Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь»)
Автор: Семагина Ольга Сергеевна
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: Научный дебют
Статья в выпуске: 1 (2), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена работе итальянского мыслителя, философа Никколо Макиавелли «Государь». Автор статьи рассматривает взгляды Макиавелли на природу государства, основные методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. В статье проводится анализ трактата флорентийского мыслителя для того, чтобы понять, какова природа государства и каков же он, идеальный правитель, по Макиавелли.
Государство, правитель, государь, власть, подданные
Короткий адрес: https://sciup.org/14118829
IDR: 14118829
Текст научной статьи Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь»)
Выражение «природа государства» трактуется обычно в правовом, политическом и социальном контекстах. Значение слова «природа» здесь – переносное: природа – сущность, основные качества чего-либо [1; с. 534]. Этот смысл и раскрывает итальянский мыслитель, философ, политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) в своем произведении «Государь», написанном около 1513 г. и опубликованном впервые уже после смерти писателя (в 1532 г.).
Судя по этому труду, можно смело сказать, что Николо Макиавелли был патриотом своей страны, который глубоко переживал слабость и разобщенность родины – Италии. Наиболее ясно видны его чувства в последней главе, где автор призывает «овладеть Италией и освободить ее из рук варваров». Макиавелли видит и понимает, до какого позора – заметьте, позора! – дошла страна: «до большего рабства, чем евреи; до большего унижения, чем персы; до большего разобщения, чем афиняне: нет в ней ни главы, ни порядка; она разгромлена, разорена, истерзана, растоптана, повержена в прах» [3; с. 66]. Как истинный сын своего Отечества, Никколо Макиавелли болеет всем сердцем за настоящее и будущее Италии, видит ее истерзанность и желание восстать из мрака: «Италия же, теряя последние силы, ожидает того, кто исцелит ей раны, спасет от разграбления Ломбардию, от поборов – Неаполитанское королевство и Тоскану, кто уврачует ее гноящиеся язвы». В каждом слове, каждой фразе ощущается неподдельная любовь гражданина и патриота, сила и страсть чувств человека умного и прозорливого!
В сравнении с этим венчающим все произведение криком души самого автора каким раболепным кажется обращение Н. Макиавелли к Лоренцо Медичи (семья которого правила во Флоренции) и какой холодной и отстраненной – основная часть произведения «Государь»! Причинами этой столь непоследовательной эмоциональности является главная задача писателя – помочь своей стране вернуть былое величие, силу и, если можно так выразиться, обрести государственность.
Макиавелли видит, что Италия его времени – это всего лишь территория, имеющая великую историю и разобщенное настоящее. Автор пытается понять, «есть ли в ней [Италии] материал, которым мог бы воспользоваться мудрый и доблестный человек, чтобы придать ему форму – во славу себе и на благо отечества». На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: Италия – это всего лишь гибкий материал, пластилин, из которого государство можно лишь вылепить и лишь одному человеку – государю. Что такое Италия, по Макиавелли, без сильного и мудрого правителя – это государство только номинально. Единственным способом кардинально исправить положение автор считает появление единовластного правителя: «столь многое благоприятствует появлению нового государя, что едва ли какое-либо другое время подошло бы для этого больше». Таким правителем, способным возглавить разделенную и ослабленную Италию, вновь вернуть ей былой статус мощного и влиятельного государства, может стать, по мнению Макиавелли, Лоренцо деи Медичи.
Итак, что же такое государство для Никколо Макиавелли? Это, во-первых, во-вторых и в-третьих, – государь. Свой основательный труд Макиавелли так и озаглавил: «Государь». Он постарался вывести образ идеального и удачливого правителя, не для того, чтобы дать возможность прославиться какому-то знатному дворянину, но для того, чтобы дать своей родине истинного Государя и статус Государства! Именно в великом, могущественном, доблестном, сильном государе видит автор будущее Италии.
Н. Макиавелли максимально упростил задачу для своего претендента на роль правителя, изучив и проанализировав множество биографий великих мира сего. В своем желании препоручить страну роду Медичи Макиавелли призывает и льстит: «и самые большие надежды возлагает она [Италия] на ваш славный дом, каковой, благодаря доблести и милости судьбы, покровительству Бога и Церкви, глава коей принадлежит к вашему дому, мог бы принять на себя дело освобождения Италии». Писатель понимает, что столь сложная задача может отпугнуть любого, поэтому пишет: «оно [дело по освобождению Италии] окажется не столь уж трудным, если вы примете за образец жизнь и деяния названных выше мужей». Макиавелли надеется на тщеславие адресата своего послания, говоря, что этот храбрый человек получит причитающиеся ему почести: «если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства» [3; с. 1].
Выше было сказано, что главной составляющей такого великого целого, как государство, является правитель, но наряду с последним Макиавелли выделяет и подданных, во властвовании над которыми обретается власть и в самом государстве. «По Макиавелли, власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю» [2; с. 172]. Автор подробно останавливается и на этом пункте сильной государственности. В составе подданных Макиавелли различает народ, знать и – в некоторых случаях – войско. Автор пишет, что не было еще ни одного государства, в котором не были бы обособлены эти составляющие – знатные вельможи и простой люд.
По Макиавелли, с людьми знатными следует обращаться осторожно: использовать их, одаривать милостью либо карать и подвергать опале; также знать можно держать в подчинении, если просто натравливать их друг на друга. Автор отмечает, что «государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать», кроме того, «с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью – можно, ибо она малочисленна». Государь должен всегда заручаться поддержкой народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: «знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным». Народ является прочной опорой власти государя, «который не просит, а приказывает, к тому же бесстрашен, не падает духом в несчастье и умеет распоряжениями своими и мужеством вселить бодрость в тех, кто его окружает». Мудрые правители принимали все меры для того, чтобы быть угодными народу и не ожесточить знать. В подтверждение своего тезиса Никколо Макиавелли приводит в пример Францию, как наиболее хорошо устроенное и хорошо управляемое государство. «В ней [во Франции] имеется множество полезных учреждений, обеспечивающих свободу и безопасность короля, из которых первейшее – парламент с его полномочиями. Устроитель этой монархии, зная властолюбие и наглость знати, считал, что ее необходимо держать в узде; с другой стороны, зная ненависть народа к знати, основанную на страхе, желал оградить знать» [3; с. 25]. Государю следует выказывать «почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе».
Что касается войска, обращаться с последним следует в зависимости от того, является оно орудием достижения и удержания власти или же неким третьим антагонистом народу и знати. Примером последнего могут послужить слова автора о римских императорах, которым приходилось «сдерживать жестокость и алчность войска». Макиавелли пишет, что «в наше время государям нет такой уж надобности угождать войску, <…> ибо в наши дни государь не имеет дела с солдатами, которые тесно связаны с правителями и властителями отдельных провинций, как это было в Римской империи. Поэтому если в то время приходилось больше угрожать солдатам, ибо войско представляло бóльшую силу, то в наше время <…> важнее угодить народу, ибо народ представляет бóльшую силу».
Итак, автор приходит к выводу о том, что сущность государства – это сильный государь, наделенный властью управлять своими подданными, народом и знатью. В человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. правителе) самого государства. Именно в этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается, на наш взгляд, глубокий смысл книги.
Список литературы Никколо Макиавелли о природе государства (к 500-летию трактата «Государь»)
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -М.: Русский язык, 2000. -1233 с.
- История политических и правовых учений: учеб./под общ. ред. В. С. Нерсесянца. -М.: Норма, 2004. -944 с.
- Макиавелли Н. Государь. -М.: Художественная литература, 1982. -68 с.