Нормативно-правовая основа формирования государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960-1970-е гг. (на материалах Южного Урала)
Автор: Сергеева Т.А.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 6-2 т.11, 2009 года.
Бесплатный доступ
Предпринята попытка исторического осмысления процесса создания нормативно-правовой базы государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960-1970-е гг. Дан анализ ключевых нормативных документов по образованию: директив съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, законодательных актов об обязательности среднего образования. Выявлена прямая зависимость создания нормативно-правовой базы в области осуществления всеобщего среднего образования на Южном Урале от принятия постановлений партии и Правительства. Отмечен приоритет количественных показателей всеобщего среднего образования.
Образование, всеобщее среднее образование, государственная политика в сфере образования, нормативно-правовая основа всеобщего среднего образования, общеобразовательная школа
Короткий адрес: https://sciup.org/148198853
IDR: 148198853
Текст научной статьи Нормативно-правовая основа формирования государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960-1970-е гг. (на материалах Южного Урала)
Российская школа имеет богатую историю развития в различных общественных условиях. Она была и остается основной базой получения знаний основ наук, формирования умений и навыков, приобщения новых поколений к общекультурным и национальным ценностям. Современные рыночные приоритеты в организации социально-экономической системы вместе с тем задают новые ориентиры реформирования школы России, особое значение для которого имеет собственный исторический национальный опыт. В условиях, когда в стране реализуется всеобщее обязательное одиннадцатилетнее образование, и все чаще высказываются предложения о необходимости перехода на всеобщее двенадцатилетнее образование молодежи, представляется полезным совершить историческую ретроспективу и проанализировать процесс создания нормативно-правовой основы государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960—1970-е гг.
Нормативно-правовую основу государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в первую очередь составили решения съездов КПСС и специальные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В -решениях съездов КПСС, исходя из задач коммунистического строительства и итогов развития страны в предыдущей пятилетке, намечались лишь основные направления реформирования советской школы на предстоящее пятилетие. Так, директивы XXIII съезда партии, под-
черкивая возрастающее значение дальнейшего развития народного образования и культуры в условиях коммунистического строительства, предусматривали завершение (в основном) к 1970 г. всеобщего среднего образования для мо-лодежи1. Согласно решениям XXIV съезда КПСС ставилась задача дальнейшего совершенствования системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технической революции. В годы девятой пятилетки (1971—1975) предстояло обеспечить полный переход к всеобщему среднему образованию молодежи2. На XXV съезде КПСС констатировалось завершение (в основном) перехода к всеобщему среднему образованию молодежи3. Было также указано на необходимость дальнейшего совершенствования системы народного образования “в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и задачами неуклонного повышения культурнотехнического и образовательного трудящихся, улучшения подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов”4. В резолюции XXVI съезда КПСС были подведены итоги в развитии народного образования: “Взят важный рубеж – завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию”5. Вместе с тем, были также обозначены задачи дальнейшего совершенствования системы образования, суть которых состояла том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно-полезному труду.
Более конкретное содержание решения съездов партии обретали в специальных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященных отдельным звеньям системы народного образования. Определяющее значение для развития общеобразовательной школы как основной формы получения всеобщего среднего образования в исследуемый период имели постановления: “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” (1966), “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем совершенствовании общеобразовательной школы” (1972) и “О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы” (1973). В постановлении “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” подчеркивалось, что важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения является “осуществление в основном к 1970 г. в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения”6. Основными путями получения всеобщего среднего образования признавались средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища.
Государственная политика по осуществлению всеобщего среднего образования находила свое подтверждение в документах, принимаемых на местах, однако зачастую происходило лишь дублирование постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР без учета местной специфики. Решения, принимаемые на региональном уровне, строго соответствовали партийноправительственным задачам, показателям, спускаемым “сверху”. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться партийным организациям Южного Урала в 1960—1970-е гг. в связи с реформированием школьного образования, во многом были присущи и другим территориальным образованиям Советского Союза.
В целях успешного выполнения постановления “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” Оренбургский областной Совет депутатов трудящихся разработал и утвердил мероприятия по укреплению материальной базы и улучшению учебновоспитательной работы сельских общеобразовательных школ области на 1969—1971 гг.7 В-БАССР данное постановление было рассмотрено на заседании бюро обкома КПСС 27 декабря 1966 г., после чего было принято решение – обязать Министерство просвещение БАССР, горкомы и райкомы КПСС, исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся принять необходимые меры к осуществлению в основном к 1970 г. всеобщего среднего образованию, по повышению качества учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах, всестороннему развитию подрастающего поколения, лучшей подготовки их к общественнополезному труду и др.8 В постановлении бюро Челябинского обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся отмечалось: “Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” принять к неуклонному исполнению”9.
Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы”. Перед органами народного образования ставилась задача — завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; обеспечить учащихся новыми учебниками10. Внимание исполкомов Советов депутатов трудящихся обращалось и на укрепление материально-технической базы школ, пришкольных интернатов, которое, однако, должно было осуществляться лишь за счет расширения инициативного строительства предприятиями, передовыми совхозами и колхозами11. Исходя из того, что в условиях всеобщего среднего образования возрастает ответственность учителя перед обществом за обучение и воспитание молодого поколения, в постановлении были обозначены меры по улучшению подготовки учителей, среди которых -систематическая аттестация12.
Среди главных задач отдела науки и учебных заведений Оренбургского обкома КПСС на 1973 г. определялась задача выполнения решений XXIV съезда КПСС по народному образованию, а также постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной шко-лы”13. Областному отделу народного образования предписывалось обеспечить целеустремленную работу органов народного образования и педагогических коллективов школ по претворению в жизнь этих документов. В этих целях предусматривалось решение конкретных задач, среди которых: обеспечить восьмилетний всеобуч, достичь охвата всеми видами среднего образования не менее 90% выпускников восьмых классов 1973 г., принять в 9-е классы 54,5% выпуска 8-х классов и обеспечить сохранность принятых контингентов, укреплять учебно-материальную базу и техническое оснащение учебного процесса, осуществить переподготовку 4250 учителей и др.14
План мероприятий Министерства просвещения Башкирской АССР по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР “О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР” предусматривал обеспечение дальнейшей активизации деятельности всех звеньев системы просвещения по безусловному выполнению решений XXIV съезда КПСС. Было рекомендовано провести сессии городских, районных Советов депутатов трудящихся, совещаний руководителей хозяйственных, общественных организаций с обсуждением конкретных мер, связанных с выполнением документов, принятых Верховным Советом РСФСР15.
В постановлении бюро Челябинского обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся “О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы” в первую очередь внимание обращалось на целый ряд недостатков и упущений в работе по завершению перехода к всеобщему среднему образованию. В частности, отмечалось: неудовлетворительные показатели плана охвата средним образованием (90,8% выпускников 8-х классов), которые были гораздо ниже республиканских; посредственные знания учащихся, их большой отсев; текучесть учительских кадров (в области ежегодно сменяется более 1600 учителей и около 250 руководителей школ); слабая материально-техническая база сельских школ (более 40 школьных зданий находится в ветхом состоянии, 80% пришкольных интернатов размещены в приспособленных помещениях); недостаточная пропаганда среднего образования и др.16 В постановлении ставилась задача по устранению отмеченных недостатков.
Переход к всеобщему среднему образованию обусловил значительное расширение социальной функции сельской школы, повысил ее роль в осуществлении программы хозяйственно-экономического и культурного строительства на селе. Ставилась задача преодоления имевшихся различий в уровне образования городской и сельской молодежи, создание во всех районах страны условий, необходимых для обеспечения равенства молодого поколения в получении среднего образования. В этой связи требовалось дальнейшее развитие сети сельских общеобра- зовательных школ, обеспечение их квалифицированными педагогическими кадрами, совершенствование материально-технической базы, строительство новых школ и пришкольных интернатов. Решению проблем развития сельской общеобразовательной школы было посвящено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы”. Для более полного удовлетворения потребностей сельского населения в школах и создания необходимых условий для всеобщего среднего образования молодежи признавалось целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю общеобразовательную школу17. Оренбургский областной комитет партии и исполком областного Совета депутатов трудящихся выразили обеспокоенность сложившимся в области положением в малокомплектных сельских школах. Как отмечено в материалах обкома партии, Оренбургская область имеет свои особенности: это, прежде всего, наличие мелких населенных пунктов, в которых размещены бригады колхозов и отделения совхозов, находящихся на расстоянии 30—80 км. от центральных усадеб. Обучение детей из таких населенных пунктов в крупных школах, зачастую, осложняется бездорожьем, отсутствием специального транспорта и слабой материальной базой пришкольных интернатов. Оренбургский областной комитет партии и исполком областного Совета депутатов трудящихся посчитали целесообразным сохранять школы в мелких населенных пунктах, а также пересмотреть предельные нормы наполняемости начальных классов – комплектов18. На заседании бюро Челябинского обкома КПСС было отмечено, что постановление “О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы” повышает ответственность сельских учителей за качество обучения и воспитания молодежи19. В связи с этим участники областного актива работников народного образования обратились ко всем учителям сельских школ с призывом – развернуть движение за образцовую сельскую школу и одобрили инициативу производственных и педагогических коллективов и общественных организаций Челябинского кузнечно-прессового завода, Магнитогорского педагогического института, города Копейска, выступивших с предложением об оказании школам подшефных сельских районов практическую помощь в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и укреплении учебно-материальной базы20. Бюро обкома КПСС и Совет Министров
БАССР постановили: принять меры к обеспечению всех сельских школ квалифицированными кадрами, повышению уровня их подготовки; развивать инициативное строительство школьных зданий; создать условия для изучения в каждой сельской средней школе сельскохозяйственной техники и автодела21.
Право на всеобщее среднее образование было также закреплено законодательно и гарантировалось Законом СССР (1973) и РСФСР (1974) о народном образовании, Конституцией СССР (1977) и РСФСР (1978). В статье 3 Закона РСФСР о народном образовании говорится, что “право на образование обеспечивается обязательным общим восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием политехнического среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм производственного обучения и повышения квалификации трудящихся”22. Право на образование в форме права на всеобщее обязательное среднее образование было закреплено и в статье 43 Конституции РСФСР 1978 г. 23. Таким образом, была создана и законодательная основа перехода к всеобщему среднему образованию.
Подводя итог в целом, отметим, что основой государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960—1970-е гг. являлась нормативно-правовая база. Ключевые направления реформирования общеобразовательной школы как ведущей формы получения всеобщего среднего образования нашли свое отражение в директивах партийных съездов, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, законодательных актах об обязательности среднего всеобуча. Анализ нормативно-правовой базы всеобщего среднего образования на материалах Южного Урала показал, что в центре внимания партийных организаций находился весьма широкий круг вопросов: укрепление и развитие материальной базы учебных заведений, идейно-политическое воспитание руководящих и педагогических кадров, организация их подготовки и переподготовки, выполнение плана охвата молодежи средним образованием, достижение показателей успеваемости, снижение неуспеваемости и др. Однако в первую очередь ориентация происходила на достижение количественных показателей всеобщего среднего обра- зования, что свидетельствовало об экстенсивном характере развития образования. В исследуемый период Южно-Уральский регион еще не имел собственной законодательной базы, что сказывалось на отсутствии самостоятельности в принятии решений в области образования. Создание нормативно-правовой основы государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию находилось в прямой зависимости от принятия постановлений партии и Правительства, которые нередко просто дублировались без учета специфики и потребностей региона, что в итоге привело к несоответствию между планами и действительным материальным обеспечением, материально-хозяйственными возможностями Южного Урала.
Список литературы Нормативно-правовая основа формирования государственной политики перехода к всеобщему среднему образованию в 1960-1970-е гг. (на материалах Южного Урала)
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1970. Т. 9. С. 28-29.
- Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974. С. 277.
- Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. С. 114. Там же. С. 120.
- Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. С. 60.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" от 10 ноября 1966 г.//Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг./Сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 220.
- Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р 1893. Оп. 3. Д. 3810. Л. 17 27.
- Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ). Ф. 122. Оп. 75. Д. 167. Л. 9 15.
- Центр документации новейшей истории Челябинской области (ЦДНИЧО). Ф. 288. Оп. 162. Д. 80. Л. 47.
- Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 12. М.: Политиздат, 1986. С. 227. Там же. С. 231. Там же. С. 227.
- Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 46. Д. 131. Л. 36а.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 46. Д. 131. Л. 37-39.
- Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИАРБ). Ф. Р 798. Оп. 9. Д. 5067. Л. 16-20.
- Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р 1000. Оп. 1. Д. 3776. Л. 4-5.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" от 6 июля 1973 г.//Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. М.: Юрид. лит, 1987. С. 101.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 48. Д. 69. Л. 110-111.
- ЦДНИЧО. Ф. 288. Оп. 176. Д. 81. Л. 8.
- ЦГАООРБ. Ф. 122. Оп. 186. Д. 101. Л. 14 17.
- Закон РСФСР о народном образовании. М.: Политиздат, 1974. С. 8.
- Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М.: Сов. Россия, 1989. С. 15.