Непрерывное образование взрослых как ведущее стратегическое направление британского научно-педагогического дискурса

Автор: Чигишева Оксана Павловна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Педагогические науки

Статья в выпуске: 8, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются методологические и терминологические особенности феномена «непрерывное образование взрослых», характеризуются основные параметры научно-педагогического дискурса и на их основе проводится исследование публикаций издательства Рутледж в категории «Образование взрослых и обучение в течение всей жизни» за 1983-2012 гг., позволяющее увидеть стратегическую значимость данного явления для современной британской образовательной теории и практики.

Непрерывное образование взрослых, дискурсивные практики, социальная эксклюзия, трудовая политика, глобализация

Короткий адрес: https://sciup.org/14934576

IDR: 14934576

Текст научной статьи Непрерывное образование взрослых как ведущее стратегическое направление британского научно-педагогического дискурса

В связи с тем, что кадровый потенциал провозглашается основным фактором обеспечения дальнейшего промышленного и экономического роста нарождающегося постиндустриального общества, в настоящее время остро ставится вопрос о современных требованиях, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки и непрерывно осуществляемой переподготовки кадров, функционирующих в разнообразных областях деятельности, представленных на мировом рынке труда [1]. Не меньше внимания уделяется решению проблем, связанных с необходимостью повсеместного распространения непрерывного образования взрослых и роста инклюзивности представителей различных социальных групп в этот процесс [2].

Рассмотрение данного круга вопросов получило широкий резонанс в мировой педагогической науке, о чем свидетельствуют многие современные отечественные и зарубежные исследования, направленные на рассмотрение ценностного потенциала стратегии обучения в течение всей жизни, теоретико-методологической базы непрерывного образования взрослых и репрезентации эффективных андрагогических принципов обучения взрослых в различных контекстах.

С этой точки зрения особенно интересным и методологически значимым для развития отечественной педагогической теории и практики является, на наш взгляд, обращение к анализу и интерпретации идеи непрерывного образования взрослых в трудах ведущих британских исследователей, так как они одними из первых ставят вопрос о стратегическом потенциале данного феномена в ходе активно протекающего научно-педагогического дискурса, имеющего интегрированный характер, то есть совмещающего черты научного и педагогического дискурсов и соответственно несущего в себе совокупность теоретических и практико-прикладных характеристик или параметров, которые подробно представлены в работе Н.Д. Федоренко [3].

Так, обращение в рамках исследования к этосно-мотивационно-диспозитивным параметрам дискурса, нацеленным на раскрытие нравственно-философских принципов и мотивационно-прагматической стратегии авторов, дает возможность акцентировать внимание на ведущих идеях, составляющих базовую конструкцию продуцируемого дискурса, а также судить о дис-курс-синтагматике и способах ее выражения. Логосно-тезаурусно-инвентивные параметры, от

  • - 204 -

  • ражая научно-теоретические и мировоззренческо-идеологические замыслы продуцентов, инициируют обращение к индивидуально-авторским интерпретациям рассматриваемого феномена, аргументативному аппарату и тезаурусным особенностям. Пафосно-вербально-элокутивные параметры позволяют выявить роль языковых средств, используемых авторами, в процессе фасилитации идейно-смыслового ядра научно-педагогического дискурса.

Исследовательским контентом нашего анализа стали издания крупнейшего британского издательского дома Рутледж (Routledge), являющегося подразделением международного издательства Тэйлор и Франсис Груп (Tailor and Francis Group), занимающего лидирующие позиции в области публикации академической литературы по гуманитарным и общественным наукам. Он-сайт классификатор книг издательства в домене «Образование» (Education) включает 33 основных категории, среди которых особо выделена категория «Образование взрослых и обучение в течение всей жизни» (Adult Education and Lifelong Learning), представленная 149 книгами, вышедшими в свет с 1983 по 2012 гг. Предметом нашего анализа стали аннотации, критические заметки, отзывы, контент-массивы литературных источников избранного раздела, предлагаемые пользователям в свободном электронном доступе и ограниченные следующими хронологическими рамками: 1983–1987 гг.; 1988–1992 гг.; 1993–1997 гг.; 1998–2002 гг.; 2003–2007 гг.; 2008–2012 гг. Это позволило провести научно-педагогический дискурсный анализ и последовательно решить 3 задачи:

  • 1.    Ретроспективно проследить особенности формирования британского научнопедагогического дискурса в области непрерывного образования взрослых в рамках обозначенных пятилетий, определить динамику интенсивности его развития как стратегического направления в зависимости от образовательной политики.

  • 2.    Выявить основных продуцентов данного типа дискурса, его идейную, мотивационную и социальную направленность, используя дискурсные параметры анализа.

  • 3.    Спрогнозировать возможные точки роста в этой тематической категории, показать конкурентные преимущества рассматриваемого типа дискурса по отношению к остальным.

Для решения поставленных задач нами были исследованы основополагающие стратегические документы и выявлены ключевые позиции для дальнейшего развертывания деятельности по обеспечению взрослого населения Великобритании возможностью обучаться на протяжении всей жизни. В дальнейшем они были соотнесены с публикациями, выпущенными за аналогичный отрезок времени, что позволило выявить степень стратегической направленности анализируемого материала.

Стратегия «образования в течение всей жизни» была предложена ЮНЕСКО в 70-е гг. XX в. и фокусировалась на необходимости создания возможностей для неформального и формального обучения в течение всей жизни, где особый акцент ставился на обеспечении доступа к образованию. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Совет Европы в это же время репрезентовали концепцию «рекуррентного образования», нацеленного на постоянное совершенствование навыков и карьерный рост на протяжении всей жизни. Эта концепция тесным образом связана с теорией человеческого капитала, в которой сделан акцент на ценности инвестирования в образование и профессиональной подготовке, так как это вероятнее всего приведет к дальнейшему экономическому подъему и личностному росту, который потенцирует развитие общества.

Неолиберализм и экономическая реструктуризация в западных демократиях в 80-е гг. XX в., а также новая направленность социоэкономической политики в 90-е гг. XX в. привели к появлению в Великобритании в 1995 г. официального документа, прописанного в Белой книге под названием «К обучающемуся обществу» («White Paper Towards the Learning Society»). В этом документе детально охарактеризованы основные вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество в результате интернационализации, глобализации и научно-технического прогресса, при этом основной акцент сделан на проблеме социальной эксклюзии в обществах европейских стран.

В Белой книге было предложено два основных выхода из создавшейся ситуации – фокус на базовые знания и создание возможностей для трудоустройства в новом информационном и знаниевом обществе – и намечено пять основополагающих целей: содействие овладению новыми знаниями; сближение образования и бизнеса; борьба с социальной и образовательной эксклюзией; овладение тремя наиболее распространенными в отдельно взятом комьюнити языками; равенство объемов капитальных вложений и инвестиций в образование.

Первый, опубликованный Рутледж, источник в анализируемой категории датируется 1983 г. и является единственным во временном отрезке за 1983–1987 гг. Фактически «Образовательные виды деятельности для пожилых людей» («Educational activity programs for older adults») представляют собой пошаговый гид для инструкторов-геронтологов и заполняют пробел в инструктивных источниках по данному направлению, актуализировавшемуся в связи с резким улучшением качества и продолжительности жизни людей, а также с впервые обнародованной в то время иде- ей о необходимости пожизненного обращения к образованию как к психотерапевтическому средству поддержания воли к жизни и желания жить. Логосной доминантой дискурса однозначно является идея цикличности жизни, метафорически представленная в виде методических рекомендаций по организации праздников в течение 12 месяцев с учетом психологических, мотивационных и образовательных аспектов старения, что позволяет снизить фрустрирующие компоненты перед надвигающейся физической слабостью и бессилием, помочь участникам образовательного процесса через генерацию дискуссии – в рамках проводимых мероприятий – осознать, что в пожилом возрасте также можно найти положительные идеи для вдохновения.

Более плодотворными и концептуально насыщенными с точки зрения освещаемой проблематики становятся периоды с 1988 по 1992 гг. и с 1993 по 1997 гг., которые представлены уже 15 изданиями, 4 и 11 соответственно. Беря во внимание тот факт, что в заявленные пятилетия в мире нарастала тенденция к расширению образовательных границ и обогащению педагогического опыта за счет обращения к теории и практике образования других стран, можно констатировать существенный прирост обращений авторов, преимущественно являющихся представителями профессорско-преподавательского состава вузов, к компаративному рассмотрению феномена «обучение взрослых» и базовых навыков грамотности взрослого населения в европейских странах, а также в контексте антиномии «развитые и развивающиеся страны». В изданных работах проявляется тяготение к заострению внимания на взаимозависимости образования и социально-экономических и политических аспектов, определению возможностей для преодоления сложившихся негативных гендерных и расовых стереотипов, нацеленности на клиенториентированность и качество в образовании взрослых.

На первый план выходят изменения, связанные с расширением понятийнотерминологического ряда, например, вводятся в оборот такие понятия, как «функциональное образование» (functional education), «дистантное образование» (distance education), «открытое образование» (open learning), «возрастной обучающийся» (older learner). Особо стоит отметить появление термина «обучающееся общество» (learning society) и первые попытки определить вызовы и тренды, характеризующие его на демографическом, экологическом, технологическом, экономическом и культурном уровнях. Наиболее используемыми исследовательскими инструментами являются компаративный метод, кейс-стади, аналитическая дискуссия, антиномический, прикладной, критический и концептуальный анализ. Данные исследовательские материалы оформляются в виде учебников, гидов, методических пособий, где основной целью авторов является четкое следование классической риторической модели «тезис – аргумент» для побуждения реципиентов к получению образования в течение всей жизни, что объясняет повсеместное использование таких английских глаголов, как «facilitate» и «empower», несущих сильный побудительный заряд извне и дословно переводимых как «оказание содействия и поддержки».

1998 г. в Великобритании ознаменовался появлением Зеленого документа «Век обучения» (Green Paper «The Learning Age»), в предисловии к которому Тони Блэр отметил, что образование является лучшей экономической политикой, тем самым акцентировав внимание на его гибкости и новой цели – реальном стимулировании экономического роста страны. Издания 1998–2002 гг. продолжают тематическую линию, заданную в предыдущие годы, однако также появляются как тематические оттенки – вполне предсказуемые, например непрерывное образование взрослых и университеты, обучение в течение всей жизни и гражданственность, компетентностно-ориентированные формы образования в течение всей жизни, – так и неординарная специфическая проблематика: преодоление последствий жестокого обращения с женщинами в процессе образовательного взаимодействия, двуязычная грамотность эмигрантов. Используемый авторами лексикон значительно обогащается и характеризуется, с одной стороны, прояснением значения уже известных терминов, а с другой стороны, появлением ранее не существовавших понятий – веб-обучение (www training), мультикультурное обучение (multicultural training), рыночное измерение образования (marketization of education), экологическая гражданственность (ecological citizenship). Авторский подход к репрезентации материала также видоизменяется, приобретая черты ридеров, кейс-комплектов и модульных пособий. На наш взгляд, в рамках рассматриваемого пятилетия авторские воззрения значительно опережают и предвосхищают решения в области образовательной политики, что отчасти объясняется сложностью актуализирующихся явлений.

Необходимо особо отметить, что первое десятилетие XXI в. также было ознаменовано появлением ряда стратегически важных для Великобритании государственных документов: 1) «Трудовая политика в стареющем обществе» («Labor Policy White Paper»), 2007; 2) Белая книга «Социальная мобильность» («Social Mobility White Paper»), 2009; 3) Белая книга «Неформальное обучение взрослых» («Informal Adult learning White Paper»), 2009, которые прямо или косвенно были связаны с усовершенствованием механизмов системы непрерывного образования взрослых. Очевидно, что данному направлению придается особое значение, что подтвер- ждается серией тематических публикаций (2007–2009) под названием «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни» («Inquiry into the future of lifelong learning»), где четко прописывается необходимость модификации образовательной политики страны в отношении возрастных групп (0–24; 25–50; 50–75; 75+) и целевых установок (личные и социальные аспекты), влияющих на успешную реализацию рассматриваемой стратегии.

Издания, вышедшие в свет в 2003–2007 гг., характеризуются динамичным увеличением их количества и наращиванием тематических полей за счет проведения оригинальных международных исследований, критических обзоров, широкоформатных кейс-стади, дескриптивных анализов межнационального формата и одновременной концентрацией внимания на поиске ответа на ключевой вопрос о том, что заставляет человека вернуться к обучению в тот или иной период его/ее жизни. Интерактивные технологии все больше проникают в процесс обучения взрослых на протяжении всей жизни, о чем свидетельствуют упоминания об электронных модераторах (e-moderator), дистанционных прeподавателях (distance educators) и о различных видах деятельности, где составной частью слов является «self» (само) – саморефлексия (selfreflection), самообразование (self-education), самоучитель (self-help book) – что характеризует самоконцентрацию на себе современного человека, проводящего большую часть личного времени перед экраном компьютера.

На сегодняшний день одним из новейших трендов в данном сегменте является концептуально насыщенный документ «Трудовая стратегия для сектора дальнейшего образования в Англии, 2007–2012» («Workforce Strategy for the Further Education Sector in England», 2007–2012), лозунгом которого считается идея о трансформации основ дальнейшего образования, которое должно стать движущей силой изменений в обществе, обеспечивая возможность непрерывного повышения профессиональной квалификации, выступая гарантом равенства прав и свобод при трудоустройстве. Таким образом, в изданиях 2008–2012 гг. на первый план выходит социополитический аспект непрерывного образования взрослых, под влиянием которого оно претерпевает значительные трансформации в сложном, динамично развивающемся мире. Ученые обращают внимание на то, что одним из основных стимулов периодического обращения к тактике обучения взрослых людей считаются появившиеся не так давно транснациональные миграции внутри глобального рынка труда, требующие образовательной гибкости для быстрого и успешного карьерного роста. При этом очевидна неопределенность в развитии анализируемого направления, о чем ярко свидетельствует попытка известнейшего британского теоретика Питера Джарвиса предвосхитить возможные векторы развития непрерывного образования взрослых и проанализировать новые подходы к оценке его эффективности с точки зрения глобальной знаниевой мобилизации в рамках его издания 2011 г. «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни в Великобритании» («Inquiry into the future of lifelong learning in the UK»). Очевидно, что данное название является практически дословной калькой серии тематических публикаций 2007–2009 гг. «Заглянем в будущее обучения в течение всей жизни» («Inquiry into the future of lifelong learning»), что, безусловно, указывает на некоторый застой в рассматриваемом тематическом направлении и сложности с определением будущих траекторий его развития, несмотря на плавно нарастающую количественную интенсивность исследований. Тем не менее можно констатировать, что в ближайшем будущем именно глобализация будет оставаться ключевым фактором влияния на теоретико-прикладное измерение непрерывного образования взрослых и катализировать появление мультидисциплинарных межстрановых научных изысканий, тем самым придавая исключительную стратегическую значимость продуцируемому в данной области британскому научно-педагогическому дискурсу.

Ссылки:

  • 1.    Duke Ch., Osborne M., Wilson B. Rebalancing social and economic. Learning, partnership and place, National Institute of Adult Continuing Education, England and Wales, 2005. 202 p.

  • 2.    Kearney M.-L. Adult Education from Jomtien, via Hamburg and Paris to Dakar // Journal of Adult and Continuing education. 2001. Vol. 7. № 1. Р. 10–19.

  • 3.    Федоренко Н.Д. Научно-педагогический дискурс К.Д. Ушинского как лингвориторический конструкт // Вестник СГУ-ТиКД. 2011. № 3 (17). С. 169–173.

Список литературы Непрерывное образование взрослых как ведущее стратегическое направление британского научно-педагогического дискурса

  • Duke Ch., Osborne M., Wilson B. Rebalancing social and economic. Learning, partnership and place, National Institute of Adult Continuing Education, England and Wales, 2005. 202 p.
  • Kearney M.-L. Adult Education from Jomtien, via Hamburg and Paris to Dakar//Journal of Adult and Continuing education. 2001. Vol. 7. № 1. Р. 10-19.
  • Федоренко Н.Д. Научно-педагогический дискурс К.Д. Ушинского как лингвориторический конструкт//Вестник СГУ-ТиКД. 2011. № 3 (17). С. 169-173.
Статья научная