Новые данные о распространении грача Corvus frugilegus в Узбекистане
Автор: Кашкаров Даниил Юрьевич, Митропольский Олег Вильевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 895 т.22, 2013 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Кашкаров Д.Ю., Митропольский О.В. 1989. Новые данные о распространении грача в Узбекистане // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 89-90.
Короткий адрес: https://sciup.org/140153554
IDR: 140153554
Текст статьи Новые данные о распространении грача Corvus frugilegus в Узбекистане
Новые данные о распространении грача Corvus frugilegus в Узбекистане
Д.Ю.Кашкаров, О.В.Митропольский
Второе издание. Первая публикация в 1989*
В последние десятилетия многие исследователи (Даль 1941; Мек-ленбурцев 1958; Сагитов 1959; Бакаев 1984) отмечали расширение области гнездования грача Corvus frugilegus в юго-западном направлении, связывая это с расширением орошаемого земледелия. Проведённые нами в последние годы наблюдения позволяют дополнить картину и высказать некоторые предположения о причинах явления. Прежде всего, только тяготением к староосвоенным районам не удаётся объяснить, почему грач до сих пор не заселил Ташкентский оазис. Единственная колония, указанная Р.Н.Мекленбурцевым (Рустамов 1954) в окрестностях Пскента, в настоящее время не существует. Трудно объяснить, почему грачи никогда не поселялись в Ферганской долине, в Сурхандарьинской области.
Знакомство с местами расположения современных локальных поселений грача в Заамине (предгорья Туркестанского хребта), в окрестностях Каттакургана (Самаркандская область), Абай-базара (Са-рыагачский район Южного Казахстана) и других местах приводит к предположению, что поселения птиц нередко носят случайный характер. Они располагаются на границах оазиса, в предгорьях, а также в глубине староосвоенных районов. Не прослеживается прямой связи и с профилем земледелия. Общность заключается лишь в том, что колонии располагаются на высоких деревьях: среди города или посёлка, в лесополосах, искусственных рощах.
Вместе с тем, явственно прослеживается тенденция к расселению из пунктов поначалу случайного гнездования. Так, около 15 лет назад Р.Н.Мекленбурцев в районе Абай-базара (территория Южного Казахстана в 40 км от Ташкента) наблюдал отдельные рассредоточенные гнёзда грачей. Начиная с 1984 года небольшую группу (около 30 молодых и взрослых) грачей регулярно наблюдал в начале августа в долине реки Курук-келес ниже Сарыагача. В 1985 году в окрестностях посёлка Маданият появилась группа из 5 гнёзд. В 1986 году здесь было уже более 15 обитаемых гнёзд, а в следующем году их число возросло до 25. В 1988 году в 5 км южнее появилась новая колония, насчитывающая более 40 гнёзд.
Начиная с 1975 года мы регулярно наблюдали в конце июля и начале августа стаи по 30-50 молодых и взрослых грачей на люцерновых полях вдоль дороги Ташкент–Чиназ, не доезжая 20 км до Сырдарьи. Сроки наблюдений позволяют утверждать, что птицы гнездятся где-то поблизости. В августе 1987 года здесь же постоянно держались до 500 грачей.
В конце 1970-х годов колония более 50 птиц гнездилась в центре населённого пункта Заамин, что в предгорьях Туркестанского хребта. Вокруг посёлка в радиусе 3-5 км можно было видеть небольшие грачевники по 10-15 гнёзд. В конце июля – начале августа 1988 года в 20 км южнее Хаваста по дороге на Уратюбе в искусственной роще обнаружена крупная грачиная колония, более 500 гнёзд, в которых наблюдались как хорошо летающие, так и гнездовые птенцы.
Приведённые примеры свидетельствуют, что в средней части бассейна Сырдарьи наблюдается увеличение численности и расселение грача. Процесс этот, по-видимому, начинается случайным поселением, за которым следует размножение и, как следствие, расселение, приводящее к появлению грачевников в соседних районах.
ю ^