Новый род и вид харовых водорослей (Streptophyta: Charales) для альгофлоры Беларуси
Автор: Лебедько В.Н., Савчук С.С.
Журнал: Фиторазнообразие Восточной Европы @phytodiveuro
Статья в выпуске: 4 т.19, 2025 года.
Бесплатный доступ
Впервые приводятся сведения о находке представителя нового для альгофлоры Беларуси рода харовых водорослей Sphaerochara Mädler. Вид Sphaerochara prolifera (Ziz ex A.Braun) Soulié-Märsche обнаружен в июне 2025 г. на территории Гомельской области в небольшом водоеме верхней части дельты р. Припять в многовидовом сообществе водных высших растений и некоторых макроскопических водорослей в виде немногочисленных талломов. Новая находка уточняет региональное распределение и подтверждает наличие этого редкого эфемерного вида в Беларуси.
Харовые водоросли, Sphaerochara prolifera, флористическая находка, альгофлора, Беларусь
Короткий адрес: https://sciup.org/148332072
IDR: 148332072 | УДК: 582.263.3 (476) | DOI: 10.24412/2072-8816-2025-19-4-125-129
Текст научной статьи Новый род и вид харовых водорослей (Streptophyta: Charales) для альгофлоры Беларуси
Харовые водоросли (Characeae Gray) являются самой крупной и сложно организованной группой, сочетающей в себе признаки водорослей и высших растений. Распространены они как в континентальных водоемах, так и в опресненных зонах морей. Согласно обобщенным данным В.С. Вишнякова и др. (Vishnyakov et al., 2020) в составе альгофлоры Беларуси харовые водоросли представлены 19 видами из родов Chara L. (12 видов), Nitella C. Ag. (6) и Nitellopsis Hy (1). В этой же работе впервые обнародовано предположение о возможной более высокой видовой представленности данного семейства в Беларуси благодаря выявлению в будущем новых видов из имеющихся родов, а также эфемерных представителей нового рода Tolypella (A.Braun) A.Braun. Целенаправленные поиски в данном направлении довольно продолжительное время не давали положительных результатов. Что же касается эфемеров, то из-за весьма ограниченного вегетационного периода они, вероятно, просматривались альгологами, проводящими исследования, как правило, в более позднее время, когда талломы таких водорослей уже распадаются. Однако 06.06.2025 г. во время флористических исследований нам удалось выявить один вид эфемерных представителей харовых – Sphaerochara prolifera (Ziz ex A.Braun) Soulié-Märsche (Tolypella prolifera (A. Braun) Leonh.), ранее относящийся к роду Tolypella, в Житковичском районе Гомельской области.
Материалы и методы
Исследования проводились традиционным маршрутно-поисковым методом в южной части страны, в период вегетации эфемерных видов (весенне-раннелетний периоды). Посещались подходящие места их произрастания (мелиоративные каналы, пруды, небольшие пойменные озерца, протоки и т.п.). Сбор харовых водорослей проводили вручную. Талломы Sphaerochara prolifera преимущественно гербаризировали. В камеральных условиях водоросли изучали с помощью микроскопа Olympus SZ6. Видовая идентификация была подтверждена В.С. Вишняковым. Номенклатура таксонов принята по глобальной электронной базе данных 125
водорослей «AlgaeBase», а также электронной базе данных Миссурийского ботанического сада «Tropicos» (касаемо сосудистых растений). Гербарные образцы хранятся в Гербарии Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси (MSK-А).
Результаты и обсуждение
Sphaerochara prolifera – это субкосмополит, основной ареал которого расположен в умеренных и субтропических регионах северного полушария. Водоросль произрастает в водоемах и водотоках разного типа, предпочитая мезотрофные пресные водоемы со слабощелочной реакцией среды. Это конкурентно малоустойчивый вид, способный иногда формировать монодоминантные сообщества (Vishnyakov, Romanov, 2012). Однако несмотря на свой довольно широкий ареал, вид остается редким, где во многих известных местонахождениях является крайне малочисленным и довольно уязвимым. В связи с этим, он находится под региональной охраной ряда европейских стран (Stewart, Church, 1992; Schmidt et al., 1996; Blaženčić et al., 2006; Chervona knyha, 2009 и др.). В сопредельных с Беларусью странах он известен в Литве, Польше, России и Украине. Здесь вид также редок, а все известные местонахождения находятся на значительном удалении от выявленного нами локалитета. Например, ближайшие к нему места произрастания от юго-восточной части, находятся в лесостепной и степной природных зонах Украины (Borisova, 2005) и, вероятно, в европейской части России (данные не подтверждены гербарным материалом (Romanov et al., 2017). В Польше вид известен в ее западной и центральной частях – в Велькопольском и Любушском воеводствах (Dąmbska, 1964). В Литве S. prolifera последний раз отмечался в озере Жувинтас в 1961–1963 гг. и в настоящее время считается регионально исчезнувшим (Sinkevičienë, Rašomavičius, 2007).
В выявленном местонахождении S. prolifera произрастал в одном из старичных озер реки Припять вблизи г. Туров (рис. 1). Само озеро является мезо-эвтрофным. Оно имеет небольшие размеры, довольно вытянутое, на момент исследования было полноводным, хотя допустимо его сильное пересыхание в жаркие летние периоды. Выявленные экземпляры S. prolifera обнаружены на небольшой глубине (от 0,3 до 1,5 м), преимущественно вдоль северо-западного побережья. Они имели типичные для данного вида морфологические параметры и представляли собой небольшие талломы 4–13 см длины, серовато-зеленого цвета. Внешне большинство талломов выглядели довольно тонкими и вытянутыми, так как водоросли произрастали среди зарослей макрофитов (возможно, такой габитус был связан и с окончанием их стадии вегетации).
Их стерильные листья собраны в раскидистые мутовки, 1,5–5,7 см длиной, простые. Мутовки из коротких плодоносящих листьев формируют плотные, неправильной формы головки. Конечные клетки листьев короткие, конические и заостренные, длиной 50–80 мкм. Гаметангии объединенные, в узлах разветвленных плодоносящих листьев. Оогонии сидячие, 475 мкм длиной, 370 мкм шириной, с неопадающими коронками 47,5–50 мкм высотой, у которых клетки верхнего ряда длиннее нижних. Антеридии сидячие, шаровидные, 250 мкм в диаметре. Ооспоры 340 мкм длиной и 270 мкм шириной, с гладкой мембраной.
Среди сосудистых растений в исследованном водоеме встречаются: Nymphaea candida J. Presl et C .Presl, Nuphar lutea (L.) Sm., Salvinia natans (L.) All. (охраняемый в Беларуси вид), Butomus umbellatus L., Sparganium emersum Rehmann, Eleocharis palustris (L.) Roem. et Schult., Sagittaria sagittifolia L., Carex acuta L., Cicuta virosa L., Alisma plantago-aquatica L., Elodea canadensis Michx., E. nuttallii (Planchon) H. St. John., Ceratophyllum demersum L., Myriophyllum spicatum L., Ranunculus circinatus Sibth., R. aquatilis L., Callitriche palustris L., Potamogeton perfoliatus L., P. trichoides Cham. et Schltdl. и др. С глубины 0,3–0,5 м отмечаются беспорядочно встречающиеся группы харовых водорослей с участием Chara globularis Thuill. и Nitella opaca (C. Agardh ex Bruz.) C. Agardh. Следует отметить, что последний вид ранее приводился для Полесья и северо-восточной части Поозерья без точного указания местонахождений (Vishnyakov et al., 2020).
б
а
Рис. 1. Sphaerochara prolifera : а – внешний вид растения; б – водоем (место обнаружение вида)
Fig. 1. Sphaerochara prolifera : а – the external appearance of the plant; b – the reservoir (the species identification site)
Размножение вида возможно только ооспорами во время созревания которых таллом начинает разрушаться (рис. 2). Сроки жизненного цикла этого эфемерного растения сильно зависят от погодно-климатических условий (Vishnyakov, Romanov, 2012).
а
Рис. 2. Sphaerochara prolifera : а – талломы в конце стадии вегетации (масштаб 1,5 см); б – головки со зрелыми ооспорами, ×10
б
Fig. 2. Sphaerochara prolifera : а – thalli at the end of their vegetation stage (Scale 1,5 cm); b – heads with mature oospores, ×10
Заключение
Таким образом, первая находка S. prolifera за столь длительный период альгологических исследований в Беларуси, свидетельствует об относительно слабой изученности альгофлоры страны. Следует продолжать целенаправленный поиск однолетних эфемерных видов харовых в подходящих водоемах и в определенные сроки их вегетации.
S. prolifera – слабоконкурентоспособный вид, что, наряду с эвтрофированием и загрязнением, представляет для него основную угрозу. Популяции этой водоросли крайне неустойчивые и могут сильно флуктуировать (Vishnyakov, Romanov, 2012). В созологическом отношении вид заслуживает особого внимания и его безусловно следует рекомендовать для включения в очередное издание Красной книги Республики Беларусь, с присвоением высокой категории национальной природоохранной значимости.
Выражаем искреннюю благодарность В.С. Вишнякову за длительное совместное сотрудничество и видовую идентификацию харовых водорослей, в том числе подтверждение видового статуса Sphaerochara prolifera .
Исследование проведено в рамках работ по внутриинститутскому плану по сохранению и функционированию гербария как научного объекта, являющегося национальным достоянием Республики Беларусь, в частности коллекции водорослей (MSK-А).