Новое направление в исследовании богословия византийских иконоборцев в 20 - 21 вв. К 40-летию со дня кончины протоиерея Георгия Флоровского
Автор: Копцев Александр Александрович
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 4 (87), 2019 года.
Бесплатный доступ
Резюме: XX век для христианского богословия стал временем активного поиска ответов на множество вопросов, возникших в результате больших и стремительных изменений в науке, экономике, геополитике и философии. Одним из крупных богословов, стремившихся дать верный ответ на вызовы современности с позиции православия, был протоиерей Георгий Флоровский. В истории богословской мысли он известен как основатель неопатристического синтеза, однако, как показано в нашей статье, его вклад в богословскую науку этим не ограничивается. В данной работе рассматривается влияние мысли о. Георгия в области исследования феномена византийского иконоборчества, а именно причин его возникновения. На основании анализа патристических ссылок противников иконопочитания в Византии в VIII-IX вв. он отмечает связь их идей с наследием Оригена и Плотина. В результате обзора работ ряда авторов, занимавшихся после прот. Г. Флоровского данной тематикой, делается вывод, что его гипотеза об оригенистических корнях иконоборчества дала мощный толчок к исследованию этого феномена в XXI в.
Неопатристический синтез, оригенизм, византийское иконоборчество,
Короткий адрес: https://sciup.org/140246787
IDR: 140246787 | DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10063
Список литературы Новое направление в исследовании богословия византийских иконоборцев в 20 - 21 вв. К 40-летию со дня кончины протоиерея Георгия Флоровского
- Баранов В. А. Иконоборчество // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 31-44.
- Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества. Дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2010.
- Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ / Общ. ред. Сенокосов Ю. П. М.: Прогресс, 1995. 416 с.
- Елисеев А., свящ. Отец Георгий Флоровский: его жизнь и участие в движении за христианское единство. К 110-летию со дня рождения // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М., 2003. № 4 (25). С. 106-126.
- Лурье В. М., Баранов В. А. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiôma, 2006.
- Мейендорф И., протопресв. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М.: Когелет, 2001.
- Мирошниченко Е. И. Оригенизм как мировоззренческое основание иконоборческих споров в Византии VIII в. // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: Сб. материалов III региональной молодежной научной конференции / Отв. ред. Р. Е. Романов; Институт истории СО РАН. Новосибирск, 2009. С. 21-27.
- Озолин Н., диак. К вопросу об истоках византийского иконоборчества // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1966. № 56. С. 239-252.
- Сидоров А. И. Послание Евсевия Кесарийского (К вопросу об идейных истоках иконоборчества) // Византийский временник. М.: Наука, 1991. Т. 51. С. 58-74.
- Флоровский Г. В., прот. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор // Догмат и история / Под ред. Е. Карманова. М., 1998. С. 351-377.
- Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999.
- Baranov V. A. Origen and the Iconoclastic Controversy // Origeniana Octava. Origen and the Alexandrian Tradition / Ed. Lorenzo Perrone. Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium 164. Vol. 2. Leuven: Peeters, 2003. P. 1043-1052.
- Florovsky G. Eusebius, and the Iconoclastic Controversy // Church History. Cambridge: Cambridge University Press; the American Society of Church History, 1950. Vol. 19. № 2. P. 77-96.