New finds in the «Royal» burial-mound 1 in the Filippovka 1 cemetery (preliminary report)

Бесплатный доступ

During the completion of work on the eastern half of burial-mound № 1 an underground passage over 25 metres in length was fully excavated. It led eastwards from the central grave-pit and it was 80 cms wide at the outset. At its eastern end it rose up to the level of the ancient ground surface over five steps and at that point its width was 2,5 metres and the bottom step was approximately 2 meters deep. Not far from the stepped entrance into it a large cauldron cast in bronze was found (see back cover). Under the eastern side of the burial-mound, near the edge of the mound, a grave-pit was found which had not been disturbed by looters. On the floor of the pit on a multi-layered matting a human skeleton was unearthed accompanied by exceptionally rich and diverse grave-goods (Fig. I).

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14328596

IDR: 14328596

Текст научной статьи New finds in the «Royal» burial-mound 1 in the Filippovka 1 cemetery (preliminary report)

Великолепные сокровища из сарматского кургана на Южном Урале, раскопанные летом 2013 г., имеют неоценимое значение для изучения истории кочевой культуры, которая процветала в евразийской степи в I тыс. до н. э. Археологическое изучение замечательной древней гробницы было проведено экспедицией Института археологии РАН. Древние кочевые народы не имели собственной письменности, и ученые могут узнать об их материальной и духовной культуре только по данным археологии. Курганы, разбросанные по всей степи, содержат уникальные реликвии скифской и сарматской культур. Сарматы, конные воины, успешно взаимодействовали с носителями древней персидской цивилизации Ахеменидов и с другими народами, но при этом сохраняли собственную уникальную традиционную культуру.

Курган 1 могильника Филипповка 1 в Оренбургской области раскапывался впервые в период с 1986 по 1988 г. уфимской археологической экспедицией

(НИИИЯЛИ Башкирского филиала РАН) под руководством А. Х. Пшеничнюка1. Памятник находился в центральной части могильника. Высота кургана составляла более 8 м, а его диаметр превышал 80 м. Раскопки центрального захоронения и тайников, расположенных поблизости от центральной могильной ямы, дали большое количество предметов, сделанных из драгоценных металлов, включая знаменитых «золотых» оленей (26 экз.). После серии выставок, организованных как в нашей стране, так и за ее пределами, издания каталогов этих выставок на русском и иностранных языках (Золотые олени… 2001; Тhe Filippovka kurgans… 2000) результаты этих раскопок приобрели мировую известность.

Однако в связи с форс-мажорными обстоятельствами восточная пола насыпи кургана, сегментовидная в плане, высотой около 5 м и длиной около 50 м осталась не исследованной и подвергалась постоянным попыткам ограбления. Основной задачей экспедиции ИА РАН в сезоне 2013 г. было полное доследование этой части насыпи с целью завершить изучение уникального памятника, уже вошедшего в анналы мировой культуры, и предотвратить его полное разграбление современными вандалами.

Под восточной полой насыпи на уровне древнего горизонта были расчищены многочисленные кости лошадей. Некоторые из них находились в анатомическом сочленении, другие были разрознены в результате работы плуга. Здесь же обнаружены жертвенные комплексы (6 шт.), представленные прикопанными в землю наборами деталей конской уздечки (бронзовые и железные удила и пса-лии, налобник, наременные пряжки, фрагмент каменного жертвенника).

Судя по научному отчету А. Х. Пшеничнюка (1988), под эту полу насыпи уходил подземный ход. Такие подземные ходы фиксировались в филипповских курганах и ранее. Два из них были обнаружены и при исследовании насыпи кургана 1 в ходе первого этапа раскопок памятника.

Подземный ход длиной свыше 25 м был направлен к востоку от центральной могильной ямы и в устье имел ширину 0,8 м. В восточном окончании он поднимался на поверхность древнего горизонта пятью ступеньками и здесь достигал в ширину 2,5 м при глубине у нижней ступеньки около 2 м. В нынешнем сезоне в восточном подземном ходе, недалеко от ступенчатого входа в него, был найден массивный литой бронзовый котел с диаметром венчика 102 см и весом около 0,5 т. Его ручки выполнены в традициях скифо-сибирского звериного стиля и оформлены в виде объемного геральдического изображения голов двух грифонов (мифических птиц), соприкасающихся клювами (см. фото на задней стороне обложки).

Под восточной полой кургана вблизи края насыпи обнаружена нетронутая грабителями могильная яма. По форме в плане она приближалась к прямоугольнику общими размерами 3,57 х 2,6 м. Длинной осью она была ориентирована параллельно насыпи кургана на этом участке. Глубина ямы составляла 3,7 м. На уровне погребенной почвы и в профиле бровки насыпи зафиксированы остатки бревен деревянного перекрытия погребальной камеры.

На дне ямы на многослойной подстилке из коры, камыша и травы был расчищен человеческий скелет с исключительно богатым и разнообразным погребальным инвентарем (см. цв. вклейку, рис. I). Судя по его составу, захоронение принадлежало женщине (?). Она лежала в вытянутом положении на спине, головой в южный сектор. В изголовье слева находился сделанный из луба ларь, заполненный доверху предметами, включавшими две литые серебряные фиалы (одна из них использовалась в качестве крышки для другой); стеклянные и серебряный туалетные сосудики; кожаный ремень с прикрепленными к нему бронзовыми бубенчиками; плетеную покрытую кожей коробочку, доверху наполненную большими жуками (скарабеи и носорог); две костяные и одну бронзовую татуировальные иглы; наполненные пигментами кожаные мешочки; каменную орнаментированную (раскрашенную) по венчику чашечку с минеральным аг-регатом2 ярко-голубого цвета; сосудики из кожуры каштана и грецкого ореха; обработанные и необработанные камни; предметы из янтаря, деревянный сосуд с золотыми накладками и ручкой, выполненной в виде объемной фигуры медведя (см. цв. вклейку, рис. II, 1 ).

Между ларцом и черепом находилось развернутое золотое нагрудное укра-шение-медальон/талисман (?): от центрального звена отходят золотые цепочки с удлиненно-каплевидными подвесками. Предмет в целом (рис. II, 2 ) изображает солнечный диск; центральная часть округлой формы выполнена из золота в технике перегородчатой мозаики из разноцветного стекла. В центре украшения изображено мировое древо с охраняющими его крону мифологическими птицами симургами, частично покрытыми рыбьей чешуей. Корни дерева уходят в подземный мир. Венчает композицию распростершая крылья главная птица симург-охранительница.

К северу от короба лежало большое серебряное зеркало с позолоченной ручкой, украшенной в зверином стиле, и рельефной позолоченной композицией на тыльной стороне диска. В центре диска – изображение орла, окруженное фигурками крылатых быков в полный рост и внешним растительным фризом из чередующихся «пальметт» двух видов (рис. II, 3 ). Трехчастная композиция в целом отражает мифологическое понимание древними иранцами структуры мира, как и в случае с нагрудной бляхой.

Зеркало помещалось в футляр из коры, который застегивался с помощью гагатовой пронизи-пуговицы. Под зеркалом найдены серебряный туалетный сосудик; деревянный предмет; белемнит; кожаный мешочек с черным пигментом; бусы из стекла, золота, самоцветов и бирюзовая подвеска, оправленная золотом; подвески из перламутра и резного камня; бронзовая и костяная ложечки; шесть золотых татуировальных иголок; кремневый (неолитический) наконечник стрелы; оселок, под которым лежала пара железных ножей, инкрустированных золотом.

Севернее зеркала стоял деревянный сосуд с серебряными накладками и носиком-сливом. Рядом с ним лежали предметы из железа. Под северным бортом могилы располагалось скопление обработанных деревянных брусков.

В юго-восточном углу погребальной камеры находился деревянный сосуд с роговой крышкой, гравированной в зверином стиле. Он украшен золотыми накладками, одна из которых служила ручкой и была выполнена в виде объемной фигуры кулана или самки (безрогой) джейрана. Сосуд был помещен в плетеный из прутиков футляр, расшитый бисером.

Севернее лежало большое (диаметром 33 см) серебряное блюдо с ложковидным орнаментом, колчан с бронзовыми наконечниками стрел. Колчан многослойный, выполнен из луба, коры и кожи. Рядом с колчаном находились его детали: меловая, яшмовая и золотые пронизи.

У правой стопы располагалось деревянное блюдо и сосуд-алабастр в отдельном футляре. В пределах блюда стоял серебряный туалетный сосудик, заключенный в футляр из коры, и крупная золотая бусина в мешочке, расшитом бисером и бусами. Футляры украшены семью золотыми пронизями.

К северу от алабастра найдены две каменные палитры и пестик для растирания татуировальных пигментов и сопровождающие их многочисленные предметы, из которых отметим кожаный ремешок с бронзовыми колокольчиками; лошадиный клык, наполненный красной охрой; пронизи из полудрагоценных камней и морские раковины; разнообразные камни; скорлупу грецкого ореха; костяную ложечку.

За пределами подстилки находились бронзовые предметы: в северо-западном углу могильной ямы – чайник на ножках и ковш, у восточной стенки – жаровня. В северо-восточном углу могилы расчищен уздечный набор, который состоял из железных удил, бронзовых псалиев и бляшек.

Одежды (платье, рубаха и шаль) погребенной были украшены многочисленными нашивками, изображающими цветы-розетты; сцены терзания сайгака пантерой; сайгака, свернутого в кольцо (см. цв. вклейку, рис. III, 1–4 ), – всего 656 штампованных нашивок из золотого листа. Кроме того, «бахрома» шали представлена золотыми цепочками из мелких литых деталей. Рукава рубахи расшиты разноцветным золотым и стеклянным бисером, образующим сложный геометрический орнамент.

В районе височных костей черепа находились две литые золотые подвески с деталями, выполненными в технике перегородчатой стеклянной мозаики (рис. III, 5, 6 ), подобно тому, как были сделаны нагрудное украшение и браслеты.

На каждом пальце рук находились литые золотые перстни (10 шт.) с изображениями в зверином стиле на щитках (рис. III, 7–11 ). Это фигуры лежащих с подогнутыми ногами оленей, рога которых превращаются в протомы грифонов.

На запястья были надеты по два браслета: один из каменных, стеклянных и золотых бус, другой из золотых деталей, которые оправляли элементы из сердолика.

Всего коллекция из раскопок 2013 г. насчитывает более тысячи предметов различного назначения.

Возраст смерти погребенного человека по состоянию зубной системы и швов черепа оценивается примерно в 35–40 лет. Определение пола по морфологии костей посткраниального скелета и черепа вызывает большие затруднения, и его можно уточнить только путем DNA-анализа.

Захоронение датируется в пределах IV в. до н. э. и синхронно, таким образом, погребению 1 этого кургана ( Пшеничнюк , 2013).

Таким образом, раскопки кургана 1 могильника Филипповка 1 были продолжены и дали замечательный результат. Для анализов с помощью естественнонаучных методов были отобраны образцы золота, серебра, стекла, эмали, дерева, кожи, каменный материал, краски, кости животных и человека.

Все находки переданы в Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей.

Статья научная