Несторианское христианство в танском Китае (по материалам эпитафии Ми Цзифэня)

Бесплатный доступ

Сформулированное выходцем из Антиохийской богословской школы, архиепископом Константинополя Несторием радикальное диофизитство не только вызвало активные споры внутри средиземноморского христианского мира, но и стало отправной точкой для стремительного продвижения евангельских идей в Азию вплоть до Дальнего Востока. Несмотря на то, что«теологумен» Нестория достаточно быстро вышел из богословской практики, мы знаем в западной историографии «сирийских христиан» Шёлкового пути как «несториан». При этом на территории КНР прежде всего через эпиграфические и археологические источники открывается масса новой информации о бытовании на территории Поднебесной «светлого учения» (известного экзонима,происходящего от имени Нестория, в Китае не знали, потому именовали новую религию «景教», гдепервый иероглиф означает «солнечный свет», «сияние», «блеск», а второй - «учение», «религия»). В настоящей работе автор, опираясь на открытые в последние десятилетия материалы, попытается отчасти реконструировать бытование христианства среди согдийцев, бывших одной из наиболее активных торговых наций на Великом Шёлковом пути. Одной из интересных категорий инвентаря, который мы видим нередко в погребениях согдийцев, являются ромейские монеты (а чаще - имитации таковых разной степени качества). Зачастую подобные «солиды» несут на себе и христианскую символику (впрочем, их общая семантика и функции дискуссионны). Но при этом, например, несторианское вероисповедание семьи Ми Цзифэня доказывают, что несторианская стела, установленная в Чанане отнюдь не одинокий и случайный артефакт. Хотя количество«последователей сияющего учения» в самой империи Тан и вассальных Китаю западных уделах точно оценить невозможно, совершенно точно, что немало христиан оттуда воздействовали на религиозную жизнь Поднебесной.

Еще

Несторианство, западный край, шёлковый путь, эпиграфика, империя тан

Короткий адрес: https://sciup.org/14123595

IDR: 14123595

Список литературы Несторианское христианство в танском Китае (по материалам эпитафии Ми Цзифэня)

  • Залесская B.H. 1998. Христиане на Востоке: Мелькиты. Монофиситы. Несториане. Каталог выставки. В: Пиотровский М.Б. (ред.). Христиане на Востоке: Искусство мелькитов и инославных христиан. Санкт-Петербург: Славия, 18—21.
  • Кычанов Е.И. 1978. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии. Палестинский сборник. Филология и история 26 (89), 76—85.
  • Никитин А.Б. 1984. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье). В: Литвинский А.Б. (ред.) Восточный Туркестан и Средняя Азия: История. Культура. Связи. Москва: ГРВЛ, 121—137.
  • Сальников С.К. 2002. Истории распространения несторианства в Китае. Вестник Челябинского государственного университета 1, 110—117.
  • Ashurov B. 2013. Tarsakya: an analysis of Sogdian Christianity based on archaeological, numismatic, epigraphic and textual sources: PhD Thesis. London: SOAS University of London.
  • Christopoulos L. 2012. Hellenes and Romans in Ancient China. Sino-Platonic Papers 230, 1—79.
  • Hirth F. 1913. The Mystery of Fu-lin. Journal of the American Oriental Society 33, 193—208.
  • Hoppal K. 2011. The Roman Empire according to the ancient Chinese sources. Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae 51, 279—299.
  • Jones R.A. 2009. Centaurs on the Silk Road: Recent Discoveries of Hellenistic Textiles in Western China. The Silk Road 6/2, 23—32.
  • Li Qiang. 2005. Roman coins discovered in China and their research. Eirene. Studia Graeca et Latina 51, 279—299.
  • Вэй Цзянь, Чжан Сяовэй. 2013. Археологические исследования наследия онгутов и следов несторианства в горах Иньшань. Бяньцзян каогу яньцзю 4, 193—212.
  • Го Юньянь. 2006. ФШИсследование обнаруженных в Китае византийских монет и их имитаций. Тяньцзинь: Отдел аспирантуры университета Нанькай.
  • Го Юньянь. 2016. ^Ш^НЕШ^^МШШЖ^ЖЙШШШШ^ Обсуждение золотых монет из тюркских погребений в Баян-Норе (Монголия). Цаоюань вэньу 1, 115—123.
  • Гэ Чэнъюн. 2001. Несторианские верования согдийской семьи в Чанане в период династии Тан. Лиши яньцзю 3, 181—186.
  • Гэ Чэнъюн. 2015. Культурные связи Европы и Азии по данным памятников наследия от Хань до Тан. Гугун боуюанькань 3, 111—125.
  • Гэ Чэнъюн. 2018. : ^ВвМ^ФЙФШ «Хмельной средиземноморец»: греческий бог Бахус в Китае. Цаоюань вэньу 1, 58—69.
  • Ло Фэн. 1993. имитаций восточно-римских золотых монет, произведенных в Сиане. ФШШ^ Чжунго цяньби 4, 17—19.
  • Ню Жуцзи. 2000. тюркских несторианских надписей в Китае. Миньцзу юйвэнь 4, 62—67.
  • Чжан Сюйшань. 2006. Распространение несторианства на восток и греко-византийское культурное влияние в Китае. Шицзе лиши 6, 76—88.
  • У Чансин. 2015. ^^м^^Й^^Рецензия на исследование Цзинцзяо в эпоху Великой династии Цинь. Journal for the Study of Christian Culture 34, 187—215.
  • Ян Гунлэ. 2009. некоторых исторических фактов о несторианской стеле в Китае. Шисюеши янджу 2, 120—121.
Еще
Статья научная