Новая встреча ополовника Aegithalos caudatus magnus в Южном Приморье (Уссурийский заповедник)

Автор: В.А. Харченко

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2575 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312823

IDR: 140312823

Текст статьи Новая встреча ополовника Aegithalos caudatus magnus в Южном Приморье (Уссурийский заповедник)

Второе издание. Первая публикация в 201 1*

Наши наблюдения проводились в заповеднике «Уссурийский» ДВО РАН, расположенном на юге Приморского края на южных отрогах Сихотэ-Алиня, в бассейнах верховий рек Комаровка, Артёмовка и Суво-ровка. Долины рек большей частью узкие, сильно заросшие лесом. Открытые пространства немногочисленны. Рельеф низкогорный, преобладают горы высотой 300-500, максимальная высота – 902 м н.у.м. (гора Обрубленная, находящаяся на северной границе Уссурийского заповедника). Площадь заповедника составляет более 40 тыс. га, около 99% которой покрыто лесами. Климат тёплый и влажный, с малоснежной умеренно суровой зимой (Васильев и др. 1985; Заповедники… 1998; Позвоночные… 2003).

С 1998 года на территории Уссурийского заповедника в долине реки Комаровка проводится кольцевание птиц во время сезонных миграций (в основном на осеннем пролёте в сентябре-октябре). Отлов птиц осуществляется 4-10 паутинными сетями. «Паутинки» устанавливаются на зарастающей пустоши на месте бывшего посёлка Комарово-Заповедное, в узкой полосе невысоких деревьев и кустарников, растущих вдоль дороги, которая проходит через заповедник. Так как это дорога внутреннего пользования, уровень беспокойства от автотранспорта минимальный. При выборе места для сетей мы руководствовались следующим. В миграционный период многие лесные птицы тяготеют к участкам леса на границе с открытыми пространствами, предпочитая перемещаться вдоль открытых участков (поляны, дороги и т.п.) и часто держатся в нижней части деревьев и кустарников, в высокой траве на пустоши. Некоторые виды охотно кормятся на земле, в том числе на просёлочных дорогах. Установленные среди древесно-травянистой растительности сети большую часть времени находятся в тени, а значит – малозаметны для птиц. Длина сетей 7-9 м, высота около 2 м. Их проверка производилась каждые 1-1.5 ч в зависимости от погоды. У пойманных птиц определялся вид, пол, возраст, стадия линьки (если она присутствует) и т.п.

Ополовник, или длиннохвостая синица Aegithalos caudatus – малочисленный гнездящийся, кочующий и зимующий вид Уссурийского заповедника и сопредельных территорий (Позвоночные… 2003). С 1998 по 2007 год был окольцован 421 ополовник. В 2004 году помечено 38, а в 2005 – 26 особей. Из 38 окольцованных в 2004 году птиц 34 были обычной окраски, у 4 особей бока головы были тёмными. По-видимому, это были ополовники корейского подвида A. c. magnus (Clark, 1907). Две особи попали в одну сеть 25 сентября (кольца VD 17101 и VD 17105). Вместе с ними в паутинной сети оказались 3 ополовника подвида A. c. caudatus , 5 корольковых пеночек Phylloscopus proregulus и пухляк Poe-cile montanus . Вероятно, они перемещались в смешанной синичьей стае. Такие стаи, насчитывающие до 50-70 особей, обычны для этого сезона. Ядро их обычно составляют ополовники, болотные гаички Poecile palus-tris и пухляки, восточные синицы Parus minor . С ними в меньшем количестве держатся московки Periparus ater и пеночки (в основном, корольковые и зарнички Phylloscopus inornatus) .

Третий ополовник с тёмными боками головы (кольцо VD 17081) был отловлен 26 сентября вместе с 2 ополовниками обычной окраски и 5 корольковыми пеночками. Четвёртый ополовник с тёмными боками головы (кольцо VD 17132) попалась в сеть 20 октября. У всех четырёх птиц рулевые и маховые перья были обношены. У первых трёх контурное оперение ещё дорастало, у последней было полностью свежим. Линька опо-ловников номинального подвида проходила на тех же стадиях.

Осенью 2005 года отловлено и окольцовано 23 ополовника формы caudatus и 3 особи формы magnus – 3, 4 и 10 сентября (кольца VD 17148, VD 17151 и VD 17157). У всех трёх птиц протекала полная линька. Помимо этого, дважды – 3 и 10 октября 2005 –отлавливался один из опо-ловников, помеченный 25 сентября 2004. 3 октября у него дорастали перья на пояснице и боках, остальное оперение было новым. К 10 октября линька у него закончилась. 11 октября 2005 отловлена другая особь, окольцованная 25 сентября 2004. 12 октября 2005 повторно пойман опо-ловник, окольцованный 3 сентября 2005; линька у него почти завершилась, лишь на боках дорастало небольшое количество перьев.

У ополовника постювенильная линька полная. После её завершения определить возраст по оперению невозможно. Других признаков, по которым можно определить пол и возраст этих птиц, пока не обнаружено (Виноградова и др. 1976).

Всего в 2004-2005 годах окольцовано 7 A. c. magnus . Все птицы этого подвида, отловленные в 2005 году, были сфотографированы. Широкие чёрные полосы по бокам головы выше глаз практически сливались с чёрным пятном на зашейке. Пожалуй, белого на второстепенных маховых у A. c. caudatus было несколько больше, чем у A. c. magnus . Нижняя сторона тела была с лёгким серовато-буроватым налётом. На щеках и груди выше тонкого, едва заметного пояска, образованного серыми пестринками, просматривались отдельные слабо различимые сероватые пестринки. Во всех случаях размеры клюва, цевки, крыла, хвоста опо-ловников с тёмными боками головы заметно не отличались от размеров птиц с белой головой. В Южном Приморье корейский подвид и возможные гибриды его с номинальным подвидом периодически отмечали с 1993 года (Лафер и др. 2004). В Уссурийском заповеднике и на прилегающих к нему территориях ранее 2004-2005 годов и в последующие годы ополовников подвида magnus мы не встречали.

Ареал чистой популяции подвида A. c. magnus находится на юге Корейского полуострова, а границы района совместного обитания и возможной гибридизации подвидов А. c. caudatus и A. c. magnus пока неизвестны. Поэтому важно доводить информацию о встречах ополовни-ков с тёмными боками головы до сведения других заинтересованных орнитологов, чтобы определить территорию распространения корейского подвида и зоны возможной гибридизации с номинальным подвидом.