NEXAFS и XPS исследования пористого кремния
Автор: Некипелов С.В., Ломов А.А., Мингалева А.Е., Петрова О.В., Сивков Д.В., Шомысов Н.Н., Шустова Е.Н., Сивков В.Н.
Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc
Рубрика: Физико-математические науки
Статья в выпуске: 3 (35), 2018 года.
Бесплатный доступ
Методами ультрамягкой рентгеновской спектроскопии с применением синхротронного излучения исследованы пористые слои кремния с различными типами проводимости. Определена эффективная толщина оксида на поверхности кремниевого скелетона и изучена структура интерфейса на границе кремний/оксид кремния. Показано, что тонкая структура спектров поглощения Si 2p кремниевого скелета совпадает с тонкой структурой спектра кристаллического кремния, а толщина оксидного слоя на поверхности пористого кремния 1,8-2,4 нм для различных образцов. Параметр x в стехиометрической формуле SiOх оксида кремния находится в диапазоне 1,66-1,82.
Пористый кремний, оксидный слой, nexafs-спектроскопия, xps-спектроскопия
Короткий адрес: https://sciup.org/149128785
IDR: 149128785 | DOI: 10.19110/1994-5655-2018-3-19-22
Текст научной статьи NEXAFS и XPS исследования пористого кремния
Пористый кремний (ПК) и другие пористые полупроводниковые материалы представляют большой фундаментальный и прикладной интерес в связи с проявлением в них как квантоворазмерного эффекта, так и простотой управления параметрами пор и пористого скелета [1]. Несмотря на активное изучение условий синтеза и модификации ПК, к настоящему времени имеется достаточно много открытых вопросов как в процессах формирования ПК, так и его диагностики. В частности, является актуальным изучение воздействия йода на процесс анодирования и на характеристики ПК, а также получение детальной информации о физике и химии поверхности ПК. В настоящей работе проводятся спектральные исследования с применением синхротронного излучения (СИ) слоев ПК, сформированных на стандартных подложках кремния, леги- рованных сурьмой (Si(111)(Sb) КЭС, n-тип, 0.01 Ом·см) и бором (Si(111)(B) КДБ, р-типа, 0.005 Ом·см) методом анодирования в стандартном электролите без и с добавлением 5%-ного раствора йода. При этом большое внимание уделяется изучению рентгеновских фотоэлектронных спектров (x-ray photoelectron spectra, XPS) и ближней тонкой структуры рентгеновских спектров поглощения (near edge fine x-ray absorption structure, NEXAFS) в области Si 2р – порога ионизации. Методы ультра-мягкой рентгеновской спектроскопии с применением СИ информативны для изучения приповерхностного слоя пористого кремния, поскольку дают возможность исследовать изменения состава приповерхностных слоев с глубиной в наноразмерной шкале, получать информацию о ближайшем окружении поглотившего рентгеновский квант атома и тестировать изменение атомного и химического состава поверхности ПК без ее разрушения и моди- фикации [2, 3]. В настоящей работе NEXAFS-исследования совместно с XPS – измерениями применяются для определения эффективной толщины оксида на поверхности кремниевого скелетона и изучения структуры интерфейса на границе ПК/ок-сид кремния.
Результаты и обсуждение
Исследования проводились на российско-германском канале источника синхротронного излучения BESSY-II (г. Берлин). Все спектры были получены методом полного электронного выхода (Total electron yield, TEY).
Полученные в настоящей работе NEXAFS Si2p-спектры приведены на рис. 1, из которых видно явное сходство тонкой структуры изученных образцов ПК. NEXAFS Si 2 p -спектров поглощения ПК может быть разделена на две области 99-103 эВ и 103-110 эВ и состоит из дублетных полос поглощения ( a 1 a 2 ), ( b 1 b 2 ), ( c 1 c 2 ), ( d 1 d 2 ) и e 1 , 2 с расщеплением 0 . 55-0 . 63 эВ, близким к разности (0.61 эВ) энергий связей Si 2 p 3 / 2 - и Si2 p 1 / 2 -атомных уровней.

Рис. 1. NEXAFS Si2p-спектры образцов ПК: КДБ (1,2), КЭС (3,4), приготовленные травлением в электролите без (1,3) и с добавлением йода (2,4).
Fig. 1. NEXAFS Si2p spectra of PC samples: SHB (1,2), SES (3,4), etching in the electrolyte without (1,3) and with the addition of iodine (2,4).
По форме спектров и энергетическим положениям элементов тонкой структуры первая область NEXAFS Si2p – спектров может быть определенно идентифицирована как структура, связанная с кристаллическим кремнием (полосы a - c ), а вторая – с кристаллическим SiO 2 (полосы d - e ), что позволяет утверждать, что на поверхности ПК под длительным воздействием атмосферного кислорода формируется слой хорошо координированного SiO 2 .
Наличие четкой структуры металлического кремния, обусловленной сигналом TEY от рентгеновских фотоэлектронов (~90 эВ), вышедших из-под слоя оксида, дает возможность оценить толщину этого слоя deff близкой к их длине свободного пробега, т.е. порядка 1 нм. Более точные значения оксидного слоя на поверхности кремниевого скелета измерялись методом XPS.
XPS - исследования ПК проводились с целью выяснения наличия йода в кремниевом скелетоне и оценки толщины оксидного слоя на его поверхности. В первом случае для получения обзорных спектров использовалось синхротронное излучение с энергией 1000 эВ, во втором случае измерения проводились для энергий квантов 250, 400, 650 и 1000 эВ. Обзорные XPS всех изученных образцов независимо от типа проводимости и наличия в растворителе йода определяются одинаковым набором характерных пиков и отсутствием структуры, связанной с атомами йода.
На рис.2 представлены Si 2p-спектры образца ПК для разных энергий квантов hν, нормированные по интенсивности на пик SiO 2 (I 2 ). Положение основных пиков соответствует энергиям связи 2р-электронов атомов кремния в чистых Si (E 1 = 99,8 эВ) и SiO 2 (E 2 = 103,3эВ). Это указывает на то, что на поверхности ПК находится слой SiO 2 и его толщина сравнима с длинами свободного пробега λ 2

Рис.2. XPS Si 2p-спектры образца КЭС (4) для различных энергий падающих рентгеновских квантов. Спектры нормированы на интенсивность пика оксида кремния. Стрелками соответственно обозначены положения энергии связи в Si и SiO2.
Fig.2. XPS Si2p-spectra of samples SES (4) for various energies of incident X-ray. The spectra are normalized to the intensity of the silicon oxide peak. The arrows indicate the positions of the binding energy in Si and SiO 2 , respectively.
электронов в SiO 2 с кинетическими энергиями, равными разности hν и E 1 .Эти λ 2 равны 0.88, 1.27, 1.9 и 2.72 нм [4] для энергий квантов 250, 400, 650 и 1000 эВ, соответственно.
Для идентификации вклада слоев Si и SiO2 в структуру XPS-спектров нами проведено разложение спектра на отдельные пики с учетом вклада в интенсивность от других линий, которые в нашем случае представлялись как фон (back-ground). В простейшей модели можно рассматривать двухслойную структуру SiO2/Si, в которой нам удалось достаточно хорошо аппроксимировать гауссовскими пиками полосы от кремния (99,3 эВ) и оксида кремния (103,4 эВ). Однако область между основ- ными пиками от 100 – 103 эВ в рамках данного приближения описывалась неудовлетворительно.
Для улучшения аппроксимации была рассмотрена 5-слойная структура, содержащая, кроме основных слоев оксида кремния SiO 2 (Si4+) и чистого кремния Si (Si0), еще и переходные слои SiO x , в которых атом кремния находился в состояниях Si3+, Si2+ и Si+. Результаты данного разложения для энергии падающих квантов 250 эВ представлены на рис.3.

Рис.3. XPS Si2p-спектры пористого кремния для образца КЭС (4) при энергии падающего рентгеновского кванта 650 эВ.
Fig.3. XPS Si2p spectra of porous silicon for an SES sample (4) at an incident x-ray quantum energy of 650 eV.
В процессе разложения спектра для вычленения фона использовалась Shirley-аппроксимация, а спектральные пики аппроксимировались гауссовскими кривыми. Для уменьшения параметров варьирования принималось статистическое отношение интегральных интенсивностей пиков Si 3/2 /Si 1/2 = 2 и спин-орбитальное расщепление между ними бралось 0,61 эВ [5]. В табл. 1 приведены результаты обработки спектров при энергиях падающих квантов 250 и 650 эВ, где указаны положения (в эВ) и интегральная интенсивность Si 3/2 - компоненты.
Таблица 1 Результаты разложения XPS-спектров образца
КЭС (4) при различных энергиях падающих h ν квантов
Table 1
Results of the XPS spectra decomposition for the SES sample (4) at various incident h ν quanta energies
hν=250 эВ |
hν=650 эВ |
|||
Пик |
Есв |
I |
Есв |
I |
Si4+ |
103,13 |
1,000 |
103,09 |
1,000 |
Si3+ |
101,78 |
0,037 |
101,60 |
0,313 |
Si2+ |
100,45 |
0,007 |
100,45 |
0,057 |
Si1+ |
99,90 |
0,010 |
99,92 |
0,084 |
Si0 |
98,91 |
0,063 |
98,87 |
0,538 |
Энергетические положения для Si3+, Si2+ и Si+-пиков хорошо коррелируют с результатами, полученными в работе [5].
Интенсивности линий Il в XPS спектрах, описывающих эмиссию электронов с l- уровня, имеют сложную зависимость:
( - ^
λ cos θ
I l - n l ^ l J ^ S 1 - e
к J
где n l – концентрация атомов, ассоциирующихся с l - линией в спектре, σ l – сечение, испуская фотоэлектрон из данной подоболочки атома, зависящее от энергии падающего рентгеновского кванта hν , J – интенсивность падающего излучения, θ – угол вылета фотоэлектронов, отсчитываемый от нормали к образцу, λ – длина свободного пробега электрона в исследуемом образце, S – чувствительность установки. Следует отметить, что λ определяется энергией E kin вылетевшего фотоэлектрона , а S зависит от энергии падающего кванта hν, конкретных условий съемки и работы анализатора.
Если же мы имеем двухслойную структуру, когда образец сорта В покрыт тонким слоем другого вещества (сорта А), то интенсивность линий в XPS образца В будет иметь вид:
dB dA
----
λ cos θ λ cos θ
I B - n B ^ B J B X B S B ( 1 - e ) e . (2)
Вторая экспонента в формуле (2) связана с поглощением фотоэлектронов из образца В в покрывающем слое образца А.
В случае многослойной структуры получается система уравнений:
d k d i
I s , - n „ a tJt X tSt (1 - e l - c” e ) П e Л ' cos " , (3)
i - k - 1
где k=0…4 соответствует пикам от Si до Si4+.
Зная параметры спектров и решая систему (3), можно найти толщины слоев Si4+, Si3+, Si2+ и Si+ на поверхности чистого пористого кремния. Параметры и результаты расчетов представлены в табл. 2 и рис. 3. При моделировании длина свободного пробега в слоях Si3+, Si2+ и Si+ бралась в виде линейной аппроксимации данных для слоев Si4+ и Si0 [4], а величины J k и S k в формулах (3) – константами при фиксированной энергии падающего рентгеновского кванта для пиков в рамках одного спектра. Как видно из табл. 2, вне независимости от энергии падающего кванта результаты моделирования дают примерно одинаковые результаты для толщины d
Таблица 2
Результаты моделирования оксидных слоев на поверхности образца КЭС (4)
Table 2
The modeling results of oxide layers on the surface of the SES sample (4)
hν= 250 э В |
hν=650 эВ |
|||||||
n [5] |
λ (nm) |
σ[5] |
d(nm) |
n [5] |
λ (nm) |
σ[5] |
d(nm) |
|
Si0 |
1 |
0.656 [4] |
1 |
1 |
1,561 [4] |
1 |
||
Si1+ |
0,86 |
0,711 |
1,06 |
0,08 |
0,86 |
1,645 |
1,025 |
0,12 |
Si2+ |
0,73 |
0,766 |
1,12 |
0,05 |
0,73 |
1,729 |
1,05 |
0,04 |
Si3+ |
0,59 |
0,820 |
1,18 |
0,27 |
0,59 |
1,813 |
1,075 |
0,20 |
Si4+ |
0,46 |
0,875 [4] |
1,25 |
2,10 |
0,46 |
1,897 [4] |
1,1 |
2,32 |
Таблица 3
Толщины оксидных слоев (в нм) и стехиометрические формулы для исследуемых образцов
Thicknesses of oxide layers (in nm) and stoichiometric formulas for the investigated samples
Table 3
Работа выполнена при финансовой поддержке грантов РФФИ и Республики Коми №1642-110610 р-а, 16-43-110350 р-а, Программы фундаментальных исследований УрО РАН 18-10-223 и Программы повышения конкурентноспособности Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Список литературы NEXAFS и XPS исследования пористого кремния
- Canham L.T. Silicon quantum wire array fabrication by electrochemical and chemical dissolution of wafers // Appl. Phys. Lett. 1990. Vol.57. №10. P. 1046-1048
- Stohr J. NEXAFS spectroscopy. Berlin. Springer, 1992. 403 p
- X-Ray and Synchrotron Studies of Porous Silicon / V.N.Sivkov, A.A.Lomov, A.L.Vasil'ev, S.V.Nekipelov and O.V.Petrova // Semiconductors. 2013. Vol. 47, № 8. P. 1051-1057
- NIST Electron Inelastic-Mean-Free-Path Data- base (http://www.nist.gov/srd/nist71.cfm 3)
- Full field chemical imaging of buried native sub-oxide layers on doped silicon patterns / F. de la Peсa, N. Barrett, L.F. Zagonel, M. Walls,O. Renault //Surface Science. 2010. Vol. 604. P.1628-1636