Новый мировой экономический порядок и криптовалюта

Автор: Афанасьева О.Н., Степыкина К.С.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 6 (124), 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается взаимное влияние формирования нового мирового экономического порядка и внедрения криптовалюты. Рассматриваются характеристики криптовалюты и возможности ее применения в международных операциях, инвестиционных операциях и с целью сохранения средств. Внимание уделено технологии блокчейн, принципам создания и безопасности криптовалют. Анализируется опыт разных стран в легализации криптовалют и их применения для решения экономических проблем, таких как обход санкций и борьба с инфляцией. Раскрыты вопросы, связанные с регулированием криптовалют.

Мировой экономический порядок, цифровая глобализация, криптовалюта, децентрализация, цифровые активы, цифровая валюта, блокчейн, санкции

Короткий адрес: https://sciup.org/170210543

IDR: 170210543   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2025-6-11-16

Текст научной статьи Новый мировой экономический порядок и криптовалюта

«Мировой порядок (режим) представляет собой достаточно четко выраженные условия, которые приняты на многосторонней основе и базируются на взаимоприемлемых нормах, определяющих государственные и негосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Создание нового мирового экономического порядка связано с необходимостью преодоления иерархичности мировой экономики и выработки справедливых международных норм, что становится особенно актуальным в условиях распространения цифровых валют и трансформации глобальных финансовых институтов [3].

На формирование мировой системы большое влияние оказывает, когда некоторые страны обладают большей властью, нежели другие, или же по-другому иерархичность мирового хозяйства.

В настоящее время цифровая глобализация глубоко проникла во все сферы человеческой деятельности, сформировав цифровой профиль каждого человека, отражающий все грани его существования, что привело к сдвигам в системе ценностей: наряду с традиционными материальными ценностями возникли цифровые активы, такие как права на интеллектуальную собственность и виртуальные объекты. В России первое официальное упоминание криптовалюты было в 2014 году и связано оно с опубликованием Информации

Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют» [4].

Эти цифровые товары и услуги активно продаются и потребляются на глобальном цифровом рынке, который изначально не имеет каких-либо границ. Данный рынок отличается мгновенной доставкой и потреблением продуктов в цифровой среде. Однако, финансовые операции, которые обеспечивают эти сделки, по-прежнему опираются на традиционные валюты и банковскую систему.

Взаимодействие цифровой среды с аналоговыми каналами передачи ценности обуславливает снижение скорости транзакций, увеличение их стоимости и возникновение рисков, связанных с мошенническими действиями третьих лиц, влекущими за собой потерю цифровой собственности и денежных средств.

Ценность криптовалюты в значительной степени субъективна и определяется общественным доверием, поскольку она не обеспечена материальными активами или государственной гарантией. Функционируя как средство обмена, несмотря на ограниченные возможности прямого использования, криптовалюта представляет собой уникальную форму денег.

Криптовалюта – это логически последовательное развитие формы денег под воздействием цифровизации экономики, при сохранении их сущности и закономерностей функ- ционирования. Криптовалюта становится началом новой волны в эволюции мировой валютной системы, повторяя многие особенности денежной системы времён «золотого стандарта» [9]. В долгосрочной перспективе это может способствовать большей стабильности стоимости криптовалюты по сравнению с традиционными валютами, подверженными инфляционным процессам [12].

Эмиссия и учет криптовалюты, как вида цифровой валюты основан на асимметричном шифровании и применении разных криптографических методов защиты. Криптовалюты представляют собой децентрализованные платежные системы, обеспечивающие прямой перевод цифровых активов между пользователями. Безопасность и надежность обеспечиваются с использованием специального шифрования, одноранговой сетью и алгоритмом Proof-of-Work (PoW - подтверждение выполненной работы). Ключевыми элементами блокчейна являются децентрализация, консенсусные механизмы (Proof-of-Work, Proof-of-Stake), а также использование смарт-контрактов, что обеспечивает не только безопасность, но и прозрачность и автоматизацию цифровых сделок [16].

В современном мире уже в ряде стран признали криптовалюту как законный способ осуществления платежей. Так, например, Сальвадор стал одной из первых стран в 2021 году, которая считает биткоин официальным платёжным средством наравне с долларом. Основной целью интеграции криптовалюты в финансовую систему было обеспечение доступа к быстрым переводам, привлечение иностранных криптовладельцев, а также рост стабильной экономики [13]. Если не брать во внимание общие налоговые обязательства, определённые страны предоставляют криптоинвесторам наиболее благоприятные условия: полное освобождение от налогов или предоставление льгот. Тот же Сальвадор при помощи легализации биткоина даёт возможность проводить с ним операции без налогообложения. Еще один пример – Сингапур, где отсутствует налог на прирост капитала, что делает долгосрочные инвестиции в криптовалюту особенно привлекательными для инвесторов. Однако если цифровые активы используются для оплаты товаров и услуг или если компания занимается торговлей криптовалютой, та- кие операции облагаются подоходным налогом и налогом на товары и услуги (GST). В Малайзии также не взимается налог на прирост капитала, поэтому прибыль от продажи криптовалюты не подлежит налогообложению, если такие операции не являются основным источником дохода. На Мальте цифровые валюты рассматриваются как обычные активы: для физических лиц операции с криптовалютой не облагаются подоходным налогом, однако если деятельность связана с бизнесом по обмену или торговле, применяется стандартная ставка корпоративного налога – 35% [11].

В свою очередь, Американское законодательство признает криптовалюты, обеспечивая их легальный статус и свободную конвертацию. Биржи и обменники подлежат регистрации в Министерстве финансов и регулируются как традиционные финансовые институты. В январе 2024 года были запущены первые криптовалютные биржевые фонды, позволяющие торговать акциями, обеспеченными криптовалютой, напрямую.

Хотя биткоин принимается в качестве платежного средства в странах ЕС, Европейский Союз активно работает над созданием нормативной базы для криптовалют. Принятый в 2023 году акт направлен на надзор и защиту прав потребителей (MiCA) [13].

В России в настоящее время криптовалюта считается цифровым активом. На законодательном уровне она рассматривается как имущество, которое может выступать объектом для различных сделок. С недавнего времени вступил в силу закон, позволяющий совершать международные криптоплатежи в рамках экспериментального правового режима. Тем не менее, в российском законодательстве отсутствует эффективный механизм наследования цифровых прав, что создаёт правовые пробелы и требует дальнейшей доработки нормативной базы [7].

Россия также изучает возможности использования цифровых валют для обхода санкций и упрощения внешнеторговых операций. Эксперимент, проводимый Банком России при участии «Сбера», призван оценить потенциал цифровых валют в международных расчетах [13]. Запуск цифрового рубля и создание специальной платформы для международных расчётов открывают новые возможности для обхода ограничений SWIFT и формирования альтернативных каналов для внешнеэкономической деятельности [1]. Кроме того, Министерство финансов предлагает разрешить организованную торговлю цифровыми активами. В совокупности с предстоящей легализацией майнинга, эти инициативы указывают на стремление государства к внедрению криптовалют в экономику, в первую очередь, для облегчения внешнеэкономической деятельности и создания более четкой нормативной базы для цифровых активов. Криптовалюты стали способом обхода ограничений для международных транзакций, позволяя как частным лицам, так и бизнесу, работающему с зарубежными партнерами, оплачивать иностранные сервисы, переводить деньги и совершать покупки за границей [5].

Во многих странах уже можно расплачиваться «цифрой» за товары и услуги. Например, Сингапур, являясь одной из ведущих азиатских стран в финтех-сфере, активно поддерживает криптовалюту в банковской системе, что повышает безопасность для туристов.

Эстония является благоприятной средой для развития криптовалют: правительство активно продвигает блокчейн-технологии, рассматривая даже возможность создания собственной государственной цифровой валюты. Криптовалюты широко используются в качестве платежного средства, а для обналичивания цифровых активов доступны криптоматы, расположенные по всей стране.

Интересным примером является Мальта – еще одна страна, где развитие криптосферы поощряется государством. Здесь зарегистрированы многие крупные криптобиржи, действует ряд криптоматов для обмена «цифры» на наличные, а экосистема криптовалют регулируется законодательством, что повышает безопасность расчетов. Многие заведения позволяют оплачивать криптовалютой свои товары и услуги. На криптооперации не действует НДС [5].

Криптовалюта становится все более значимым элементом мировой финансовой системы, и ее легализация в различных странах отражает стремление государств адаптироваться к новым технологическим реалиям. Таким образом, криптовалюты продолжают эволюционировать, становясь важным инструментом как для частных лиц, так и для государств.

Однако успешность их внедрения напрямую зависит от создания четкой правовой базы, обеспечивающей баланс между инновациями и безопасностью финансовой системы.

В странах с высокой инфляцией жители используют «цифру» для защиты своих сбережений от обесценивания. В таких странах, как Вьетнам и Филиппины, интересуются играми «play-to-earn», где они могут получить вознаграждения в цифровой валюте. Применение блокчейна выходит далеко за пределы финансовой сферы. Например, интеграция блокчейна с Интернетом вещей (IoT) позволяет автоматизировать повседневные операции, такие как автоматическая оплата покупок умным холодильником, что делает использование криптовалюты более удобным и безопасным для конечного пользователя [15].

В США, Бразилии и Индонезии криптовалюты рассматриваются в основном как инструмент для бизнеса и инвестиций. Владельцы цифровых активов в этих странах активно занимаются трейдингом, инвестированием и участием в криптопроектах. При этом, в Индонезии предпочтение отдается децентрализованным финансовым платформам (DeFi), в то время как в США и Бразилии более популярны централизованные сервисы. В США дополнительным стимулом для роста интереса к криптовалютам стал запуск Bitcoin ETF.

Главными преимуществами нового вида денег стали практически полное отсутствие комиссии, защищённость сделки от вмешательства третьих лиц и заранее запрограммированная система эмиссии, позволяющая избежать политических манипуляций. Однако анонимность сделок и невозможность их отследить открывают новые риски, связанные с незаконной деятельностью, что требует особого внимания регуляторов [2].

Растущая популярность криптовалют привлекает внимание как технологических компаний, так и государственных регуляторов и правоохранительных органов. С одной стороны, они предлагают эффективную платежную систему, использующую анализ больших данных для разработки адаптивных механизмов регулирования. С другой стороны, становятся темой для обсуждения о будущем цифровых и финансовых валют в целом [6].

Наиболее острым вопросом остается поиск компромисса между конфиденциальностью и соблюдением законов. В криптообществе расхождения возникают в критериях регуляторов к наибольшей прозрачности. Возможно, большие игроки будут стараться легализовать криптовалюту через непосредственное сотрудничество с государством для того, чтобы укрепить свое место в правовой системе.

В первую очередь, новые технологии предоставляют простую, но эффективную систему расчетов, которая включает в себя валюту и методы ее использования. Системы вроде биткойна, которые основываются на анализе больших данных и когнитивных технологиях, хранят сведения обо всех операциях, что позволяет без задержек анализировать данные и использовать когнитивные вычисления для разработки наиболее гибких и эффективных механизмов регулирования и выпуска валюты. Автоматическое регулирование эмиссии делает криптовалюту удобным решением для внутренней платежной системы современной экономики. Кроме того, пропадает необходимость в посредниках и недопонимания между технологическими лидерами за контроль над эмиссией.

Рост и возможности криптовалют предоставляют органам государственной безопасности дополнительные инструменты влияния на переговорах с другими влиятельными группами, правительствами и международными организациями. Обсуждение сосредоточено на вопросах интеграции цифровых и традиционных валют, а также на разработке нормативно-правовой базы для криптовалют, платежных систем и их налогообложения, что может повлиять на баланс сил между различными элитами.

В-третьих, цифровые валюты обладают потенциалом для более эффективного контроля за финансовыми потоками, что нельзя сказать о традиционных деньгах. Для обеспечения легитимности и широкого использования криптовалют, возможно, потребуется ограничить анонимность электронных кошельков [6].

С ростом популярности биткойна его участники столкнутся с давлением со стороны государственных и международных организаций, требующих большей прозрачности. Перед ними встанет выбор: либо отказаться от полной анонимности платежей, либо рисковать тем, что биткойн будет вытеснен с рын- ка. Вероятно, из-за влияния значительных инвестиций и доступности технологий, обеспечивающих частичную конфиденциальность, будет выбран путь компромисса, и полная анонимность биткойн-транзакций будет ограничена.

Однако недостатком может быть высокая волатильность и отсутствие единой базы данных, что делает криптовалюту рискованным активом [10]. Именно поэтому государству необходимо найти баланс между внедрением новых технологий и легитимным пользованием ими. Переход Ethereum на алгоритм Proof-of-Stake стал важным шагом к снижению энергопотребления и повышению экологической устойчивости блокчейн-сетей, что способствует их более широкому внедрению в бизнес-практику [8]. Чрезмерное вмешательство государства в регулирование криптовалютного рынка способно затормозить его развитие, тогда как полное отсутствие контроля может создать риски для экономической стабильности страны. Кроме того, отсутствие централизованного контроля приводит к тому, что значительная доля биткоинов (около 33%) сосредоточена в руках примерно 10 000 инвесторов, что создаёт риски манипуляций рынком и дополнительную волатильность [14].

Доходы от сделок с криптовалютой в большинстве государств подлежат налогообложению как прирост капитала. Важное отличие заключается в том, что налог начисляется только при продаже цифровых активов, а не при их удорожании. В отдельных странах, например в Германии, действуют дополнительные налоговые обязательства при покупке и хранении криптовалюты, особенно если сумма превышает 600 евро и речь идет о первом годе владения. Однако если держать её более года, можно избежать этих дополнительных выплат [11].

Криптовалютные доходы, будь то у частных лиц или компаний, облагаются налогами так же, как и обычные деньги. Налог может быть подоходным (для физлиц) или корпоративным (для юрлиц), и его размер зависит от налогового законодательства страны, где вы проживаете или зарегистрированы. Для расчета налога криптовалюта переводится в местную валюту по курсу на момент совершения операции.

Майнинг криптовалюты часто приравнивается к бизнесу. Если вы занимаетесь майнин- гом нерегулярно, регистрировать компанию не обязательно. Но если майнинг – ваш основной источник дохода, вам нужно зарегистрироваться как самозанятый, ИП или юридическое лицо, в зависимости от законов вашей страны. Регистрация бизнеса может быть выгоднее, так как позволяет вычитать из налогооблагаемой базы расходы на оборудование и электро- энергию, что недоступно для частных лиц.

В связи с постоянными изменениями в налоговом законодательстве, которое касается криптовалют, становится все менее вероятным найти страну, где доходы от криптоактивов полностью освобождены от налогов. Некоторые страны (в частности Беларусь и Португалия), которые предоставляли такую возможность, сейчас пересматривают эту политику.

Становится понятно, что криптовалюты продолжают оказывать всё большее влияние на мировую экономику, предоставляя альтернативные способы платежей, управления капиталом и защиты активов. Их децентрализованный характер на основе блокчейн-технологий способствует повышению безопасности и снижает зависимость от традиционных банковских структур. Для широкого распространения криптовалют необходимо четкое законодательство, учитывающее конфиденциальность и законность. Растущий ин- терес к криптовалютам со стороны различных секторов подчеркивает их потенциал, но волатильность, связь с незаконной деятельностью и потребность в регулировании остаются серьёзными проблемами. Вероятно, в будущем крупные игроки рынка будут сотрудничать с правительствами для легализации криптовалют и их интеграции в официальную эконо- мику.