Новая фаза противостояния на Кавказе
Автор: Эжиев Иса Багаудинович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 9, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ последних террористических актов на Северном Кавказе, которые открывают новую фазу противостояния между представителями различных религиозных течений.
Террористический акт, северный кавказ, дагестан, ингушетия
Короткий адрес: https://sciup.org/170166571
IDR: 170166571
Текст научной статьи Новая фаза противостояния на Кавказе
П оследние события на Северном Кавказе, связанные с очередными террористическими актами в отношении представителей правоохранительных органов и влиятельных духовных лидеров – идеологических противников радикализма, открывают новый этап противостояния на Северном Кавказе. Новая фаза обострения ситуации характеризуется высокой степенью влияния жертв последних террористических актов и соответствующих последствий, влекущих за собой действия в отношении пострадавших адресатов.
Если убийство представителей правоохранительных органов можно классифицировать как адекватный удар в поле военного противостояния, то ликвидация влиятельного духовного лидера является вызовом для сотни тысяч его последователей, готовых в разной форме отреагировать на данное преступление.
ЭЖИЕВ Иса
Убийство лидера накшбандийского и шазилийского тарикатов Дагестана Саида Афанди Чиркейского способно углубить кризис взаимоотношений между представителями суфиев и умеренных салафитов, между которыми в последнее время наметилась положительная динамика сотрудничества, проявившаяся в достижении исторического соглашения после двадцати лет противостояния. Учитывая неоднородность состава последователей убитого лидера, противостояние может проявляться в разной форме (латентной и открытой). В этих условиях федеральный центр должен занять жесткую позицию в отношении тех, кто, возможно, использует данную ситуацию для дестабилизации обстановки в неспокойном Дагестане. Подобная мера в свое время предотвратила обострение осетино-ингушского конфликта, вызванное событиями в г. Беслане в 2004 г. Но это может лишь на короткий период купировать возможный всплеск насилия в регионе. Рациональное решение существующих проблем состоит не в том, чтобы «в каждом городе, каждом районе организовать отряды самообороны и дружины из молодых людей»1. В этой связи следует согласиться с мнением Андрея Кузнецова, что «создание отрядов самообороны еще на шаг приближает Дагестан к состоянию гражданской войны»2.
В долгосрочной перспективе, на наш взгляд, для сохранения стабильного и устойчивого мира в Дагестане необходим комплекс мер и мероприятий по улучшению морально-психологического кли мата среди н аселения.
Что же касается последних террористических атак в Ингушетии, то они имеют свой особый характер и состав участни-ков. Проведение террористических актов в местах скопления людей, не имеющих никакого отношения к противоборству между участниками конфликта и ставших случайными жертвами данного насилия, классифицирует их как умышленное дей-ствие, которое влечет за собой серьезные последствия во взаимоотношениях между террористами и их жертвами. Более того, это закладывает долгосрочный тренд про -тивостояния между этими группами.
Характер ситуации, сложившейся в Ингушетии, следует рассматривать в рам ках системного кризиса, продолжающе гося в республике последние десять лет. Сложная социально - политическая и эко -номическая ситуация в Ингушетии стала хорошим подспорьем для террористиче ского подполья, действующего в респу блике. Несмотря на крупные финансовые трансферы от федерального центра, мест ные власти демонстрируют низкий уро вень управляемости процессами в респу блике. Это является следствием отсутствия поиска системного подхода как в решении социально политических и экономи ческих проблем, так и в регулировании идейных вопросов. Все это ставит вопрос об угрозе основам государственного строи тельства в Ингушетии. На все эти процессы накладывается вопрос территориаль ного разграничения между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, поднятый в августе 2012 г. чеченской сторо-ной, и нерешенный территориальный спор с соседней Северной Осетией — Аланией. Весь этот комплекс проблем может поста вить перед российским руководством вопрос о недееспособности местных вла стей в вопросе стабилизации ситуации в этом небольшом субъекте Российской Федерации. И это является серьезным уда -ром по руководству республики накануне выборов главы региона, которые должны состояться осенью 2012 г.