Нетрадиционные угрозы военной безопасности Российской Федерации в рамках модернизации НАТО
Автор: Нестеров Алексей Олегович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 5, 2013 года.
Бесплатный доступ
В данной статье проведен анализ нетрадиционных угроз военной безопасности РФ, возникающих в результате комплексного процесса модернизации НАТО.
Процесс модернизации нато, нетрадиционные угрозы, военная безопасность рф, частные военные компании
Короткий адрес: https://sciup.org/170166963
IDR: 170166963
Текст научной статьи Нетрадиционные угрозы военной безопасности Российской Федерации в рамках модернизации НАТО
В следствие скоординированного проведения Североатлантическим альянсом боевых операций в информационном и кибернетическом пространстве, способствующих формированию выгодного для НАТО мнения международного сообщества, а также соответствующего тесного сотрудничества с частными военными компаниями, наряду с существующими традиционными угрозами военной безопасности Российской Федерации, возникла и группа нетрадиционных угроз.
НЕСТЕРОВ Алексей
В современном мире НАТО оперирует ретроспективными доктринами «холодной войны» и по-прежнему рассматривает Россию в качестве своего экзистенционального врага, эффективно используя новые парадигмы ведения боевых действий. Постоянно ведутся операции в информационной войне. СМИ устрашают мнимыми угрозами и вызовами безопасности Североатлантическому блоку, этим маскируют цель расширения зоны своей ответственности и освоения новых возможностей и территорий, особенно на постсоветском пространстве. Действуя под эгидой США, НАТО стремится обеспечить свое стратегическое присутствие на Кавказе, активно развивая сотрудничество с проамериканским политическим режимом Грузии. Страны Балтии и Польша, в которых открыто превалируют антирос-сийские настроения, враждебно воспринимают возрождение России, блокируя на дипломатическом уровне российские инициативы по международным вопросам. Тема возможной угрозы со стороны России актуализировалась в Эстонии, Латвии и Литве после войны на Кавказе в 2008 г. В странах Балтии высказывались опасения, что гарантии безопасности, предоставленные им в рамках членства в НАТО, являются недостаточными. В результате руководство Альянса выразило готовность разработать новый план по защите региона. Как стало известно из СМИ, министр обороны Эстонии Март Лаар, отвечая на вопросы читателей портала Delfi , официально рассказал о возможностях эстонской армии по отражению возможного нападения со стороны России1.
После участия в вооруженном конфликте в Южной Осетии и Абхазии Россия, выступив против агрессии Грузии, подверглась информационному и политическому давлению со стороны стран НАТО. В результате спланированных информационных действий в странах Запада было сформировано выгодное для НАТО обществен- ноемнение. Последствияинформационной войны, развязанной Североатлантическим альянсом, значительно подорвали авто -ритет и доверие к РФ на международной арене. К методам информационного и кибернетического воздействия на против -ника Североатлантический блок активно прибегал в войнах против Афганистана, Ирака, Ливии. Данные действия характе-ризовались дискредитацией политических глав государств, вводом дезинформации о руководстве, а также нарушением государ-ственного и военного управления против ника. Эта тактика используется руковод -ством Североатлантического альянса про тив Ирана, которое намеренно совершает провокации, вводит санкции и дестабили зирует внутриполитическую обстановку в стране.
Кроме того, НАТО развивает сотрудни-чество с частными военными компани ями1, заключая с ними контракты на уча -стие в военных операциях и обеспечение безопасности и стабильности в регионе, в частности в Афганистане и Ираке. НАТО оказывает частным военным компаниям содействие в сфере финансов, разведыва тельной информации, поставок вооруже ний и боевой техники, проведения военно -воздушных операций, внешнеполити-ческой и информационной поддержки. Частные военные компании имеют широ -кий спектр задач: от выполнения функций обеспечения, консультирования и охраны стратегических объектов заинте -ресованной стороны до участия в боевых действиях. Как правило, частные военные компании не имеют единого оперативного командования и управления войсками, что повышает непредсказуемость их действий в ходе военной операции.
Подразделения частных военных ком паний были развернуты в Афганистане и Ираке для охраны стратегических объ ектов инфраструктуры, тюрем и сопрово ждения представителей ООН. В настоя -щее время в Ираке задействовано более 200 тыс. военнослужащих частных воен -ных компаний2, что значительно превы-шает контингент НАТО в разгар военной операции коалиционных войск. Кроме того, НАТО активно сотрудничало с дан ными коммерческими компаниями в ходе военной операции в Ливии. Как правило, боевые потери со стороны частных воен ных компаний не учитываются в офици альных отчетах государств, а содержание представителя иррегулярных войск обхо дится намного дешевле, чем военнос лужащего регулярных вооруженных сил западных стран.
По заявлениям российских СМИ3, на территории Аммана (столицы Иордании) на стратегической высоте города распола гается закрытый полигон, на котором про водится подготовка боевиков сирийской оппозиции. В качестве инструкторов высту-пают отставные офицеры Вооруженных сил США и представители частных военных компаний, в т.ч. американской Blackwater , сотрудники которой неоднократно приме няли силу в отношении мирных жителей: в 2007 г. в г. Багдаде представители частной военной компании Blackwater расстрели вали гражданское население. Полигон в Аммане, построенный на средства амери канского капитала в размере 90 млн долл., считается современным военным объек том, оснащенным вертолетной площад кой, зданиями, высокоточными комплек сами вооружений, что позволяет сирий ским боевикам эффективно отрабатывать навыки ведения боевых действий в город ских условиях по программе подготовки сил специального назначения.
Специфика данного явления состоит в том, что деятельность частных военных компаний не регламентируется общепри нятыми нормами межгосударственных соглашений, поэтому их действия нахо дятся за рамками международного право вого поля. Это приводит к усугублению и дестабилизации военно - политической обстановки в регионах мира, т.к. част -ные военные компании участвуют в бое вых действиях против регулярных во оруженных сил государств (Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия).
Процесс модернизации НАТО активно развивается в военной сфере. В XXI в. Североатлантический альянс перешел на сетевую тактику ведения боевых действий с использованием наукоемких и высо котехнологичных вооружений. Сетевые структуры управления войсками придают нетрадиционность классической войне.
НАТО способна действовать на нелинейном боевом пространстве, одновременно нанося космические, авиационные, морские, кибернетические, информационные и другие удары по противнику. Как отмечает военный теоретик Е.Э. Месснер, данная стратегия основана на фундаментальном принципе «роя», согласно которому пульсирующие боевые действия разворачиваются в режиме глобального времени и пространства1. Бесформенные и несогласованные во внешнем плане действия НАТО имеют стратегически упорядоченное движение, что может привести к неожиданному нанесению комплексных, одновременных ударов по конкретным целям с любых позиций.
Большинство теоретиков военного искусства считают, что принцип «роя» заключается в нетрадиционной, неклассической войне. Он обеспечивает высокую эффективность и успешное достижение стратегических целей новыми способами войны ХХI в. Параллельно с военным искусством, принцип «роя» и устойчивого пульсирования фундаментально закрепился и в мировой экономике. Эксперты Цюрихского университета, проведя математический анализ, пришли к следующему выводу: всеми процессами в экономике Запада управляет, по сути, одна гигантская корпорация, контролирующая 40% глобального рынка и имеющая в своем ядре 147 финансовых и инвестиционных институтов2.
Сетевой метод ведения войны, проводимый НАТО на практике, заключается в системном подрыве потенциалов противника, причем последний находится в полном неведении и не имеет возможности оказать адекватное сопротивление. Североатлантический блок проводит военные операции симметричного и асимметричного характера, разрабатывая специализированные стратегии с соответствующими задачами и целями. Альянс, отойдя от старых парадигм исключительного применения военной силы, широко использует информационные, экономические и дипломатические рычаги на основе разработанных доктрин и выстроенных сетевых организаций. Они оказывают деструктивное воздействие на все сферы общественной жизни РФ как приоритетного объекта разрушения.
Современная Россия сильно подвержена влиянию сетевых войн, что в 1991–2013 гг. отразилось в комплексном снижении ее военного потенциала и разрушении ее военно-промышленного комплекса. Как отмечает В.В. Карякин, в ходе информационно-сетевых войн Запада «все задействованные организации осуществляют так называемую распределенную атаку, в результате которой наносятся многочисленные точечные, невидимые невооруженным глазом разрушающие воздействия по общественной системе страны под имиджем “развития демократии”»3. Агрессивный сетевой метод ведения боевых действий НАТО деструктивно влияет на военную безопасность России.
Следовательно, в процессе модернизации Североатлантического альянса формируются нетрадиционные угрозы военной безопасности РФ, заключающиеся, по мнению автора статьи, в следующем:
– НАТО активно проводит операции в кибернетическом и информационном пространстве с целью распространения ложной информации в Интернете, нанесения информационно-психологического поражения противнику, формирования в СМИ выгодного для него общественного мнения;
– происходит кардинальное изменение характера современной войны, вызванное сотрудничеством Альянса с частными военными компаниями, обладающими высокой степенью мобильности и возможностью стремительного развертывания в заданном районе местности, причем их деятельность не регламентируется нормами международного права;
– стратегия модернизированного НАТО не ориентирована на классический тип боевых действий, а направлена на подрыв всех критически важных потенциалов противника путем дипломатического, силового, информационного, кибернетического воздействия.
Следует полагать, что формируемые в рамках многоаспектного процесса модернизации НАТО нетрадиционные угрозы военной безопасности РФ со временем будут только нарастать и численно увеличиваться.