Новые данные о редких птицах Хабаровского края
Автор: В.В. Пронкевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2555 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140311429
IDR: 140311429
Текст статьи Новые данные о редких птицах Хабаровского края
Второе издание. Первая публикация в 201 5*
Материал для настоящего сообщения собран в 2009-2015 годах в разных районах Хабаровского края: Вяземском, Бикинском, Лазовском, Амурском, Нанайском и Солнечном. Основная часть сведений о состоянии редких видов птиц получена при подготовке эколого-экономических обоснований для организации новых региональных ООПТ – природного парка «Шереметьевский», заказника «Арсеньевский», водно-болотного угодья «Озеро Эворон и река Эвур», а также на уже существующих охраняемых природных территориях – в заказнике краевого значения «Аистиный», национальном парке «Анюйский». Современные названия птиц и порядок их расположения приведены согласно сводке В.А.Нечаева и Т.В.Гамовой (2009).
Большая белая цапля Casmerodius albus . Вид распространён на всех материках за исключением Антарктиды. Ближайшее место гнездования большой белой цапли к территории Хабаровского края – Прихан-кайская низменность, где общая численность этих птиц в разные годы варьировала от 170 до 520 гнездящихся пар (Глущенко и др. 1992). Вид внесён в Красную книгу Хабаровского края. Ранее единственный случай возможного размножения большой белой цапли в регионе был отмечен весной 1974 года, когда встретили пару в бассейне озера Болонь в колонии серых цапель Ardea cinerea . Одна белая цапля находилась в гнезде (Росляков 1981). В настоящее время большая белая цапля фиксируется практически по всему Хабаровскому краю, включая самый северный Охотский район (Пронкевич и др. 2011а; Пронкевич, Мороков 2012). Вид обычен в южных районах края, а на отдельных участках многочислен. Вероятно, основная масса отмечаемых по региону птиц – молодые, неполовозрелые особи. Считается, что большая белая цапля начинает размножаться с третьего года жизни (Грищенко 2011).
В 2013 году мы установили размножение большой белой цапли в пойме нижнего течения реки Уссури на острове с местным названием Цаплиный на одном из кластерных участков проектируемого природного парка «Шереметьевский» (47°24′06″ с.ш., 134°17′32″ в.д.). Здесь в смешанной колонии большого баклана Phalacrocorax carbo, кваквы Nyc-ticorax nycticorax и серой цапли учтено 338 гнёзд большой белой цапли. В третьей декаде июня в гнёздах находились разновозрастные птенцы и кладки. В выводках по 3-4 птенца. Гнёзда располагались на ивах на высоте 1.3-3 м (рис. 1).
Рис. 1. Птенцы большой белой цапли Casmerodius albus в низовьях реки Уссури. Июнь 2013 года
Кваква Nycticorax nycticorax . Новый вид для авифауны Хабаровского края (Бабенко 2000; Нечаев, Гамова 2009). Область гнездования кваквы в Восточной Европе и Северной Азии простирается от западных границ бывшего СССР до озера Балхаш к северу до 52-53°. На Дальнем Востоке гнездование кваквы известно на озере Ханка, где общая численность в нескольких колониях составила 360 гнездящихся пар (Коробов 2008; Русев 2011).
В 2013 году мы установили размножение кваквы в пойме нижнего течения реки Уссури на острове с местным названием Цаплиный в смешанной колонии большого баклана, большой белой и серой цапель в пределах проектируемого природного парка «Шереметьевский» (рис. 2). Общая численность гнездящихся квакв составляла 158 пар. В конце июня 2013 года в гнёздах, расположенных в нижнем ярусе древеснокустарниковой растительности, на свидине и на молодых ивах, находились разновозрастные птенцы и кладки разной степени насиженности. Возможно, появление нового для региона вида птиц связано с глобальным потеплением климата и расширением к северу ареала теплолюбивых видов. Учитывая редкость кваквы на территории региона и её локальное распространение, необходимо внести квакву в следующее издание Красной книги Хабаровского края.

Рис. 2. Взрослая кваква Nycticorax nycticorax (слева) и птенец. Низовья реки Уссури. Июнь 2013 года
Колпица Platalea leucorodia . Вид распространён от Южной Европы до бассейна реки Амур и Северо-Восточного Китая, внесён в Красную книгу России. На Дальнем Востоке колпица гнездится на Приханкай-ской низменности (Нечаев, Гамова 2009). Для Хабаровского края известно лишь несколько встреч этой птицы, в том числе один случай размножения (Росляков 1981; Пронкевич и др. 2011б). На массиве заболоченного луга в междуречье Обор — Сита в окрестностях села Князе-Волкон-ское вблизи оживлённой автотрассы 23 мая 2015 мы отметили двух взрослых птиц. Вероятно, они были пролётными, так как в следующие посещения данного участка колпицы не встречались.
Дальневосточный аист Ciconia boyciana . Внесён в Красную книгу Российской Федерации. В Хабаровском крае наиболее продуктивные местообитания вида расположены в Приболонье (Бабенко 2000; Никитина и др. 2006) и междуречье Хор — Подхорёнок (Сурмач, Шибаев 2000; Пронкевич и др. 2014). Общая численность дальневосточного аиста в регионе оценивается в 100-115 гнездящихся пар (Росляков 2008).
В 2013 году в нижнем течении Уссури на острове Птичий на территории проектируемого природного парка «Шереметьевский» мы нашли ранее неизвестную компактную группировку этих аистов, состоящую из 7 гнёзд. Гнёзда были устроены на живых дубах, растущих в пойменных ленточных насаждениях. У одного из гнёзд найден капкан китайского производства и под ним погибшая взрослая птица. Вероятно, аист попал в ловушку, установленную на ондатру на территории КНР, и принёс её в гнездо в российскую часть поймы Уссури. Потаск зацепился за боковую ветвь дерева и пленница погибла, а её останки мы обнаружили под свисающим с дерева орудием лова.
Чёрный аист Ciconia nigra. Широко распространён в Евразии, внесён в Красную книгу России. В связи с низкой численность и скрытным образом жизни современные сведения о распространении и обилии вида в Хабаровском крае практически отсутствуют (Антонов 2008). В 2005 -2015 годах нами обследована значительная часть крупных водоёмов и водотоков Нижнего Приамурья. За это время чёрные аисты регистрировались лишь на трёх участках региона.
4 июня 2010 одиночная летящая птица встречена в среднем течении реки Хор в 3 км ниже устья протоки Гвасюги (47°32‘49" с.ш., 136°07‘ 12" в.д.). Учитывая дату встречи, горный характер местности, высокую облесённость территории и сравнительно низкий уровень антропогенной нагрузки в районе встречи птицы, можно предполагать, что отмеченный чёрный аист был гнездящимся.
В мае-июне 2013 года чёрного аиста регулярно регистрировали в нижнем течении реки Хор в северо-восточной части заказника «Аистиный». Думаем, данная птица могла использовать ООПТ для кормления и гнездиться на сопредельной с заказником холмистой территории.
С 6 по 12 июня 2013 при двукратном обследовании 245-километрового участка нижнего и среднего течения реки Кур в разных местах отметили 4 одиночных чёрных аистов. Вероятно, река Кур является одним из последних водотоков региона, где можно гарантировано встретить этот вид. Несмотря на то, что гнездование чёрного аиста на этой реке нам установить не удалось, не вызывает сомнений, что он здесь гнездится. Обследованный участок реки предполагается включить в состав создаваемого заказника краевого значения «Арсеньевский».
Клоктун Anas formosa . Внесён в Красную книгу России. По данным полнодневных учётов с постоянного наблюдательного пункта в южной части озера Эворон, за весенний период 2014 года в 500-метровой учётной полосе проследовало 1500 клоктунов — около половины всей совокупности мигрирующих пластинчатоклювых птиц. Пролёт этих уток проходил с 12 по 19 мая, апогея достиг 18 мая. В этот же день на разливах в пойме верхнего течения реки Девятка было отмечено единовременное скопление клоктунов численностью до 2000 особей.
Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus . Узкоареальный эндемик южных районов Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая, внесён в Красную книгу России. Одним из «белых пятен» в распространении чешуйчатого крохаля в Нижнем Приамурье оставалась река Кур на левобережье Амура и соединяющаяся с ним посредством реки Тунгуска. С 6 по 12 июня 2013 на 245-километровом участке нижнего и среднего течения этой реки нами учтены 8 территориальных самок чешуйчатого крохаля. При 2 из них были выводки, состоящие из 10 и 2 пуховичков. Их случайно выгнали моторной лодкой на галечниковую косу. Птенцов на короткое время отловили для фотографирования. Получены технические фотографии самок, подтверждающие обитание вида на реке Кур.
Полевой лунь Circus cyaneus . Внесён в Красную книгу Хабаровского края. Для региона, по одним данным, это редкий пролётный
(Пронкевич 2011), по другим — редкий пролётно-гнездящийся вид (Бабенко 2000). В соседнем Приморском крае полевой лунь зимует (Глущенко, Волковская-Курдюкова 2005).
В разные годы в Нижнем Приамурье появление весной первых полевых луней мы регистрировали с 23 марта. Вероятно, в отдельные годы они способны зимовать, по крайней мере в южной части региона. Так, в начале февраля 2015 года самец полевого луня обнаружен в окрестностях Хабаровска на территории зоосада им. В.П.Сысоева. Он проник в вольер к волкам и по непонятным причинам не был ими умерщвлён. Луня обнаружил сотрудник зоосада охотовед П.А.Майстренко. Птицу насильно накормили и выпустили в природу. Необходимо отметить, что зима 2014/15 года была необычайно тёплой и снежной.
Амурский кобчик Falco amurensis . Редкий гнездящийся вид южной части Хабаровского края. Формально гнездование амурского кобчика на территории региона не было доказано. Оно предполагалось на основании летних встреч птиц (Бабенко 2000). В восточной части побережья озера Гасси в национальном парке «Анюйский» (49°0Г51" с.ш., 136°35‘ 59" в.д.) 8 мая 2015 мы нашли жилое гнездо амурского кобчика в небольшой осиновой релке среди обширных открытых лугов в устье реки Хор. В качестве жилища кобчики использовали сорочье гнездо, расположенное на высоте около 15 м. В этом же районе 11 мая 2015 появилась ещё одна пара амурских кобчиков, после чего между семейными группами птиц периодически стали возникать демонстративные ссоры. Получены фотографии амурских кобчиков на гнезде.
Даурский журавль Antigone vipio . Очень редкий, вероятно, залётный вид Нижнего Приамурья, внесён в Красную книгу Россиёской Федерации. Известно лишь несколько встреч этого журавля в Хабаровском крае (Пронкевич 2008а). 15 сентября 2011 летящая стая из 15 птиц отмечена зоологом С.В.Ивановым (устн. сообщ.) в селе Бычиха, что вблизи устья Уссури. При этом даурские журавли летели со стороны Амура в верховья Уссури.
Уссурийский зуёк Charadrius placidus . Внесён в Красную книгу России. Область гнездования уссурийского зуйка включает материковую часть юга Дальнего Востока, Северо-Восточный и Восточный Китай, Японские острова, полуостров Корея. На Дальнем Востоке он размножается в Приморском крае (Нечаев, Гамова, 2009). В 2011 году небольшая группа уссурийских зуйков обнаружена в среднем течении реки Бурея в пределах Амурской области (Антонов 2012). Кроме того, их размножение возможно в Амурской области на юге Верхнего Приамурья и в Еврейской автономной области на Амуре восточнее села Радде (Не -чаев, Гамова 2009). В Хабаровском крае размножение этого зуйка предполагалось на реках Бикин и Хор (Пронкевич 2008б).
В 2009-2015 годах мы провели поиск мест возможного гнездования вида в Хабаровском крае на реках Бикин, Хор, Анюй, Гур, Кур, Горин, Амгунь (Пронкевич, Олейников 2010; Пронкевич и др. 20116). На хабаровском равнинном участке Бикина этот зуёк, видимо, не размножается, так как не устаивает гнёзда на берегах медленно текущих рек.
19 мая 2011 одиночный уссурийский зуёк без каких-либо признаков, указывающих на его гнездование, встречен в среднем течении реки Хор на галечниковой косе в 18 км выше устья реки Чукен (47°51′45″ с.ш., 136°44′22″ в.д.) (Пронкевич 2014).
10 июня 2013 в среднем течении реки Кур отмечена пара уссурийских зуйков, проявляющая привязанность к определённому участку галечниковой отмели (49°36′46″ с.ш., 134°37′11″ в.д.). При его обследовании найдено 5 гнёзд (не содержащих кладок), которые, очевидно, принадлежали данной паре. Нужно отметить, что пойму обследовали через 10 дней после мощного паводка, когда все косы были залиты водой и, возможно, к моменту наших работ птицы ещё не успели отложить яйца.
16 июня 2010 в среднем течении реки Анюй на участке от устья реки Мухе до устья реки Бира (49°19′59″ с.ш., 137°23′17″ в.д.) на территории национального парка «Анюйский» отмечена одиночная птица без признаков территориальной привязанности.
21 мая 2015 на этом же участке реки Анюй обнаружены неполная (из 3 яиц) ненасиженная кладка уссурийского зуйка и пара взрослых птиц. Гнездо располагалось в 5 км выше устья реки Бира в типичном для данного вида местообитании – на высокой террасе галечниковой косы (49°16′36″ с.ш., 137°17′15″ в.д.). Получены фотографии уссурийского зуйка, позволяющие определить вид. Несмотря на рекордно большое количество снега, выпавшего в регионе зимой 2014/15 года, и затяжную весну, на реке Анюй сложились благоприятные гидрологические условия для размножения уссурийского зуйка, чего не происходило в прошлые годы наших наблюдений.
Райская мухоловка Terpsiphone paradisi incei . Гнездовая часть ареала этой птицы охватывает Южную и Юго-Восточную Азию. На русском Дальнем Востоке гнездится в Приморском и Хабаровском краях, является редким локально распространённым видом, внесённым в Красную книгу России (Нечаев, Гамова 2009; Глущенко и др. 2011). В Хабаровском крае гнездовые находки райской мухоловки сделаны в его южной части на правобережье Амура у села Венюково и на берегу озера Петропавловское (Кисленко 1965; Нечаев 1974). Кроме того, в гнездовой период птицы регистрировались также на правобережье Амура в заповеднике «Большехехцирский» (Иванов 1993; Пронкевич 2013).
7 июня 2013 мы обнаружили райскую мухоловку на левобережье Амура на реке Кур вблизи пристани у села Победа (49°02′19″ с.ш., 134° 20′12″ в.д.). Поющий самец в течение получаса визуально регистрировался в прибрежных ивняках.
Автор благодарит Ю.Н.Глущенко и В.А.Нечаева за подтверждение правильности определения по фотографиям большой белой цапли, кваквы и уссурийского зуйка.