Новые данные о лаковых изделиях из Ноин-Улинских курганов (результаты междисциплинарных исследований)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521742

IDR: 14521742

Текст статьи Новые данные о лаковых изделиях из Ноин-Улинских курганов (результаты междисциплинарных исследований)

Одними из самых интересных и сложных для работы находок в курганах хунну оказались изделия из лака. Излечение их из раскопа, адаптация к изменившимся условиям окружающей среды, способ консервации лаковых предметов, как правило, связаны с решением многих проблем. Опыт решения этих проблем был приобретен в процессе работы с находками из погребений в курганах 20 и 31 могильника Ноин-Ула, исследованных в 2006 и 2009 гг. Российско-монгольской экспедицией.

На сохранность лаковых предметов, найденных в погребальных камерах ноин-улинских курганов, существенное влияние оказали два связанных между собой фактора: 1) разрушение погребального сооружения; 2) появление воды (т.е. изменение среды пребывания предметов). Лаковые чашки и другие предметы, находившиеся внутри погребальной камеры, были частично разрушены. При этом вода и низкая температура на дне глубокой могильной ямы способствовали вещественному сохранению лаковых изделий на протяжении почти двух тысяч лет. Гораздо сложнее происходила адаптация лаковых находок к атмосферным условиям после их извлечения из могилы. Известно, что лак имеет слабую сопротивляемость ультрафиолету. Сразу после извлечения из мокрого погребения на черном покрытии одной из чашек была отчетливо видна красная роспись. Через 1,5-2 месяца хранения в условиях, исключающих прямой ультрафиолет, черный цвет покрытия «мокрой» чашки стал меняться, приобретая коричневые тона. Возможная причина изменений заключается в том, что ультрафиолет в сочетании с высокой влажностью воздействует на лак еще более разрушительно, чем просто ультрафиолет [Вебб, 2000]. Последующее сохранение «мокрых» лаков потребовало разработку специальной методики [Кундо, Симонов, 2010].

О сложностях открытия и извлечение лака из раскопа говорит тот факт, что очень часто эти изделия сохраняют лишь лаковую оболочку. Именно в таком состоянии оказались лаковые детали колесницы в кургане 20 и две лаковые чашки в кургане 31. Лаковые детали колесницы – спицы зонта, кузов и колеса – располагалась в глине на глубине ~12 м. Остатки зонта, тщательно зачищенные в грунте, представляли собой лежащие по окружности, радиально к центру медные позолоченные наконечники, насаженные на сохранившиеся фрагменты спиц – круглые деревянные палочки, покрытые черным лаком (длина не превышала 8 см). Далее этой длины антисептическое действие меди оказалось слабым, поэтому древесина спиц сгнила и образовались прямые дорожки черных чешуек лака, сходящиеся в центре зонта. Тщательная зачистка лаковых следов спиц позволила оценить их полную длину. С учетом наконечника длина спиц составляла ~1 м, что позволяет считать диаметр зонта близким к 2 м.

Находка лаковой оболочки кузова оказалась не менее информативной. В предыдущем случае лаковое покрытие сохранилось главным образом в виде тонких чешуек, что говорит о нанесении черного лака непосредственно на дерево спиц. Оболочка кузова отличалась тем, что его красная окраска имела лаковую основу толщиной не менее 2–3 мм. Лаковая основа придала оболочке некоторую устойчивость и позволяла оценить форму и размер кузова. Боковая стенка кузова 0,5×0,6 м. Высота передней стенки 0,4 м. Колеса колесницы в грунте раскопа располагались горизонтально. Красный лак спиц радиально отходил от втулки колеса и хорошо обозначал его конструкцию. Красный лак имел основу, сформованную в виде брусочков (25×12×6 мм). На профиле этих брусочков хорошо видны технологические слои: значительный слой грунтовки (~5 мм), черный слой полировки (~1 мм) и тонкий слой красного лака. Нет сомнения, что колеса были деревянными: на поверхности грунтовки присутствуют волокна древесины. Скорее всего, спицы были плоскими. В соответствии с шириной лаковой оболочки, ширина спиц не превышала 12 мм. Обнаруженные в кургане 20 лаковые детали позволили восстановить внешний вид китайской колесницы, определить ее тип и назначение [Полосьмак и др., 2008].

Две лаковые чашки из кургана 31 тоже сохранились в виде лаковых оболочек. Лаковая оболочка одной из них оказалась достаточно прочной: она имела лаковую основу и покрытие с росписью; сохранилась иероглифическая надпись. Состояние второй чашки значительно хуже: оболочка расслоилась – красочное покрытие отделилось от лаковой основы. В том и другом случае возникала угроза деформации и потери предмета. В полевых условиях эту проблему удалось решить с помощью фиксации формы и хранения в герметичном контейнере при постоянной влажности 60 % – оптимальной для хранения лака в ожидании консервации в стационарных условиях.

Хорошо сохранившаяся деревянная основа характерна для лаковых находок, обнаруженных в воде на дне погребальной камеры кургана 20. Прежде всего, это три чашки , выполненные в технике расписных лаков. В цветовой палитре лаковых красок преобладал черный и красный цвета, в меньшей степени – коричневый и бежевый. Одна из трех чашек изнутри покрыта красной краской, а снаружи – черной. Поверх черного покрытия нанесена роспись в виде красных фениксов и геометрического орнамента.

Вторая чашка покрыта красной краской с черной росписью (фениксы и геометрический орнамент). Контуры черных фениксов слегка обведены бежевой краской. Можно считать, что эти чашки исполнены в аналогичной цветовой гамме: в одном случае это красная роспись по черному покрытию, в другом – черная роспись по красному. Особый интерес вызывают иероглифические надписи на чашках [Чистякова, 2009]. Третья лаковая чашка выполнена в иной цветовой гамме – светло-бежевая роспись в виде фениксов по коричневому лаку.

В погребальной камере кургана 20 оказались лаковые предметы, найденные в погребении хунну впервые. Это лаковая рыба и лаковый футляр для косы. Оба предмета замечательны оригинальной лаковой технологией.

В основе футляра две деревянные прямоугольные пластины, имеющие внутреннюю выемку для укладки волос. Деревянные пластины скреплены в единый футляр плотной обмоткой шелковыми нитками. Слой шелковых ниток покрыт темно-коричневой лаковой краской.

Лаковая рыба так же имеет деревянную основу, конфигурация которой имитирует плоскую рыбу. Длина рыбы 31 см, максимальная ширина и толщина туловища 8,0 и 0,5 см соответственно. На хвостовой части рыбы сохранились фрагменты красной лаковой краски. Замечательно покрытие головы и средней части туловища – это рыбья кожа под пленкой бесцветного лака. Она была уложена поверх грунтовки и тканого материала: рельеф переплетения ткани виден на микроснимках поверхности кожи. Известно, что в коллекции японского императора Сему (724–748), хранящейся в императорской сокровищнице г. Нара, присутствуют китайские музыкальные инструменты с инкрустацией осетровой чешуей, погруженной в сырую лаковую поверхность. Для того, чтобы орнамент чешуи был виден, толщина верхнего слоя лака после сушки уменьшалась полированием [Кравцова, 2004]. По определению канд. биол. наук Л.А. Коневой, судя по форме следов от чешуек на шкурке рыбы, она могла принадлежать к семейству карповых. Назначение деревянной рыбы, вероятно, связано с известной китайской традицией, по которой в дощечки, вырезанные в форме карпа, вкладывали послания, написанные на шелковом свитке [Лисевич, 1984].

Фрагментарное состояние лаковых находок позволило исследовать технологические особенности изготовления предметов, идентифицировать состав лака, определить пигменты, состав грунтового покрытия, полировочные материалы. Физико-химический анализ проведен в Новосибирском институте органической химии СО РАН под руководством заведующего лабораторией физических методов канд. хим. наук В.И. Маматюка. Объектом исследования стали лаковые чашки, лаковое покрытие кузова колесницы, спицы зонта колесницы, лаковый футляр для волос, роспись чашек, фрагменты черного и красного лака.

Профили стенки лаковой чашки и оболочки кузова исследованы с помощью стереомикроскопа. Микросъемка показала, что лаковая техноло- гия таких различных предметов, как чашки и кузов совпадает в главном – основой лакового красочного покрытия является грунтовка с прослойкой тканым материалом. Грунтовочный материал на этих предметах имеет одинаковый качественный состав – глина, замешанная на лаке. Главное свойство этой смеси – высокая адгезионная прочность [Новикова, 2000]. Эта же смесь использована для крепления металлических оправок на ручках чашек. Для грунтовки древесины спиц колес готовили специальную, более вязкую смесь, которую можно было резать на полоски и укладывать на подготовленные деревянные спицы. В результате полимеризации грунтовочная масса «срасталась» с древесиной. После отверждения ее можно было шлифовать, полировать и затем покрывать красным лаком. При этом колеса значительно упрочнялись и обретали красный лаковый декор.

Металл оправок чашек исследован на микроскопе ТМ-1000 с рентгенофлуоресцентной приставкой. Установлено, что оправка изготовлена из бронзы с высоким содержанием олова (30 %). На бронзе сохранились «островки» золочения. Присутствие ртути (0,0016 %) дает основание предполагать, что способ золочения – амальгамирование .

Анализ пигментов лаковых красок методами сканирующей электронной микроскопии и хромато-масс-спектрометрии показал, что пигментом красного лака кузова и красной росписи лаковых чашек является киноварь, пигментом коричневого лака – гидроокись железа, черного – уголь или сажа.

Состав лака проанализирован методами ИК-спектроскопии и хрома-то-масс-спектрометрии. В хроматограммах экстрактов всех образцов определена дегидроабиетиновая кислота, а также значительное содержание кислот – пальмитиновой, стеариновой, олеиновой и др. Дегидроабиетиновая кислота – смоляная кислота и является одной из основных составляющих смол хвойных деревьев – живицы. Содержание жирных кислот – пальмитиновой, стеариновой, олеиновой и др. – указывают на то, что лаки масляные.

Таким образом, установлено, что лак эпохи Хань является масляным. Он создан на основе высыхающего растительного масла, возможно, тунгового (китайское древесное масло) и живицы. Этот вывод опровергает традиционное суждение о том, что природным источником древнего восточноазиатского лака является уруши – сок лаковых деревьев семейства сумаховых ( Rhus succedanea , R.vernicifera ).

Статья