Новый комбинированный гербицид Корнеги для защиты посевов кукурузы
Автор: Савва А.П., Есипенко Л.П., Тележенко Т.Н., Суворова В.А.
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Агрономия
Статья в выпуске: 10, 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель работы - изучение биологической и хозяйственной эффективности нового комбинированного гербицида Корнеги, разработанного СЭ АО «Щелково Агрохим» на посевах кукурузы в Краснодарском крае. Задача исследования - определение спектра гербицидного действия препарата Корнеги, СЭ на видовой состав однолетних двудольных и злаковых сорных растений в посевах кукурузы. Опыты проводили на стационарном севообороте Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений в 2017-2018 гг. согласно методическим указаниям по регистрационным испытаниям гербицидов в сельском хозяйстве. Почва опытного участка - чернозем выщелоченный малогумусный сверхмощный. Площадь опытных делянок - 25 м2, повторность четырехкратная, норма расхода рабочей жидкости - 200 л/га. Схема опыта включала испытуемый гербицид Корнеги, СЭ в нормах применения 1,5-2,0 л/га; эталон Люмакс, СЭ (3,0 и 4,0 л/га) и вариант без обработки (контроль). Обработку проводили в фазе 3-5 листьев культуры. Засоренность посевов кукурузы в среднем составляла 75 экз/м2. Гербицидное действие препаратов оценивали по снижению количества и массе сорных растений, а также по урожаю культуры в сравнении с контролем (без обработки гербицидами). Сорные растения: ежовник обыкновенный, амброзия полыннолистная, щирица запрокинутая, марь белая и дурнишник калифорнийский проявили высокую чувствительность к препаратам. Применение 1,5-2,0 л/га Корнеги, СЭ приводило к 90-100%-му гербицидному эффекту. Отрицательного действия на кукурузу не отмечено, получены прибавки урожая культуры, которые составили 171,5-174,4 % к контролю (без гербицидов). Эталон по гербицидной активности на злаки уступал испытуемому препарату. Полученные в течение двух лет данные показали высокую биологическую и хозяйственную эффективность гербицида Корнеги, СЭ против однолетних двудольных и злаковых сорных растений в посевах кукурузы.
Гербицид, сорная растительность, эффективность, кукуруза, урожайность
Короткий адрес: https://sciup.org/140250532
IDR: 140250532 | DOI: 10.36718/1819-4036-2020-10-34-41
Текст научной статьи Новый комбинированный гербицид Корнеги для защиты посевов кукурузы
Введение. Кукуруза ( Zea mays ) – важнейшая кормовая, продовольственная и техническая культура в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах. Лидером по посевным площадям этой сельскохозяйственной культуры в 2019 году являлся Краснодарский край, посевы составили 509 тыс. га, средняя урожайность – 4,97 т/га. В системе мероприятий по повышению продуктивности кукурузы и улучшению качества зерна важное место занимает борьба с сорной растительностью, которая, конкурируя с культурными растениями за влагу, свет и питательные вещества, способна снижать урожайность кукурузы до 70 % [1]. .
В связи с этим борьба с сорной растительностью является необходимым элементом в защите посевов кукурузы. Снижение конкуренции сорняков достижимо с помощью широкого спектра технологий: механической, химической и биологической. В последнее время активно применяется интегрированная система борьбы с сорной растительностью с использованием гербицидов [2]. В условиях современного производства, при растущих ценах на энергоносители, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения и другие сырьевые ресурсы, не существует альтернативы применению гербицидов в качестве мероприятий, обеспечивающих эффективную борьбу с сорным компонентом в агрофитоценозе.
В справочнике «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации» за 2020 год зарегистрировано более 200 гербицидов для борьбы с сорной растительностью в посевах кукурузы [3].
Несмотря на большой список рекомендуемых гербицидов, по-прежнему актуальным яв- ляется поиск и изучение новых, более совершенных средств защиты от сорняков [4]. Следует особо подчеркнуть, что требования к современным гербицидным препаратам во всем мире постоянно ужесточаются с точки зрения уровня их селективности по отношению к культурным и сорным растениям, а также максимального уменьшения опасности негативного влияния на систему растение - почва - вода - человек -атмосфера. Последние требования особенно важны, так как современные действующие вещества, как правило, обладают уникальной биологической активностью в отношении большинства объектов, составляющих биосферу в целом. Оптимизация применения гербицидов проводится с целью снижения воздействия на окружающую среду, замедления появления устойчивых к гербицидам популяций сорняков и улучшения соотношения затрат и выгод агрономического бизнеса [5].
Создание комбинированных гербицидных препаратов, содержащих в своем составе два и более действующих веществ, является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования средств борьбы с сорной растительностью [6].
Работая в этом направлении, фирма АО «Щелково Агрохим» создала и предложила новый комбинированный гербицид Корнеги, СЭ, содержащий в своем составе 250 г/л тербутилазина + 80 г/л 2,4-Д кислота (2-этилгексиловый эфир) + 30 г/л никосульфурона из разных классов соединений с различным механизмом действия.
Тербутилазин обладает системным действием. Абсорбируясь корнями и листьями сорных растений, перемещается ксилемой акропеталь-но, ингибируя транспорт электронов при фотосинтезе, что приводит к гибели сорняков. 2,4-Д кислота в составе препарата действует в качестве ауксиноподобного ингибитора роста. Обладая системной активностью, она легко и быстро, в течение одного часа, проникает и распределяется по всем частям растения, включая корни, блокируя рост клеток в молодых тканях. Никосульфурон, обладая системным действием, проникает в основном через листья, ингиби-тируя образование фермента ацетолактатсин-тазы, участвующего в синтезе незаменимых аминокислот. Действующие вещества в составе препарата Корнеги, СЭ обладают различной гербицидной активностью против двудольных и злаковых сорняков. Выраженный синергизм гербицида Корнеги, СЭ обеспечивает широкий спектр подавления сорных растений и длительный период их контроля в посевах кукурузы.
Цель исследования. Изучение биологической и хозяйственной эффективности применения нового комбинированного гербицида Корне-ги, разработанного СЭ АО «Щелково Агрохим», на посевах кукурузы в условиях Краснодарского края.
Задачи исследования : определение спектра гербицидного действия препарата Корнеги, СЭ на видовой состав однолетних двудольных и злаковых сорных растений в посевах кукурузы.
Условия, материалы и методы. Климат на территории Краснодарского края - умеренно континентальный. В течение всего года типичны резкие изменения погоды - значительные месячные, сезонные и многолетние колебания температур. Средняя температура января на равнине -3... -5 °С, июля +22...+24 °C. Годовое количество осадков 400–600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более - в горной. Каждую весну край затапливают паводки. В целом для края характерны жаркое лето и мягкие зимы.
Данные погодных условий в годы проведения исследований представлены на рисунке, из которого следует, что вегетационный период 2017 года характеризовался температурным режимом, близким к средним многолетним наблюдениям. Сумма осадков в мае была почти в три раза выше, а в августе - ниже нормы. В июне и июле количество осадков было практически на уровне среднемноголетних данных. В целом погодные условия были благоприятными для выращивания кукурузы.
Вегетационный период 2018 года в сравнении со среднемноголетними показателями был более теплым и засушливым. В этот срок среднемесячные температуры были выше нормы в среднем на 10 °C. При этом наблюдался сильный дефицит атмосферных осадков, что в итоге отрицательно повлияло на урожайность культуры.

Климатограммы, характеризующие метеоусловия вегетационных сезонов 2017 и 2018 гг. в сравнении со среднемноголетними данными
Опыты по оценке биологической и хозяйственной эффективности препарата Корнеги, СЭ проводили на посевах кукурузы (гибрид Краснодарский 291 АМВ) в полевом севообороте Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений (г. Краснодар) в течение двух лет (2017–2018 гг.).
Технология возделывания кукурузы не отличалась от общепринятой для почвенноклиматического региона Краснодарского края. Предшественник – озимая пшеница. Подготовка почвы включала после предшественника дисковое лущение на глубину 12–14 см, в октябре – вспашку на глубину 25–27 см; весной – боронование и предпосевную культивацию. Посев кукурузы проводили сеялкой СУПН-8А во второй декаде апреля. Норма высева – 60 тыс. се-мян/га.
Почва опытного участка – чернозем выщелоченный малогумусный сверхмощный, гранулометрический состав – легкосуглинистый, содержание гумуса в пахотном горизонте 4–6 %, реакция почвенного раствора нейтральная. Сорные растения в опытах были представлены ежовни- ком обыкновенным (Echinochloa crusgalli (L.) Beauv), щетинником сизым (Setaria pumila (Poir.) Roem. et Schult.), амброзией полыннолистной (Ambrosia artemisiifolia L.), щирицей назадзапро-кинутой (Amaranthus retroflexus L.), марью белой (Chenopodium album L.) и дурнишником калифорнийским (Xanthium californicum Greene). По данным первого учета, исходная засоренность в среднем составляла 75 экз/м2. Обработку проводили в фазе 3–5 листьев кукурузы согласно схеме опыта, которая включала испытуемый гербицид Корнеги, СЭ в нормах применения 1,5 л/га; 1,75 и 2,0 л/га, эталон Люмакс, СЭ (3,0 и 4,0 л/га) и вариант без обработки (контроль). Нанесение рабочих растворов препаратов осуществляли при помощи ручного ранцевого опрыскивателя РULVEREX, оборудованного двухметровой штангой. Норма расхода рабочей жидкости – 200 л/га. Размер опытных и контрольных делянок – 25 м2, расположение – рендомизированное, повторность – четырехкратная. Учеты засоренности посевов и эффективности гербицидов проводили согласно «Методическим указаниям по регистрационным испытаниям гербицидов в сельском хозяйстве» [7]. Сроки проведения учетов: первый
– до опрыскивания (исходная засоренность); второй и третий – через 30 и 45 дней после обработки, соответственно и четвертый – перед уборкой урожая. Биомасса злаковых сорных растений определялась через 30 и 45 дней после обработки. Уборку урожая початков кукурузы проводили вручную, с последующим их обрушиванием и взвешиванием зерна. Статистическую обработку данных осуществляли методом дисперсионного анализа с помощью MS EXEL.
Результаты и их обсуждение. В агробиоценозах сорные растения проявляют сильные конкурентные преимущества по сравнению с культурными растениями. Это связано с низким конкурентным потенциалом у сельскохозяйственных культур за счет проводимой селекционной работы по повышению экономической продуктивности, в результате которой происходит снижение иммунного потенциала растения.
Для эффективного подавления сорной растительности необходимо применение гербицидов в фазе 3–5 листьев кукурузы, когда сорняки особенно опасны для развития культурного растения [8].
Результаты полевых опытов свидетельствуют о высокой эффективности применения 1,5 л/га гербицида Корнеги, СЭ в фазе 3–5 листьев кукурузы (табл.1). Снижение общего количества однолетних двудольных и злаковых сорных растений на протяжении всего периода вегетации составляло более 90 %. Высокими были и показатели подавления биомассы сорняков через 30 и 45 дней после нанесения препарата. Увеличение нормы применения испытуемого гербицида до 1,75 и 2,0 л/га приводило к полной гибели сорных растений. Высокая биологическая эффективность нового гербицида основывалась на комбинации трех действующих веществ из разных классов соединений, входящих в состав препарата. При этом гербицид не оказывал отрицательного действия на кукурузу. Появление новой волны сорных растений не отмечали, что связано с созданным почвенным экраном благодаря действующему веществу тербутилазин, который обладает двойным типом действия.
Таблица 1
Вариант опыта |
Номер учета |
Количество сорных растений |
Масса сорных растений |
||||
экз/м2 |
снижение, % к контролю |
г/м2 |
снижение, % к контролю |
||||
злаки |
двуд. |
злаки |
двуд. |
||||
1. Корнеги, СЭ – 1,5 л/га |
2 |
5,3 |
92,3 |
14 |
23 |
95,5 |
96,2 |
3 |
5,9 |
91,0 |
33 |
50 |
93,8 |
94,6 |
|
4 |
6,6 |
89,5 |
- |
- |
- |
- |
|
2. Корнеги, СЭ – 1,75 л/га |
2 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
100 |
3 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
100 |
|
4 |
0 |
100 |
- |
- |
- |
- |
|
3. Корнеги, СЭ – 2,0 л/га |
2 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
100 |
3 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
100 |
|
4 |
0 |
100 |
- |
- |
- |
- |
|
4. Люмакс, СЭ (эталон) – 3,0 л/га |
2 |
16,2 |
76,6 |
110 |
28 |
64,7 |
95,4 |
3 |
16,8 |
74,5 |
206 |
59 |
61,4 |
93,6 |
|
4 |
17,4 |
72,4 |
- |
- |
- |
- |
|
5. Люмакс, СЭ (эталон) – 4,0 л/га |
2 |
9,3 |
86,6 |
71 |
0 |
77,2 |
100 |
3 |
9,7 |
85,3 |
144 |
0 |
73,0 |
100 |
|
4 |
9,9 |
84,3 |
- |
- |
- |
- |
|
6. Контроль (без гербицидов) |
2 |
69,2 |
- |
312 |
603 |
- |
- |
3 |
65,8 |
- |
534 |
925 |
- |
- |
|
4 |
63,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Влияние гербицида Корнеги, СЭ на общую засоренность посевов кукурузы (среднее за 2017–2018 гг.)
Все виды однолетних двудольных и злаковых сорных растений, встречающиеся на опытном участке, проявили к гербициду Корнеги, СЭ высокую чувствительность (табл. 2). По литературным источникам, некоторые послевсходовые гербициды (Базис, СТС и др.) недостаточно эффективны против амброзии полыннолистной, так как после их применения рост растений сор- няка приостанавливался, но в дальнейшем появлялись нормально развивающиеся боковые побеги [9, 10]. В случае применения Корнеги, СЭ этого не наблюдалось, поскольку препарат в кратчайшие сроки вызывал необратимые физиологические нарушения жизнедеятельности амброзии полыннолистной.
Таблица 2
Влияние гербицида Корнеги, СЭ на отдельные виды сорных растений в посевах кукурузы (среднее за 2017 и 2018 гг.)
Вариант опыта |
Номер учета |
Снижение количества сорных растений, % к контролю |
|||||
То g О о ^ о „с ■с |
■2 Ф о GO О. |
о СО S |
3 £ § Ф == Е ф |
о |
с £ >5 ® |
||
1.Корнеги, СЭ – 1,5 л/га |
2 |
91,3 |
92,3 |
93,1 |
94,5 |
91,4 |
92,7 |
3 |
90,4 |
90,7 |
91,8 |
93,3 |
89,9 |
90,3 |
|
4 |
88,8 |
89,2 |
90,4 |
92,2 |
88,2 |
87,8 |
|
2. Корнеги, СЭ – 1,75 л/га |
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3. Корнеги, СЭ – 2,0 л/га |
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4. Люмакс,СЭ (эталон) – 3,0 л/га |
2 |
60,6 |
61,5 |
92,6 |
93,4 |
90,0 |
91,5 |
3 |
57,9 |
58,3 |
91,1 |
92,2 |
88,4 |
89,0 |
|
4 |
54,8 |
55,9 |
89,6 |
91,0 |
86,8 |
86,6 |
|
5. Люмакс, СЭ (эталон) – 4,0 л/га |
2 |
72,6 |
74,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
69,7 |
70,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
67,4 |
68,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6. Контроль* (без гербицидов) |
2 |
24,1 |
10,4 |
14,5 |
9,1 |
7,0 |
4,1 |
3 |
22,8 |
9,6 |
13,4 |
9,0 |
6,9 |
4,1 |
|
4 |
21,5 |
9,3 |
12,5 |
8,9 |
6,8 |
4,1 |
* В контроле представлены данные о количестве сорняков, экз/м2.
Биологическая эффективность эталона Лю-макс, СЭ была ниже испытуемого гербицида, что связано со слабым действием его на злаковые сорняки.
Средняя урожайность зерна кукурузы в контроле составляла 2,46 т/га (табл. 3). На вариан- тах с применением 1,5–2,0 л/га гербицида Кор-неги, СЭ были получены достоверные прибавки урожайности культуры, которые составили 171,5–174,4 % в сравнении с контролем (без гербицидов).
Таблица 3
Вариант опыта |
Урожайность по годам, т/га |
Средняя урожайность |
||
2017 |
2018 |
т/га |
% к контролю |
|
1. Корнеги, СЭ – 1,5 л/га |
4,90 |
3,54 |
4,22 |
171,5 |
2. Корнеги, СЭ – 1,75 л/га |
4,93 |
3,60 |
4,27 |
173,6 |
3. Корнеги, СЭ – 2,0 л/га |
4,92 |
3,65 |
4,29 |
174,4 |
4. Люмакс, СЭ(эталон) – 3,0 л/га |
4,46 |
3,23 |
3,85 |
156,5 |
5. Люмакс, СЭ (эталон)– 4,0 л/га |
4,57 |
3,34 |
3,96 |
161,0 |
6. Контроль (без гербицидов) |
2,80 |
2,11 |
2,46 |
100,0 |
НСР 05 |
0,164 |
0,159 |
– |
– |
Урожайность кукурузы при использовании гербицида Корнеги, СЭ
Выводы. В результате двухлетних исследований установлена высокая биологическая (90– 100 %) и хозяйственная эффективность применения (1,5–2,0 л/га) гербицида Корнеги, СЭ против однолетних двудольных и злаковых сорных растений (ежовник обыкновенный, щетинник сизый, амброзия полыннолистная, щирица на-задзапрокинутая, марь белая, дурнишник калифорнийский) в посевах кукурузы. При этом были получены достоверные прибавки урожая культуры в сравнении с контролем (171,5–174,4 %).
В 2020 году препарат зарегистрирован в «Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации».
Список литературы Новый комбинированный гербицид Корнеги для защиты посевов кукурузы
- Накаев С.-М.А., Оказова З.П. Доминирующие сорные растения и их вредоносность в посевах кукурузы // Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 12. С. 199-201.
- Young S.L. True Integrated Weed Management. // Weed Research. 2012. Vol. 52. No. 2. P. 107-111. DOI: 10.1111/j.1365-3180.2012.00903
- Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. М.: Минсельхоз России, 2020. 830 с.
- Спиридонов Ю.Я., Жемчужин С.Г. Современное состояние проблемы изучения применения гербицидов (обзор публикаций за 2011-2013 гг.) // Агрохимия. 2016. № 5. С. 76-85.
- Operational planning of herbicide-based weed management / Lodovichi M. V., Blanco A. M., Chantre G. R, et al. // Agricultural Systems. 2013. Vol. 121. No. 2. P. 117-129. DOI: 10.1016/j.agsy.2013.07.006
- Долженко В.И., Буркова Л.А. Экологические основы формирования современного ассортимента средств защиты растений // Агрохимический вестник. 2001. № 5. С. 5-6.
- Методические указания по регистрационным испытаниям гербицидов в сельском хозяйстве / под ред. В.И. Долженко. СПб.: ВИЗР, 2013. 280 с.
- Веневцев В.З., Захарова М.Н., Рожкова Л.В. Эффективность применения гербицидов после всходов посевов кукурузы на зерно // Вестник Российской сельскохозяйственной науки. 2018. № 4. С. 55-58. DOI: 10.30850/vrsn/2018/3/55/
- Костюк А.В., Лукачева Н.Г. Эффективность применения гербицидов на кукурузе // Земледелие. 2015. № 4. С. 30-32.
- Костюк А.В, Лукачева Н.Г. Оценка эффективности гербицида Майстер в посевах кукурузы в Приморье // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2017. Т. 47. № 2. С. 56-61.