasc. Surg. 1990. V. 31. P. 294-297.
  • Mountney J., Wilkinson G.A.L.//Eur. J. Cardiothorac. Surg. 1999. V. 16 (4). P. 440-443.
  • Nair U.R., Griffiths G., Lawson R.A.//Thorax. 1988. V. 43. P. 41-43.
  • Hayward T.Z., Hey L.A., Newman L.L. et al.//Ann. Thorac. Surg. 1999. V. 68. P. 210.
  • Davis Z., Jacobs H.K., Zhang M. et al.//J. Thorac. Cardiovasc. Surg. 1998. V. 116 (2). P. 228-23S.
  • Kiani S., Desai P.H., Thirumvalavan N. et al.//Ann. Thorac. Surg. 2012. V. 93 (1). P. 11-18.
  • Bitondo J.M., Daggett W.M., Torchiana D.F. et al.//Ann. Thorac. Surg. 2002. V. 73. P. S23-S28.
Еще
Статья научная