Новые материалы к проблеме тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури

Бесплатный доступ

В работе рассматриваются трансокеанские аналогии наскальным изображениям Дальнего Востока, поднимается вопрос, можно ли иконографическое и стилистическое сходство в наскальном искусстве считать результатом контактов,заимствований или следует интерпретировать как конвергентное.

Личины-маски, наскальное искусство, петроглифы амура и уссури, российский дальний восток

Короткий адрес: https://sciup.org/14328268

IDR: 14328268

Текст научной статьи Новые материалы к проблеме тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури

Рис. 2. Личины, выполненные на схождении граней и плоскостей валунов на берегу р. Амур (по: Окладников , 1971. Табл. 57.2; 5.2)

Аргументированное уточнение хронологии сделано в публикации Дж. Кейзера и Дж. Потшата (Keyser, Poetschat, 2012), из которой следует, что большинство изображений личин-масок на скалах Аляски относится к несопоставимо более позднему времени, чем сибирские, центрально-азиатские и дальневосточные. Предположительно, личины с неполным абрисом появляются на рубеже нашей эры и существуют в разных вариантах до середины II тыс., далее сменяясь вариантами с контуром, контуром с лучами, перьями и пр. Сердцевидное оформление «надбровной» части характерно как для личин с незавершенным, так и с замкнутым контуром, их бытование приписывается широкому временному диапазону в пределах I тыс. н. э. (рис. 4). Исследование росписей Британской Колумбии по^ч ХРЕМЖдабр

•/»«»№• «^■o*^*4

Рис. 4. Варианты изображений личин в петроглифах Аляски (по: Keyser, Poetschag , 2012)

предпринято А. Скала, которая использовала усиление цветового контраста для выявления потускневших пигментов ( Scala , 2015). В ее работе не только систематизируются значительные данные по изображениям краской, но также привлекаются отдельные варианты выбитых изображений, которые демонстрируют сходный с амуро-уссурийскими личинами прием их размещения на схождении плоскостей и граней камня (см. рис. 3, 2 ). А. Скала подтверждает, что этот прием

Рис. 5. Варианты архаических личин в наскальном искусстве Австралии и архипелага Дампьер (по: Mulvaney , 2015. Fig. 7.2;7.17; 7.16; 7.6)

Рис. 6. Распространение архаических личин и их варианты, Австралия (по: Mulvaney , 2015. Fig. 7.8; 7.20)

Рис. 7. Распространение архаических личин и их варианты, Австралия (по: Mulvaney , 2015. Fig. 7.18; 7.19)

часто встречается в изображениях на скалах острова Виктория и других близлежащих островов Британской Колумбии 1, однако хронологические рамки существования подобного стилистического приема пока не определены. Некоторые специфические мотивы наскального искусства Аляски и канадской провинции Британская Колумбия действительно демонстрируют существенное сходство с петроглифами Амура и Уссури. Оно проявляется в типах личин, наличии вариантов, выполненных рельефным широким желобком. Сходство между амуроуссурийскими изображениями и петроглифами Британской Колумбии наиболее очевидно в специфической манере размещения личин на схождении плоскостей и граней природных валунов, что придавало им рельефность. Это сходство делает соблазнительными сопоставления дальневосточных личин с изображениями в наскальной традиции американского северо-запада, но существенным препятствием является то, что хронология личин северо-запада весьма неопределенна ( Hill B., Hill R. , 1974; Hill , 1975; Keyser, Poetschat , 2012).

Не менее противоречиво сопоставление амурских личин с так называемыми архаическими личинами из Австралии (рис. 5–7). Они распространены по всему континенту и на прилегающих островах, в частности, печальную известность получили личины архипелага Дампьер, расположенного у северо-западного побережья Австралии, поскольку строительство ставит под угрозу сохранность замечательных произведений изобразительной традиции охотников и собирателей морских ресурсов ( Mulvaney , 2015).

Очевидное иконографическое сходство подмечено еще А. П. Окладниковым, хотя во время его исследований об австралийских материалах в России, да и в Австралии, было известно немного. Впервые архаические личины в австралийском наскальном искусстве были выделены и описаны Р. Эдвардсом ( Edwards , 1968а; 1968b). Это выветренные экземпляры, стиль которых весьма отличается от распространенного в центре континента геометризированно-го стиля Панарамити тем, что личины-маски индивидуальны, а их выражение эмоционально окрашено. Сходство архаических личин проявляется и в формах абриса (среди них немало сердцевидных), и в наличии парциальных личин без контура. Важно отметить, что А. П. Окладников уже в начале 1970-х гг. использовал материалы Р. Эдвардса при анализе аналогий антропоморфным амурским личинам ( Окладников , 1971. Рис. 39; 40; 42). Последние десятилетия отмечены динамичным развитием на зеленом континенте науки о наскальном искусстве, в том числе стремительно разрабатываемого направления по датированию патины петроглифов. Архаические личины в последние годы получили очень ранние даты – от 60 до 24 тыс. л. н. ( Mulvaney , 2015. P. 246–289). Неожиданную интерпретацию архаическим личинам предложил Г. Ворд, который идентифицировал сердцевидные варианты как изображения головы страуса эму ( Ward , 1993). Мнение о зооморфной природе архаических личин небесспорно: аналогичным образом выполнены головы и у некоторых антропоморфных фигур.

Нельзя не заметить, что при сопоставлении упрощенных графических прорисовок амурских ликов можно увидеть значительно больше сходства с черно-белыми прорисовками австралийских архаических личин и фигур, чем при сравнении фотографий и оригиналов. Для австралийской традиции характерно иное отношение к плоскости, многие архаические антропоморфные личины и фигуры являются лишь элементом многокомпонентных насыщенных повествовательных полотен, в которых использованы разные мотивы. Не позволяет перебросить трансокеанский мост и временной разрыв.

В целом следует отметить значительную перспективность и хронологическую однородность сопоставлений амуро-уссурийских петроглифов с наскальным искусством Кореи и северных провинций Китая не только в изображениях личин, но и зооморфных фигур с декорированным туловищем ( Дэвлет , 1997; Ларичев , 1985; Чжан , 2015; Gai Shanlin 1986; 1989; Fu , 1995; Jeon , 2013; World petroglyphs…, 2013; Sun Xin Zhou , 1995; Xu Cheng, Wei Zhong , 1993).

Список литературы Новые материалы к проблеме тихоокеанских аналогий изображениям личин в наскальном искусстве Амура и Уссури

  • Дэвлет Е. Г., 1997. Две личины из Внутренней Монголии и лунно-солнечный календарь//Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 25-28.
  • Дэвлет Е. Г., 2014. Трансокеанские аналогии антропоморфным изображениям Сибири и Дальнего Востока, архаическое и традиционное искусство: Проблемы научной и художественной интерпретации//Материалы Всероссийской (с междунар. участием) науч. конф. (г. Новосибирск, 12-14 ноября 2014 г.). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 26-33.
  • Дэвлет Е. Г., Ласкин А. Р., 2014. К изучению петроглифов Амура и Уссури//КСИА. Вып. 232. С. 8-31.
  • Дэвлет Е. Г., Ласкин А. Р., 2015. Петроглифы Хабаровского края: результаты мониторинга последствий паводка в 2013 году на Амуре и Уссури//АЭАЕ № 4 (43) С 94-105
  • Дэвлет М. А, 1980 Петроглифы Мугур-Саргола М: Наука 271 с
  • Дэвлет М. А., 1997. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии//Окуневский Сборник: Культура Искусство Антропология/Сост и ред.: Д. Г Савинов, М. Л. Подольский. СПб.: Петро-РИФ. С. 240-250.
  • Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г., 2006. Антропоморфные личины как маркеры путей древних миграций//Окуневский Сборник 2: Культура и ее окружение/Сост. и ред.: Д. Г Савинов, М. Л. Подольский СПб: СПбГУ С 325-229
  • Ларичев В. Е., 1985. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии в Синьцзяне и Цинхае//Рериховские чтения. 1984 год: К 110-летию Н. К. Рериха и 80-летию С. Н. Рериха/Отв. ред.: В. Е. Ларичев, Ю. А. Воробьев. Новосибирск. C. 149-167.
  • Ласкин А. Р, 2014 О результатах обследования петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево//КСИА. Вып. 236. С. 82-86.
  • Окладников А. П., 1971. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука. 336 с.
  • Окладников А. П., 1977. Взаимодействие древних культур Тихого океана (на материалах петроглифов)//Проблемы археологии Евразии и Северной Америки/Отв. ред. Н. Л. Членова. М.: Наука. С. 41-49.
  • Окладникова Е. А., 1979а. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск: Наука. 168 с.
  • Окладникова Е. А., 1979б. Петроглифы Антильских островов (череповидная личина как сюжет наскального искусства тихоокеанского мира)//Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна/Отв. ред. Р. С. Василевский. Новосибирск: Наука. С. 87-103.
  • Окладникова Е. А, 1981 Писаницы Тихоокеанского побережья Северной Америки и Сибири//Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки: Тр сов -амер группы по сотрудничеству в области изучения взаимодействия аборигенных народов и культур Северной Сибири и Северной Америки/Отв ред И С Гурвич М: Наука С 82-97
  • Окладникова Е. А., 1995. Модель Вселенной в системе образов наскальногоискусства Тихоокеанского побережья Северной Америки СПб: МАЭ РАН 317 с
  • Чжан С. Х, 2015.Петроглифы Дэгокри (Бангудэ) в Ульсане//IV Северный археологический конгресс (19-23 октября 2015, г. Ханты-Мансийск): доклады/Отв. ред. Н. М. Чаиркина. Екатеринбург: Альфа Принт. С. 194-195.
  • Edwards R., 1968a. Prehistoric rock engravings at Thomas Reservoir, Cleland Hills, Western Central Australia//Record of South Australian Museum. Vol. 15. No. 4. P. 647-670.
  • Edwards R., 1968b. Unique rock art in Central Australia//Hemisphere. Vol. 12. No. 5. Sydney. P 2-7.
  • Fu С. Z., 1995. Rock art in northern China//Perceiving Rock-Art: Social and Political Perspectives/Eds: K. Helskog, B. Olsen. Oslo: Novus Forlag. P 367-377.
  • Gai Shanlin, 1986. Petroglyphs in the Yinshan mountains. Beijing 460, 140 ill. (In Chinese).
  • Gai Shanlin, 1989. Petroglyphs in the Wulanchabu Grassland. Beijing: Wen wuchu ban she. 355 p., 48 pl. (In Chinese)
  • Hill B., 1975. Guide to Indian Rock Carvings of the Pasific Northwest Coast. Saanichton: Hancock House Publisher 49 p
  • Hill B., Hill R., 1974. Indian Petroglyphs of the Pasific Northwest. Saanichton: Hancock House Publisher 320 p: ill
  • Jeon Ho-tae, 2013. Arts of Prehistoric and Ancient Korea and theBangudae Petroglyphs//Bangudae: Petroglyph Panels in Ulsan, Korea, in the Context of World Rock Art. Seoul: Hollym. P 37-66.
  • Keyser J. D., Poetschat G., 2012. Clan Crests and Shamsns’m Masks: Petroglyphs in Southeast Alaska. Portland: Indigenous Cultures Preservation 96 p.
  • Lee G., 1992. The Rock Art of Easter Island: Symbols of Power, Prayers to the God. Los Angeles: The Institute of Archaeology, University of California. 225 p.: 28 col. pl., 226 fig. (Monumenta Archeologica; vol. 17).
  • Lundy D., 1983. Styles of Coastal Rock Art//Indian Art Tradition of the Northwest Coast/Ed. R. L. Carlson. Burnaby: Archaeology Press, Simon Fraser Univ. P 89-97.
  • Mulvaney K., 2015. Murujuga Marni: the rock art of the macropod hunters and the mollusc harvesters. Crawley (Western Australia): UWA Publishing. 404 p.
  • Skala A. A., 2015. Heiltsuk and Wuikinuxv Rock Art: Applying DStretch to Reveal a Layered Landscape, a Case Study on the Central Coast, British Columbia, Canada: A Thesis Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of MASTER OF ARTS in the Department of Anthropology. Victoria, BC: University of Victoria. 263 p.
  • Sun Xin Zhou, 1995. Exploring the Secret of Masks in Inner Mongolia//Rock Art. Beijing.
  • Ward G. K., 1993. Australian rock pictures in China and the Helan Shan petroglyphs//Rock Art Research. Vol. 10 No 1 P 41-47
  • Watson B., 2011. The eyes have it: human perception and anthropomorphic faces in world rock art//Antiquity Vol. 85 P 87-98
  • World petroglyphs research I Bangudae: Petroglyph panels in Ulsan, Korea, in the context of World rock art/Ed. J. Kim. Elizabeth; Seoul: Hollym, 2013. 231 p.: il.
  • Xu Cheng, Wei Zhong, 1993. Petroglyphs in the Helan Mountains. Beijing: Wen wuchu ban she. 398 p.: 96 p pl (In Chinese)
Еще
Статья научная