Новая форма проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью - представительство одним лицом всех участников общества
Автор: Божков Артем сергеевиЧ.
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Трибуна молодого ученого
Статья в выпуске: 1 (12), 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье ставится вопрос о возможности проведения общего собрания участников обще- ства с ограниченной ответственностью при участии одного лица, представляющего по доверен- ности интересы всех участников общества. Автор делает вывод, что законом проведение общего собрания в подобной форме не урегулировано, но и не запрещено. Автор считает, что проведе- ние общего собрания в форме участия одного доверенного лица могло бы быть востребовано, и предлагает дополнить ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» нормами, регули- рующими деятельность собрания в такой форме.
Общество с ограниченной ответственностью, общее собрание участников, доверенность, представительство, закон
Короткий адрес: https://sciup.org/14972679
IDR: 14972679
Текст научной статьи Новая форма проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью - представительство одним лицом всех участников общества
Общество с ограниченной ответственностью является одной из самых распространенных форм ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Как правило, в форме общества с ограниченной ответственностью существует мелкий и средний бизнес, быстро реагирующий на изменение рыночных условий и требующий принятия оперативных решений. Вместе с тем современная история развития корпоративных отношений в нашей стране составляет чуть более 15 лет. Участники корпоративных отношений в большинстве своем еще не готовы самостоятельно путем принятия внутренних документов разрешать встающие перед ними проблемы, в том числе проблемы корпоративного управления. Законодательное регулирование в таком случае является действенным способом обеспечения нормальной работы обществ с ограниченной ответственностью.
Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников общества (п. 1 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Решение многих ключевых для деятельности общества вопросов отнесено законодателем к исключительной компетенции общего собрания. Это, с одной стороны, оправдано необходимостью защиты прав участников общества и недопущения произвола со стороны исполнительных органов, а с другой – ограничивает общество в оперативности принятия решений. Многие проблемы управления в обществе с ограниченной ответственностью связаны с деятельностью общего собрания участников общества. Некоторые аспекты работы общего собрания на законодательном уровне недостаточно урегулированы и требуют дополнительного нормативного регулирования. Реализуя свои полномочия, общее собрание участников решающим образом влияет на деятельность общества с ограниченной ответственностью. Вопросы, имеющие отношение к компетенции общего собрания и определяющие порядок его деятельности, являются первостепенно важными для участников общества и, соответственно, требуют особого внимания законодателя.
Одним из таких вопросов является вопрос о выдаче доверенностей на представительство в общем собрании участников общества. Указанный вопрос урегулирован п. 2 ст. 37 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором сказано, что участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей; представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия; доверенность, выданная представителю участника общества, должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные), быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально [1].
Представляется, что порядок проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью указанной нормой урегулирован недостаточно и требует дополнительного регулирования. Подобная позиция, в частности, содержится в Комментарии к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» под редакцией М.Ю. Тихомирова, где автор предлагает в духе диспозитивного регулирования разрешить во внутренних документах или уставе общества неурегулированный законом вопрос о смене представителя участника в общем собрании участников общества [2]. Многие авторы предлагают дополнить ст. 37 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» новыми нормами или изменить существующие. Учитывая то обстоятельство, что целый ряд вопросов, связанных с деятельностью общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, требует дополнительного нормативного или внутреннего регулирования, хотелось бы подробно остановиться лишь на одном, наименее освещенном в правовой науке и практике, вопросе.
Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Ни ГК РФ, ни ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не содержат каких-либо прямых ограничений, связанных с запретом выдачи доверенности на представительство в общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью всеми участниками общества одному лицу. Для корпоративных отношений это означает, что даже при наличии нескольких десятков участников общества возможно проводить общее собрание фактически с участием одного доверенного лица.
Тем не менее законодательно подобные отношения не урегулированы. Это оставляет неразрешенными вопросы, связанные с порядком проведения подобного собрания с участием всего одного доверенного лица, и более того, не дает ответа на главный вопрос о том, соответствует ли проведение общего собрания участников при участии одного доверенного лица сути законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Логично обратиться к единственной норме, регулирующей поведение доверенного лица в отношениях между его несколькими доверителями. В соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично; он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. Однако остается непонятным, возможно ли считать принятие решения доверенным лицом на общем собрании от имени всех участников «сделкой в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является», учитывая то обстоятельство, что доверенное лицо, принимая решение от имени всех участников, действует в одних и тех же правоотношениях как бы от имени всех его сторон.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Решение, принимаемое на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью, является действием, направленным на изменение правовых отношений, а значит, является сделкой. Согласно ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними; односторонней считается сделка, для со- вершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Согласно ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным; безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. В данном случае по решению общего собрания предусмотренного данной статьей представления от одной стороны другой не происходит. Многосторонней сделкой (договором) решение общего собрания считать нельзя. Для совершения сделки в виде решения общего собрания достаточно выражения воли одной стороны, участников общества. Получается, что решение общего собрания участников общества является односторонней сделкой, и все участники общества занимают одну сторону сделки. При таких обстоятельствах «сделкой в отношении другого лица» в понимании п. 3 ст. 182 ГК РФ решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью в принципе являться не может.
Значит, запрета в законодательстве на применение подобной конструкции участниками общества действительно не существует. Принципам закона, на наш взгляд, указанная конструкция также не противоречит, фактически представляя собой еще одну форму работы общего собрания участников общества. Широкое применение такой формы работы собрания позволит значительно упростить работу общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, что может быть востребовано в обществах, в которых, с одной стороны, значительное количество участников, а с другой – конфликты между участниками отсутствуют. Фактически форма работы собрания при участии одного доверенного лица может заменить собой проведение заочного голосования, предусмотренное ст. 38 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Очевидно, что применение формы работы общего собрания участников общества, подразумевающей участие одного доверенного лица, предоставляет широкие возможности для злоупотреблений со стороны этого лица, в связи с чем применение подобной формы должно осуществляться исключительно с согласия всех участников общества, выраженного, например, только единогласно и только при личном присутствии на общем собрании. Понятно, что лицо, выбранное участниками общества в качестве единого представителя, должно обладать безусловным неограниченным кредитом доверия участников, однако даже с учетом такого доверия механизм контроля представителя и ограничения его полномочий объективно необходим. Подобный механизм контроля в виде, например, незамедлительных отчетов представителя, уведомлений о планируемых им к принятию решениях или в ином виде, безусловно, должен быть закреплен законодательно или содержаться во внутренних документах общества. Однако важным фактором, ограничивающим возможные злоупотребления представителя, должно быть само содержание доверенностей, выдаваемых представителю. В доверенностях можно предусмотреть прямой запрет на принятие представителем решений по таким ключевым вопросам, как изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества, реорганизация или ликвидация общества и др.
Проведение общего собрания в форме участия единого представителя, учитывая отсутствие на это прямого запрета в законодательстве, может быть предусмотрено и урегулировано внутренними документами общества с ограниченной ответственностью. Однако для широкого применения и надлежащей работы указанной формы деятельности общих собраний необходимо ее непосредственное законодательное закрепление и подробное определение на законодательном уровне порядка и особенностей работы собраний в форме такого рода. Учитывая вышеизложенное, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» необходимо дополнить отдельной статьей, регламентирующей работу общего собрания участников в форме участия единого доверенного лица, а п. 2 ст. 37 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» можно было бы дополнить следующим положением: «Представительство на общем собрании одним лицом (представителем) двух и более участников общества возможно только по решению общего собрания участников общества, принятому при личном присутствии всех участников. Порядок проведения общего собрания участников общества при непосредственном присутствии только одного представителя, надлежаще представляющего интересы всех без исключения участников общества, определяется положениями настоящего Федерального закона, а также внутренними документами общества».
При этом, учитывая, как правило, имеющую место пассивность участников общества с ограниченной ответственностью в вопросах корпоративного управления, можно предположить, что не во многих обществах, решивших воспользоваться новой формой проведения общего собрания, будет разработано внутреннее положение о проведении подобных собраний. Использование новой формы собрания, наряду с отсутствием подробной регламентации ее процедуры, может породить целый ряд неблагоприятных последствий для общества, его участников и, возможно, контрагентов. На наш взгляд, целесообразно на законодательном уровне разработать проект положения о проведении общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью в форме участия одного доверенного лица. В положении следует максимально детально проработать все аспекты деятельности общего собрания в новой форме. Законодательно предусмотреть при этом, что проект положения действует как обязательный для конкретного общества только в случае прямого указания на это в уставе общества. Подобная конструкция, с одной стороны, решит проблему подробной регламентации деятельности общего собрания, а с другой – сохранит за участниками свободу выбора и позволит им, в случае несогласия с предложенным законодателем порядком работы собрания, избрать свой порядок, зафиксировав его в своем положении о работе собрания. Представляется, что применение подобного рода схемы возможно не только в случае с новой формой общего собрания участников, но и повсеместно. На этапе развития корпоративных отношений, который еще не завершился в нашей стране, разработанные и закрепленные законодательно положения об исполнительном органе, совете директоров, ревизоре и т. п. будут полезны для участников как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества.
Список литературы Новая форма проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью - представительство одним лицом всех участников общества
- Гражданский кодекс Российской Федерации. -Ч. 1 от 30.11 1994 г. № 51-ФЗ; Ч. 2 от 26.01 1996 г. № 14-ФЗ; Ч. 3 от 26.11 2001 г. № 146-ФЗ; Ч. 4 от 18.12 2006 г. № 230-ФЗ.
- Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью»/под ред. М. Ю. Тихомирова. -4-е изд., перераб. и доп. -М., 2007. -479 с.