Неправославный труд в России раннего нового времени

Бесплатный доступ

В статье речь идет о статусе неправославных инородцев, находившихся на службе в России в XVII в., но начинается статья с рассмотрения положения православных холопов. Вопросы о крепостном праве в России, формах зависимости, функционировании рынка труда до сих пор остаются дискуссионными в исторической науке. Данным очерком автор вносит свой вклад в обсуждение проблемы рабства в России, используя источники религиозного характера, Соборное уложение 1649 г. и др., а также привлекая обширный круг исследований по русской истории. В то время как царская Россия раннего Нового времени до XVIII столетия испытывала постоянные демографические потери от «охотников за рабами», снабжавших рынки мусульманских империй, имел место приток иноверных полоняников (от татар-мусульман до шведов-протестантов) и социально слабых людей с присоединенных территорий. Большинство ясачных общин оставались этнически нерусскими, но некоторые неправославные «инородцы» путем продажи себя покидали свои общины и вступали в статус крестьян и, соответственно, холопов. В основном они были интегрированы в русскую православную паству. Запрещая православным служить в иноверных домах, духовенство и правительство надеялись оградить мирян от других вероисповеданий, но усилили рынок труда иноверцев. Мусульманские землевладельцы, армянские купцы, немецкие врачи, шотландские офицеры и т. д. нуждались в слугах в доме и в саду, чтобы заботиться о своем домашнем хозяйстве и поддерживать их социальное положение. Неправославные служащие, упомянутые, но не имевшие правового статуса в Соборном Уложении 1649 г., оставались этнически нерусскими и подтверждали характер России как «многонациональной Империи».

Еще

Рабы-иноземцы, раннее новое время в России, xvii век, крестьяне, крепостные

Короткий адрес: https://sciup.org/149141679

IDR: 149141679   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2022.5.6

Статья научная