Новые данные о летучих мышах (Chiroptera: Vespertilionidae) Уральского региона

Автор: Наумкин Дмитрий Владимирович, Сивкова Татьяна Николаевна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc

Рубрика: Общая биология

Статья в выпуске: 2-2 т.21, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье приводятся первые результаты паразитологических исследований летучих мышей из двух регионов Урала: Пермского края и республики Башкортостан. Как известно, летучие мыши до настоящего времени остаются наименее изученной группой наземных позвоночных в стране. В доступной литературе по рукокрылым Уральского региона сведений, касающихся их паразитофауны, нами не обнаружено. Это относится и к наиболее изученной в настоящее время пещере Урала - Кунгурской ледяной (Пермский край). В ходе исследований впервые получены данные о видовом составе эндопаразитов и параметрах инвазии северного кожанка Eptesicus nilssoni, обитающего в Пермском крае и Башкортостане. Этот самый массовый вид летучих мышей Урала впервые указан для фауны Кунгурской ледяной пещеры.

Еще

Северный кожанок, пермский край, башкортостан, кунгурская ледяная пещера, паразитофауна, трематоды

Короткий адрес: https://sciup.org/148314172

IDR: 148314172

Текст научной статьи Новые данные о летучих мышах (Chiroptera: Vespertilionidae) Уральского региона

Летучие мыши по-прежнему остаются наименее изученной группой позвоночных во многих регионах России. Фауне рукокрылых Пермского края посвящено не так много работ. Это уже достаточно давние публикации П.П. Стрелкова [1] и А.Г. Воронова [2], обследовавших Дивью и Пашийскую пещеры; С.П. Чащина с соавторами, который вместе со студентами Пермского университета обследовал Дивью, Паший-скую, Темную, Первомайскую, Октябрьскую и Уинскую пещеры [3-6]; список обследованных пещер и отмеченных там летучих мышей опубликовал И.В. Карякин [7]. Нами опубликованы результаты исследований крупной зимовочной колонии ночниц Брандта в Новой Подкаменской пещере [8]. В начале ХХI столетия появились работы, посвященные летучим мышам Прикамья, в т.ч. находкам новых видов [9-12]. Материалы, изложенные в вышеперечисленных источниках, вошли в обобщающую сводку по рукокрылым Уральского региона [13]. Однако данных о зараженности летучих мышей Урала эндопаразитами в них нет.

Большинство сведений о локализации рукокрылых относится к Дивьей пещере – самой большой пещере Северного Урала, имеющей наибольшее значение в качестве как летнего, так и зимнего убежища летучих мышей в регионе [13]. В знаменитой Кунгурской ледяной пещере они изучены очень незначительно: из обитающих в южных районах края десяти видов рукокрылых, Наумкин Дмитрий Владимирович, кандидат биологических наук, научный сотрудник.

семь из которых (бурый ушан, ночница Наттере-ра, усатая ночница, ночница Брандта, прудовая и водяная ночницы, северный кожанок) регулярно или периодически встречаются на зимовках в пещерах, в Кунгурской ледяной пещере достоверно зарегистрированы только бурый ушан ( Plecotus auratus ) и ночницы, не определенные до вида ( Miotys sp. ) [14]. Самый массовый и широко распространенный в Пермском крае северный кожанок Eptesicus nilssoni до настоящего времени в Кунгурской пещере отмечен не был (хотя летучие мыши нередко встречаются в пещере, достоверных определений «в руках» крайне мало). Таким образом, для спелеофауны Кунгурской пещеры это условно новый вид. Данных о его паразито-фауне в условиях нашего региона в опубликованной литературе нет, за исключением материалов по эктопаразитам [15].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Изученный материал представлен исключительно мертвыми зверьками, погибшими по неустановленным причинам. Весной и в конце осени 2018 г. трупы летучих мышей (11 особей) были собраны в гроте Геологов и в старом входе в Кунгурскую Ледяную пещеру, а также снаружи, на припещерной территории. Сборы из Кунгурской пещеры сделаны сотрудниками Кунгурской лаборатории-стационара ГИ УрО РАН: д.г.н. О.И. Кадебской, к.г.-м.н. Н.В. Лавровой, аспирантом А.В. Красиковым, инженером М.В. Бламыковым. Кроме того, авторами осмотрены Новая Под-каменская, Закурьинская пещера и Андронов-ский грот, расположенные в Кунгурском районе Пермского края (найден 1 экземпляр). Еще три мертвых зверька (один из которых – бурый ушан) были собраны О.И. Кадебской и А.В. Красиковым в пещере Урмантау (Ледяная) в Сала-ватском районе Башкортостана весной 2019 г. (у ушана эндопаразиты не выявлены, и в дальнейшем он не упоминается). Таким образом, основная выборка представлена 12 экз. северного кожанка из Кунгурского района Пермского края (из них 11 – из Кунгурской пещеры, табл. 1). Из двух башкирских экземпляров паразиты найдены лишь у одного (второй исключен из выборки по причине очень плохой сохранности). До определения и проведения паразитологических исследований материал хранили в условиях морозильной камеры.

Определение рукокрылых осуществляли по определителям [16-18]. Стандартные измерения штангенциркулем включали промеры длины тела, длины хвоста и предплечья в мм.

Неполное гельминтологическое вскрытие проводили в лаборатории паразитологии на кафедре инфекционных болезней факультета ветеринарной медицины и зоотехнии Пермского ГАТУ согласно методике К.И. Скрябина. Особое внимание уделяли содержимому грудной и брюшной полостей, органов дыхания и пищеварения, проводили компрессорную микроскопию мышц.

Материал просматривали при увеличении х40 и х100 на микроскопе Meiji (Япония), и фотографировали с использованием камеры Vision.

Собранных гельминтов фиксировали в растворе 10%-ного нейтрального формалина для дальнейшего определения. Родовую и видовую идентификацию гельминтов выполняли в соответствии с определителями и описаниями, приведенными в работах отечественных и зарубежных паразитологов [19-21]. При вскрытии животных по возможности определяли показатель интенсивности инвазии (ИИ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Все изученные нами экземпляры (кроме одного) были определены как северные кожанки Eptesicus nilssoni Keyserling & Blasius, 1839. Обращает на себя внимание полное отсутствие в материале ночниц Myotis ssp . (попутно заметим, что крупнейшее в окрестностях г. Кунгура зимовочное скопление ночниц Брандта в Новой Под-каменской пещере [8] полностью исчезло из-за того, что в результате образования провального отверстия в непосредственной близости от грота, где зимовали ночницы, последний теперь промерзает в зимнее время). В таблице представлены морфометрические данные зверьков.

Изученная выборка представлена в основном взрослыми самцами (две самки найдены, соответственно, в Андроновском гроте (Кунгурский район, Пермский край) и в пещере Урман-тау (Башкортостан). Два экземпляра, у которых не удалось определить пол (из-за неважной сохранности материала), скорее всего, также были самцами. Размеры зверьков из Кунгурской пещеры (самцов) не отличаются от указанных в литературе для Среднего [22] и Южного Урала [23]: длина тела – 53,4 / 52,5 / 50,3 мм; длина хвоста – 39,7 / 45,9 / 41,5 мм; длина предплечья 40,5 / 40 / 39,9 мм. Общая экстенсивность инвазии (ЭИ) составила 84,6% (у двух самцов паразиты не найдены).

Выявленные эндопаразиты представлены трематодами, цестодами и нематодами.

Таблица. Морфометрические показатели изученных экземпляров северного кожанка

№ п/п

Место сбора

Пол

Возраст

Длина тела, мм

Длина хвоста, мм

Длина предплечья, мм

1

Кунгурская пещера

3

ad

60

40

41

2

Кунгурская пещера

3

sad

50

38

37

3

Андроновский грот

?

ad

56

40

40

4

Кунгурская пещера

3

sad

58

38

40

5

Кунгурская пещера

3

sad

60

-

42,3

6

Кунгурская пещера

3

ad

52,3

-

41

7

Кунгурская пещера

3

ad

54

39,5

42,1

8

Кунгурская пещера

3

ad

51

39

40,1

9

Кунгурская пещера

3

ad

50,7

40

42

10

Кунгурская пещера

?

sad

48,5

-

39

11

Кунгурская пещера

?

ad

52

40

41

12

Кунгурская пещера

3

ad

51

38,8

40,1

13

пещера Урмантау

?

ad

54,1

41

40,2

2), в т.ч. у самки из пещеры Урмантау (Салават-ский район Башкортостана). Тело длиной 3-4 мм вытянуто и плавно сужается к переднему и заднему концам, покрыто шипиками. Пищевод короткий, кишечные стволы продолжаются почти до конца тела. Семенники удлиненно-овальной формы расположены по диагонали позади яичника. Между брюшной присоской и яичником проходит длинная бурса цирруса, дистальный конец которой огибает брюшную присоску и частично перекрывается ею. Яичник округлой формы. Передний край желточников находится ниже брюшной присоски, выше яичника. Широко распространенный специфичный паразит летучих мышей. Жизненный цикл не изучен. Вероятно, как и у других представителей рода Plagiorchis , промежуточными хозяевами являются гастроподы, а дополнительными – около-водные насекомые. Палеарктический вид.

Еще у 4 экземпляров найдены яйца трематод. Локализация всех обнаруженных нами паразитов – тонкий кишечник. Жизненные циклы выявленных трематод не изучены, хотя они широко распространены и обычны у многих видов рукокрылых (ночницы, двуцветный кожан, лесной нетопырь, рыжая вечерница, северный кожанок) в Поволжье [19; 24; 25].

При компрессорной микроскопии мышечной ткани зверьков ни в одном случае личиночных стадий гельминтов найдено не было.

Рис. 1. Трематода L. linstowi. Увел. х40

Рис. 2. Передний конец P. vespertilionis. Увел. х40

Рис. 3. Сколекс Hymenolepis sp. Увел. х100          Рис. 4. Hymenolepis sp. Фрагмент стробилы.

Увел. х100

Таким образом, наши данные – первые сведения об эндопаразитах северного кожанка в Уральском регионе. Этот вид впервые указан для фауны Кунгурской ледяной пещеры.

Список литературы Новые данные о летучих мышах (Chiroptera: Vespertilionidae) Уральского региона

  • Стрелков П.П. Материалы по зимовкам летучих мышей в Европейской части СССР // Тр. ЗИН АН СССР. 1958. Т. 25. С. 255-303.
  • Воронов А.Г. Заметки о фауне Пашийской пещеры // Изв. ЕНИ при Молотовск. гос. ун-те. 1951. Т.13. Вып. 2-3. С. 168-172.
  • Чащин С.П. Изучение фауны пещер Пермской области // Пещеры. 1965. Вып. 5(6). С. 172-173.
  • Чащин С.П. Географическое распространение летучих мышей в Предуралье и их охрана // Уч. зап. ПГУ. 1973. № 281. С. 232-236.
  • Чащин С.П., Панарина Г.Н., Тиунов М.П. Новые данные по спелеофауне Пермской области // Пещеры. 1971. Вып. 10-11. С. 150-154.
Статья научная