Непротивление злу насилием как социально-религиозный принцип толстовства
Бесплатный доступ
В статье рассматривается основной принцип религиозно-этического учения Льва Николаевича Толстого - непротивление злу насилием. Этот принцип проявил себя в социальном, этическом, политическом аспектах учения толстовства, а также служил основой для построения гармонических межличностных отношений в общинах.
Непротивление злу насилием, толстой, религиозная община, этика
Короткий адрес: https://sciup.org/140288156
IDR: 140288156
Текст научной статьи Непротивление злу насилием как социально-религиозный принцип толстовства
Nalyotov Viktor Eduardovitch master, faculty of Philosophy Cultural studies and Art Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint Petersburg Scientific adviser: Smirnov M.Y, Ph.D. in Sociology, professor, professor of the Department of Philosophy Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint Petersburg
NON-RESISTANCE TO EVIL BY FORCE
AS SOCIAL AND RELIGIOUS PRINCIPLE OF TOLSTOYISM
Толстовство как общественное течение зарождается в конце XIX века. Его появление связано с изменением мировоззрения Льва Николаевича Толстого, который сформулировал собственную трактовку христианской жизни в своих произведениях «Воскресение», «Отец Сергий», «Перевод и соединение четырех Евангелий» и ряде сочинений на духовно-нравственные темы. Толстовство являлось одним из возможных путей преобразования общества того времени, и его основная мысль – непротивление злу насилием – касалась не только религиозно-этической проблематики, но и охватывала практически все сферы жизни, в том числе политику, философию, науку и искусство. Не было такой сферы человеческой деятельности, где был бы неприменим принцип ненасилия. Отсюда идея становится универсальной и в какой-то мере идеализируется. Непротивление злу насилием является главным связующим фактором последователей толстовства и одновременно причиной многих дискуссий в их среде, вызванных неоднозначным пониманием этой идеи. Учение Толстого являлось, в том числе и реакцией на нарастание революционных настроений в обществе и было альтернативой революционному движению. П. И. Бирюков писал: «...идеи толстовства находили путь к сердцу тех слоев интеллигенции, а частично и крестьянства, которые не принимали марксистских идей, освобождавших от религиознонравственных обязательств, и, в противовес марксизму, искали религиозного решения социальных проблем, абсолютного, то есть религиозного критерия нравственности»[1,с.119].Идеи социализма заменялись выходом на христианский путь развития через новое понимание евангельских заповедей. З. В. Калиничева дает определение направленности данного движения как «религиозно-этической эволюции общества на базе всеобщего морального совершенствования и добровольного отказа нравственно совершенных людей от частной собственности и угнетения одного другим» [3, с.52].В то же время появляется нетерпение по отношению к Церкви, как к институту, имеющему власть и поддерживающему эксплуататоров. Данное настроение свойственно многим новым религиозным течениям и получает общее название –
«очищение Церкви». Толстовство подвергает критике чиновничий аппарат Церкви, которая к тому моменту утрачивает свой авторитет и уже не может служить инструментом преобразований в обществе. Моральные принципы христианства, наоборот, возводятся в учении Толстого до статуса первостепенных, и одной из главных задач Льва Николаевича становится «религиозное пробуждение современного общества» [2]. К этому добавляются концепции эволюции религии и освобождения от суеверий для прихода новых, созвучных эпохе, религиозных форм. Идея непротивления злу насилием является идеей новой религиозной формы, имеющей нравственное основание. Нравственность становится критерием духовности и заменяет обрядность. Ненасилие созвучно любви и становится центральным фактором в новых религиозных исканиях. Появляется новая концепция «христианского пути», которая включает в себя «социальное евангелие» — необходимость исполнения прямых заповедей Христа, что естественно ведет к нравственному самосовершенствованию и отказу от частной собственности. Приверженцами и распространителями идеи толстовства становились последователи русского баптизма и других сообществ протестантского происхождения. Их социальная деятельность имела общую направленность: просвещение, помощь бедным, организация школ и кружков. Также объединяющей была идея «любви всех ко всем». Такой была, например, толстовская община в Рассказовской волости Тамбовской губернии. [4,с.37-41]. Помимо деятельности внутри общин, толстовцы открывали вегетарианские столовые, мастерские столярного дела для всех желающих, издавали пацифистскую литературу, отказывались от армейской службы, воплощая принцип непротивление злу насилием в жизнь.
Список литературы Непротивление злу насилием как социально-религиозный принцип толстовства
- Бирюков П. И. Л. Н. Толстой. Биография: в 3 т. Т. 2. - Берлин: Изд-во И. П. Ладыжникова, 1921.- 675 с.
- Булгаков С. Н. Л. Н. Толстой // О религии Льва Толстого. Сборник статей / С. Н. Булгаков [и др.]. - М.: Путь, 1912. - 248 с.
- Калиничева З. В. К вопросу о социальной сущности идей толстовства / З. В. Калиничева // ЛГПИ им. А. И. Герцена. XXVIII Герценовские чтения. - Л., 1975. - C. 51-59.
- Третьяков М. И. Сектантство Тамбовской губернии - Санкт-Петербург: Синодальная тип., 1911. - 50 с.
- Петрова А.П. Преступность несовершеннолетних [Электронный ресурс] // URL: http:/example.com
- Иванов И.И. Проблемы теории уголовной ответственности // Вестник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 2017. № 1 (174). С. 74-80.