Новый закон о партиях - смена формы или изменение принципов?
Автор: Иванова Валентина Алексеевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политология
Статья в выпуске: 7, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ поправок в новом законе о партиях, существенно изменивших политическую систему России в области партийного строительства. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных обществу изменений.
Политические партии, регистрация партий, реформа политической системы, гражданское общество
Короткий адрес: https://sciup.org/170166461
IDR: 170166461
Текст научной статьи Новый закон о партиях - смена формы или изменение принципов?
С 4 апреля 2012 г. в России вступил в силу новый закон № 28 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О полити-ческих партиях”». Закон серьезно меняет существовавшие до этого систему партийного строительства и порядок регистра -ции политических партий. О необходимости реформы политиче -ской системы, в т.ч. и в области партстроительства, впервые было заявлено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. В течение трех месяцев шла работа по подготовке нового закона. 3 апреля 2012 г. закон о партиях был под -писан президентом, а 4 апреля после публикации в «Российской газете» официально вступил в действие.
Важнейшим новшеством — и, отметим, вызвавшим наибольшую полемику, — стало резкое снижение числа членов партии, необ-ходимого для ее регистрации. Теперь необходимая минимальная численность политических партий снижена в 80 раз: с 40 тыс. до 500 чел. При этом снято требование о числе членов региональных отделений. Ранее более чем в половине субъектов РФ политиче -ская партия должна была иметь региональные отделения числен ностью не менее 400 членов каждое. По новому закону каждая партия сама будет устанавливать необходимую численность членов в своем уставе, никакая минимальная норма не устанавливается. Теоретически в регионе достаточно 2 членов партии. Но при этом такие региональные отделения должны быть созданы не менее чем в половине субъектов РФ. На сегодняшний день это означает нали чие 42 региональных отделений1.
ИВАНОВА Валентина Алексеевна – аспирант кафедры международных отношений и политологии ННГЛУ
Резкое снижение нагрузки на региональные отделения устанав ливает и статья закона о необходимом числе делегатов учредитель ного съезда партии: ранее необходимо было по 3 делегата от регио нов, в которых созданы региональные отделения, теперь — только по 2. Для другой же половины российских регионов всякие коли чественные ограничения вообще сняты, т.е. наличия членов партии в них не требуется (по норме закона 2001 г. требовалось не менее 150 членов, что для самых малых регионов создавало значительную нагрузку).
Другая группа системных изменений в новом законе о партиях касается порядка регистрации партий. Здесь также налицо очень серьезная либерализация наиболее важных положений. Раньше действовала довольно размытая норма: не более 6 месяцев со дня учредительного съезда, при этом регистрация региональных отделе - ний могла быть отложена еще на полгода. В новом законе соответствующий документ о регистрации должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи уполномоченным органом партии заявления о государственной регистрации. К тому же после самого факта регистрации партии федеральный или региональный регистрирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц в течение ближайших 3 рабочих дней. Тем самым срок регистрации законно созданных партий заметно сокращается.
Основания для отказа в регистрации партии в целом остаются прежними. Запрещены религиозные, этнические, региональные партии; запрещается ограничение членства в партии по признакам пола, возраста, вероисповедания, «чтобы не возникало ситуаций, ведущих к сепаратизму и национализму» 1. К прежним основаниям для отказа добавлено лишь несколько: вводится запрет на регистрацию партий, чьи названия схожи с наименованиями уже зарегистрированных партий или общественных объединений; это же касается и совпадения аббревиатуры вновь созданной партии с аббревиатурой партии существующей. Тем самым не допускается возможность использования новыми партиями известных партийных брендов.
Важным элементом либерализации партстроительства стало введение нового пункта о приостановлении регистрации политической партии на строго определенных основаниях. Ранее по этим основаниям партиям могло быть отказано в регистрации, теперь же им предоставляется трехмесячный срок для устранения замечаний Министерства юстиции. К тому же Минюст будет обязан выдать мотивированное заключение с указанием всех необходимых рекомендаций, позволяющих возобновить регистрационный процесс. Тем самым степень влияния госорга-нов на процесс партийного строительства существенно снижается. После возобновления процедуры регистрации партии все ранее исчисленные сроки, в течение которых партия проводила предыдущую регистрацию, аннулируются, и фактиче- ски регистрация начинается с нуля. А это позволяет избежать ненужной спешки и помогает партии серьезно подготовиться к повторной процедуре.
Нормы нового закона запрещают ликвидировать партии в связи с их недостаточной численностью. Таким образом, после госрегистрации фактически снимается даже требование о наличии 500 членов партии, ограничение действует только на число региональных отделений. Партия может быть ликвидирована, если она в течение 7 лет подряд не принимает участия в выборах. Однако подобный подход представляется все же излишне либеральным. Партия, не ведущая никакой политической деятельности, с существующими только на бумаге 42 региональными отделениями, каждое из которых может быть представлено одним-единственным членом, может формально существовать целых 7 лет.
К весьма существенным послаблениям в области деятельности партий относится то, что теперь сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств, представляемый партией в Центральную избирательную комиссию (ЦИК), должен подаваться 1 раз в 3 года; предыдущая норма устанавливала ежегодный срок отчетности.
Подводя некоторый итог, можно констатировать, что в своей совокупности эффект либерализации партстроительства и деятельности партий от принятых нововведений достаточно очевиден. Тем не менее и на стадии обсуждения, и позднее закон столкнулся с серьезной критикой, часто довольно обоснованной. Как уже говорилось, самую неоднозначную и критическую реакцию вызвало резкое сокращение необходимой численности партий.
Так, радикальное снижение требований к минимальной численности членов политической партии создает благоприятные условия для возникновения множества микропартий, что в конечном счете может привести к «размытости» всей политической системы, а также затруднить учет мнений большого числа избирателей, голосующих за партии, не набирающие необходимого процента голосов для участия в распределении мандатов2. Представляющие системную оппозицию КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»
опасаются того, что новые партии отберут у них определенную долю голосов, но сами, не преодолев 7 - или 5 - процентный барьер, фактически «подарят» набранные ими голоса «Единой России»1. Критикует эту норму и несистемная оппозиция. Либеральная оппозиция — сторонники Рыжкова, Немцова, Касьянова — считают, что закон принят в интересах партии вла сти, поскольку отсутствует возможность объединения в избирательные блоки. Другая часть оппозиции считает, что новый закон открывает ей возможности для регистрации и легальной системной политической работы, в т.ч. уже на бли жайших выборах осенью 2012 г.
Можно констатировать, что новый закон уже вызвал немалое оживление в политической жизни. По данным «Новых известий», только 20—22 апреля «в стране прошли десятки форумов, на которых по литические активисты обсуждали проекты строительства будущих партий и граждан -ских движений»2. Законсервированная до этого политическая энергия масс получила мощный импульс к развитию. По словам председателя Комитета Государственной Думы России по конституционному зако нодательству и государственному строи тельству В. Плигина, уже в самое ближай-шее время на политическом поле России могут появиться 150 партий3. Плигин считает, что это свидетельствует об очень большой активности гражданского обще ства в России и полностью соответствует тому, ради чего, собственно, и затевалась реформа.
Конечно, на сегодняшний день вряд ли можно с полной уверенностью говорить, что новый закон полностью оправдает возложенные на него надежды. Выступая 24 апреля на заседании Госсовета, Д.А. Медведев всего лишь выразил надежду, что предпринятые шаги по раз витию политической системы страны не приведут к негативным последствиям4. Тем не менее он подчеркнул, что выбор в пользу прямого участия граждан в полити ческой жизни не приведет к возвращению хаоса, а, напротив, сделает государство и прочнее, и эффективнее. Остается только присоединиться к такому пожеланию.