Невротизация пострадавших вследствие аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Автор: Колмогорова В.В., Полецкий В.М.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Экология
Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221059
IDR: 140221059
Текст статьи Невротизация пострадавших вследствие аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Южно-Уральская ГМА, г. Челябинск, Россия
В Челябинской области проживает часть населения подвергшегося радиационному облучению, вследствие радиационных инцидентов произошедших на Южном Урале. Данное население в законном порядке признано пострадавшим.
Цель исследования: исследовать невротизацию граждан, имеющих удостоверения пострадавших вследствие аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча. В контрольную группу вошли лица, проживающие на тех же территориях, но не имеющие социальных льгот. В ходе работы были обследованы 90 человек (66 составили основную группу, 24 - контрольную). Использовался комплекс психодиагностических методик: шкала экс-пресс-диагностики уровня невротизации (Иовлев И.И., Карпова И.И., Вункс И.И.); многофакторный личностный опросник FРI модифицированная форма В (Фаринберг И.И., Зарг И.И., Гампел И.И.); методика самооценки, тревожности, агрессивности и ригидности (разработана на основе шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина).
Результаты и обсуждение. Анализируя «Уровнь невротизации» обнаружено, что в основной группе «невроти-зировано» на 28,4% больше лиц, чем в контрольной. Диагностирована невротизация у 49,9% опрошенных основной группы и у 16,5% контрольной группы. Вероятность диагностирования наличия или отсутствия невротизации одинаковы для 15% основной группы и 38% контрольной группы. Для этой категории нельзя с достаточной определенностью сделать психодиагностическое заключение относительно невротизации. У 35,2% основной группы и у 45,5% контрольной группы диагностировалось отсутствие невротизации. Таким образом, по результатам исследования по шкале экспресс-диагностики «Уровня невротизации» в основной группе на 33,4% больше респондентов с наличием невротизации и на 10,3% меньше респондентов с отсутствием невротизации, чем в контрольной группе. Результаты исследования по личностному опроснику FРI выявили статистически значимые различия (р<0,05) повышение показателей по шкалам невротичности, спонтанной агрессивности и экстраверсии - интроверсии. По шкале «невротичность» высокий уровень в основной группе составляет 84,8%, в контрольной – 58,3%, соответственно. Следовательно, в основной группе на 26,5% больше лиц с выраженными невротическими синдромами. Анализируя уровнень самооценки тревожности, фрустриро-ванности, агрессивности и ригидности можно сделать следующий вывод: уровень тревожности в основной группе выше на 24,7%, чем в контрольной. В градации высокого уровня по шкале фрустрированности также преобладает основная группа (на 7,1% больше чем в контрольной). Уровень агрессивности и ригидности в основной группе выше, чем в контрольной на 10,6% и 5,7%, соответственно.
Выводы. Результаты проведенного исследования показывают необходимость реабилитационных мероприятий и психологической поддержки данного контингента населения, которые должны проводиться, совместно, специалистами разных направлений: неврологического, психиатрического, психологического профиля, а также социальными службами.
Список литературы Невротизация пострадавших вследствие аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
- Колмогорова В.В. Соотношение психических и соматических расстройств у облученных на территории Уральских радиационных инцидентов//Вестн. Юж-Урал. гос. ун-та. -2004. -№ 6. -С. 292-301.
- Колмогорова В.В. Сравнение психических расстройств у лиц, пострадавших в зоне Уральских радиационных катастроф, и ликвидаторов аварии на ЧАЭС//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2006. -№ приложение. -С. 110-112.
- Полецкий В.М. Динамика неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2010. -№ 3. -С. 20-23.