Новые находки редких птиц в Приангарье

Автор: Мельников Ю.И., Мельников М.Ю.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2 т.5, 1996 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140148618

IDR: 140148618

Текст статьи Новые находки редких птиц в Приангарье

Хотя орнитологические исследования в Приангарье имеют достаточно длительную историю (Гагина 1961; Богородский 1989), орнитофауна региона изучена далеко не полностью. В настоящей статье мы приводим сведения о редких видах птиц Приангарья, собранные нами в 1963-1994 гг.

Черношейная поганка Podiceps nigricollis. Впервые гнездование этого вида в Приангарье установлено 22 августа 1965 в бассейне Оки, когда в урочище Тыкей (дер. Бурук Куйтунского р-на) обнаружили два выводка с еще не летающими птенцами. В 1983 найдены гнезда в устье Иркута, а в 1984 — на болотах у г. Ангарска (Мельников 1993). Общая численность на гнездовье не превышает 100 пар и сильно колеблется по годам. В настоящее время численность минимальна — не более 30 пар.

Красношейная поганка Podiceps auritus. В Иркутской обл. гнездование установлено в пойме Нижней Тунгуски (Ткаченко 1937). Мы наблюдали только одну пролетную особь 25 мая 1983 в устье Иркута (Ново-Ленинские болота).

Чомга Podiceps cristatus. В 1965 одна пара гнездилась на пруду у ст. Куйтун. В настоящее время в ограниченном количестве гнездится на Братском водохранилище (Толчин 1979). В июне 1984 на болотах поймы Иркута одну чомгу видел В.В.Пронкевич, однако гнездование не доказано. В последующие годы весной, летом и осенью мы встречали здесь единичных взрослых и молодых чомг (молодые отмечены в сентябре летными). Наконец, 22 июля 1992 в пойме Иркута мы встретили чомгу с двумя пуховыми птенцами. В 1993 здесь найдены уже 7 размножающихся пар. Известно также гнездование нескольких пар чомги под г. Ангарском на болотах в районе золоот-вала (Попов, Иванов 1992; наши данные).

Серая цапля Ardea cinerea. В Приангарье известна одна колония цапель на Братском водохранилище (Мельников 1981). В летнее время мы встречали этих птиц в небольшом количестве во многих районах. На редкие встречи этого вида в Южном Прибайкалье на весеннем и летнем пролете указывает Ю.В.Богородский (1989).

В 1960-1970-х гг. гнездование цапель установлено в урочище Тэмь на Братском водохранилище (участок по р. Ис у с. Тэмь). После образования водохранилища широкая пойма оказалась затопленной и заросла рогозом Турка latifolia. На сплавинах среди зарослей рогоза стали гнездиться до 20 пар серых цапель. К настоящему времени из-за исчезновения и изреживания рогозовых крепей и, возможно, уменьшения рыбных ресурсов численность цапель сократилась. Тем не менее, до 10 пар гнездится здесь ежегодно.

В начале 1990-х гг. одиночные летующие пары цапель появились в пойме Оки (дер. Барлук Куйтунского р-на). Днем птицы кормились на старичных озерах, преимущественно на Масеевских, а на ночевку улетали на острова Оки. В конце августа 1993 встречены плохо летавшие птенцы с остатками пухового наряда, что может свидетельствовать о гнездовании здесь серой цапли.

Белый гусь Chen caerulescens. По Т.Н.Гагиной (1961), белый гусь — редкий залетный вид на юге Байкала. Того же мнения придерживается Н.Г.Скрябин (1975), хотя Ю.В.Богородский (1989) не считает факт залета этого вида бесспорным. В конце сентября 1990 белый гусь был добыт из группы с двумя гуменниками на протоке р. Бирюсы в районе дер. Баландино.

Большой подорлик Aquila clanga. Редкий гнездящийся вид Приангарья (Гагина 1961; Богородский 1989). Одну птицу мы встретили 8 мая 1994 в сосновом лесу на краю заболоченного ельника в широкой пойме Оки близ дер. Барлук.

Полевой лунь Circus cyaneus. Малочисленный гнездящийся и пролетный вид. На гнездовье найден в ряде лесостепных районов: в пойме Ангары между г. Иркутском и г. Усолье-Сибирское, в Куй-тунском, Тулунском, Братском и Нукутском р-нах (Рябцев 1984; Мельников и др. 1994). Обычно селится одиночными парами по нераспаханным участкам реликтовых степей или пойменных лугов. Гнезда устраивает в лесных колках среди полян в зарослях спиреи и среди кустарников в поймах заболоченных ключей и небольших рек. Охотится на участках степи и сельскохозяйственных угодий (Мельников и др. 1994).

Болотный лунь Circus aeruginosus. Обычный гнездящийся и пролетный вид, хотя его гнезд найдено очень мало. Определенно гнездится в пойме Иркута и в верхнем течении Ангары, где мы встречали выводки плохо летающих молодых в 1985-1994. Дважды, в августе 1969 и 1971, гнезда с нелетными птенцами найдены на Масеевских л Рус. орнитол. журн. 1996 ' Экспресс-выпуск № 2

озерах у дер. Барлук. Установлено также гнездование в урочищах Неричева и Журавлинка у дер. Броды Куйтунского р-на, а также в урочище Тэмь Тулунского р-на. В течение всего лета 1988 болотный лунь постоянно встречался в пойме Куцы между дер. Поздняково и Оек, где он вполне мог гнездиться (достаточно продуктивные пойменные озера и болота). Селится по заболоченным открытым поймам рек и ручьев, нередко среди распаханных полей, выбирая для устройства гнезд участки с куртинами тростника или рогоза. Избегает сухих степей даже в период массового пролета.

Серый журавль Grus grus. В небольшом числе встречается повсеместно в подходящих местообитаниях; кое-где является обычным и даже многочисленным, например, в пойме Оки в среднем течении (Мельников и др. 1988). На лесном озере в урочище Шиберта (пойма Оки у дер. Барлук) 5 мая 1994 мы нашли гнездо с двумя яйцами на средней стадии насиживания. Размеры яиц (мм): 91.6 х 55.9 и 87.8 х 56,5. Это наиболее ранняя кладка из зарегистрированных в Приангарье.

Стерх Grus leucogeranus. Встречен в 1965 в долине р. Тойсук у дер. Тальяны. С 1 по 6 мая 1981 В.В.Пронкевич дважды видел стерха на Курминском зал. Иркутского водохранилища (Мельников и др. 1988; Богородский 1989). Мы видели одного стерха 4 мая 1993 на Масеевских озерах в пойме Оки у дер. Барлук.

Азиатский бекасовидный веретенник Limnodromus semipalmatus. Отмечен в нескольких районах Приангарья, однако постоянно гнездится только в устье Иркута (Мельников 1988). Максимальная численность популяции составляла около 35 гнездящихся пар, с учетом пролетных особей в отдельные годы регистрировали до 80-100 птиц (Мельников 1991). С 1988 численность этого кулика в устье Иркута резко сократилась и в настоящее время колеблется от 1 до 3 пар. В 1990 гнездование не отмечено, хотя в период пролета встречена одна пара.

Бургомистр Larus hyperbore us. Ранее в Приангарье не отмечался. Мы встретили одну особь 11 мая 1993 в пойме Иркута у пос. М.Горького (Селиваниха) и еще одну — 20 мая 1993 в пойме Куды (дер. Хомутово Иркутского р-на).

Озерная чайка Larus ridibundus. Обычный, но малочисленный вид на весеннем и осеннем пролете. Случаи гнездования единичны и стали наблюдаться недавно. Известно размножение этой чайки на золоотвале в районе г. Ангарска (Попов, Иванов 1992). В устье Иркута она впервые загнездилась в 1994: 15 июня на зарастающем рогозовом озере найдена колония из 30 пар.

Малая чайка Lams minutus. Очень редкий пролетный вид. Впервые гнездование отмечено в 1986 на золоотвале у г. Ангарска (Попов, Иванов 1992). В 1994 среди колонии озерных чаек в устье Иркута (Ново-Ленинские болота) наблюдали две пары малых чаек. Птицы демонстрировали типичное защитное поведение и опускались на гнезда среди озерных чаек. Это позволяет допускать их гнездование в этом районе. Провести более детальное обследование было невозможно. Тонкая сплавина затапливалась при попытке передвижения по ней, что могло привести к гибели всей колонии.

Белощекая крачка Chlidonias hybrida. В Приангарье впервые зарегистрирована в 1987: с 7 по 16 июня наблюдали пролет и скопление птиц в устье Иркута (Ново-Ленинские болота). Белощекие крачки подлетали одиночными парами и мелкими группами в стаях обычных здесь белокрылых крачек Chlidonias leucoptera. На гнездование белощекие крачки не оставались и продолжали миграцию в северовосточном направлении (16 июня).

В последующие годы здесь отмечались отдельные особи и небольшие группы (3-8 особей) белощеких крачек. В 1993 одна пара держалась на озерах в течение всего лета, а 4 августа мы нашли двух нелетных птенцов. Это доказывает факт эпизодического гнездования рассматриваемого вида в устье Иркута.

Черная крачка Chlidonias nigra. Впервые встречена и зарегистрирована на гнездовье в 1983 на пойменных болотах и озерах в устье Иркута (Мельников 1989). Постоянно гнездилась здесь до 1988. В последующие сезоны отмечались только отдельные особи и пары. Таким образом, черные крачки гнездятся в устье Иркута лишь эпизодически и их численность не превышает 20 особей.

Камышовая овсянка Emberiza schoeniclus. Малочисленный пролетный и гнездящийся вид. Согласно М.И.Ткаченко (1937), гнездится в верхней части долины Нижней Тунгуски. До сих пор ее кладки не найдены, хотя основываясь на поведении особей предполагали гнездование в пойме Иркута (Богородский 1989, 1993).

Впервые гнездо этого вида найдено нами в устье Иркута 16 июня 1989. Общая численность камышовых овсянок составляет здесь в разние годы 8-25 пар. Кроме того, 4 пары мы встретили на заболоченном лугу у небольшого осокового болота в пойме Ангары близ устья Китоя. По-видимому, эта овсянка гнездится в пойме Куцы (между дер. Поздняково и с. Оек), где в 1988 мы наблюдали 6 пар с гнездовым поведением. В 1993 несколько пар встречено в гнездовое время в пойме Оки в урочище Шиберта (дер. Барлук).

Иволга Oriolus oriolus. Очень редкий вид. Гнездование не доказано. В 1991 иволга была достаточно обычна, хотя и немногочисленна, в пойменных разреженных березовых лесах вдоль р. Уды (урочище Плеши Нижнеудинского р-на). 24-26 июля 1993 две иволги встречены в парковых березовых лесах на островах р. Оки между цер. Барлук и Усть-Када Куйтунского р-на.

Статья