О белом аисте Ciconia ciconia в Калмыкии

Автор: В.М. Музаев, Б.И. Убушаев

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2562 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312218

IDR: 140312218

Текст статьи О белом аисте Ciconia ciconia в Калмыкии

Белый аист Ciconia ciconia (Linnaeus, 1758) – обычная и очень известная птица юга и запада Евразии, гнездовая часть ареала которой охватывает большую часть Европы, Северную Африку, Малую, Переднюю и Среднюю Азию. Включает два подвида: C. c. ciconia , распространённый от Пиренейского полуострова до Поволжья и Закавказья, в Малой и Передней Азии, на севере Африки и с первой половины ХХ века небольшой гнездовой популяцией на её юге; и C. c. asiatica , встречающийся в Средней Азии – на юге Казахстана, юго-востоке Узбекистана, в Таджикистане и Киргизии; зимует в основном на Пиренеях, в Африке и Индии (Степанян 2003; Грищенко, Галчёнков 2011; Гожко, Гришанов 2020; Рябицев 2020). В европейской части России обитает номинативный подвид, распространённый от западных границ до Кировской области и Поволжья и от Предкавказья на юге до Южной Карелии на севере (Коблик и др. 2006; Калякин 2013; Рябицев 2020). В Южной России спорадично гнездящийся перелётный вид бассейнов Дона, Кубани и Терека, случайно встречающийся в других регионах (Белик 2004, 2021); нерегулярно зимует в восточном Приазовье и Дагестане (Гожко, Гришанов 2020).

Из сопредельных с Калмыкией регионов белый аист в наибольшем количестве (до 20-25 пар) гнездится в Дагестане, в основном в междуречье Терека и Сулака (Джамирзоев и др. 2008; Джамирзоев, Исмаилов 2020); для Волгоградской области указывается от 5-10 до 10-15 пар с постепенным ростом численности (Чернобай 2017; Белик 2021); в Ростовской области за последние годы достоверно известно 15 жилых гнёзд (Савицкий 2024); в Ставропольском крае белый аист гнездится в единичном числе (Бичерев, Скиба 1990; Хохлов, Сердюкова 2009); для Астраханской области вид считается залётным (Белик и др. 2016).

Для Калмыкии белый аист до 2016 года также считался очень редким залётным (Белик и др. 2006; Цапко и др. 2009), хотя Н.В.Цапко (2007) не исключал возможности его гнездования в Приютненском районе, где, по опросным данным, пара белых аистов гнездилась в 1999 году на крыше свинотоварной фермы, расположенной на берегу Орловского лимана. К сожалению, о достоверности этого гнездования сейчас судить сложно, так как ферма уже не существует и гнездо не сохранилось. Самим же автором белый аист был встречен в Приютненском районе дважды: 17 июля 2005 одиночная птица в пойме реки Маныч на берегу небольшого мелководного плёса; здесь же одиночная птица была отмечена им и на следующий год – 16 июня.

Помимо вышеописанных наблюдений Н.В.Цапко, до 2016 года белый аист был отмечен в регионе ещё 4 раза, из них 3 – в 2011 году, в том числе дважды в долине Западного Маныча: 26 июня одиночная птица держалась на берегу пруда в долине реки Хагин-Сала у села Ульяновское (Яшалтинский район) (личн. сообщ. Г.Н.Сасыковой); на следующий день также одиночная птица встречена Г.И.Эрдненовым (личн. сообщ.) в 25 км от этого места на мелководной речке в балке Гахин в 0.5 км северо-восточнее посёлка Цорос (Городовиковский район). Ещё 2 птицы встречены 7 августа 2011 на пересыхающих разливах канала в 15 км южнее посёлка Сарул (Черноземельский район). Четвёртая встреча произошла 3 июня 2014: два белых аиста кормились на прибрежном мелководье в приплотинной части Чограйского водохранилища (Ики-Бу-рульский район) среди нескольких больших белых Casmerodius albus и серых Ardea cinerea цапель (личн. сообщ. Е.В.Свиридовой).

10 июня 2016 Н.А.Катиев (личн. сообщ.) обнаружил жилое гнездо белого аиста на одной из животноводческих точек, расположенной в Ики-Бурульском районе в 17 км юго-западнее посёлка Зунда-Толга, в 3 км севернее хвостовой части Чограйского водохранилища и в 0.75 км восточнее автотрассы Элиста – Арзгир. Как нам удалось установить при посещении этой точки 15 июня 2016, гнездо располагалось в 70 м от жилого дома на анкерном (угловом) столбе (рис. 1) действующей воздушной линии электропередачи ВЛ 6-10 кВ. Наблюдения, проведённые здесь с 14 ч до 16 ч 30 мин, показали, что насиживание в гнезде было плотным (рис. 2), насиживающая птица ни разу за это время не оставила кладку, хотя при попытке приблизиться к гнезду менее чем на 30 м она встала с неё, но не улетела.

Со слов Ю.П.Лиджиева, работавшего на этой точке не первый год, первоначально эта пара белых аистов держалась на крыше кошары, но затем, видимо, не найдя там подходящей горизонтальной платформы, сумела построить гнездо на анкерной опоре ЛЭП. Ещё одна пара аистов пыталась построить гнездо на промежуточной опоре (рис. 3), расположенной в 340 м от столба с жилым гнездом, но безуспешно, видимо, из-за сильного ветра, мешавшего птицам надёжно закрепить строительный материал на траверсе. С его же слов, аисты в 2016 году прилетели в середине мая, их было 7 особей. Впервые же эта птица появилась здесь лишь в 2015 году, когда один белый аист держался в окрестности точки с весны до осени. При этом его часто видели охотящимся в степи на саранчу, особенно в ранние утренние часы, иногда по соседству с домаш- ними индюками, овцами и телятами. Как известно (Грищенко, Галчён-ков 2011; и др.), прямокрылые, прежде всего саранча, являются одной из основных групп насекомых в питании белого аиста.

Рис. 1. Жилое гнездо белого аиста на анкерном столбе ЛЭП. 15.06.2016. Фото В.М.Музаева

Рис. 2. В гнезде белого аиста Ciconia ciconia на анкерном столбе ЛЭП идёт насиживание.

15.06.2016. Фото В.М.Музаева

Рис. 3. Начатое гнездо на траверсе промежуточной опоры ЛЭП – неудачная попытка белых аистов построить гнездо. 15.06.2016. Фото В.М.Музаева

Рис. 4. Белые аисты Ciconia ciconia часто кормятся по соседству с домашним скотом.

15.06.2016. Фото В.М.Музаева

Рядом с точкой находилась действующая артезианская скважина, от которой в степи в 0.5-1.0 км образовались три разлива площадью приблизительно 80×60, 200×30 и 100×50 м, использовавшиеся аистами как одно из мест кормёжки и отдыха. Именно на одном из разливов мы и обнаружили одиночного белого аиста, кормившегося на некотором отдалении от стаи примерно из 70 журавлей-красавок Anthropoides virgo .

Ещё 3 белых аиста кормились и отдыхали в 300 м от разливов в по-лувысохшей западинке среди полынно-злаковой степи. Вскоре к ним присоединился и названный первым аист. При попытке приблизиться к аистам они перелетели к пасущемуся неподалёку скоту (рис. 4). Здесь они тоже ближе 100 м нас к себе не подпустили. Остальных аистов мы не видели. По наблюдениям Ю.П.Лиджиева, белые аисты летали кормиться также на расположенные неподалёку Чограйское водохранилище и разливы реки Калаус.

К сожалению, гнездование белых аистов на точке было неудачным. Примерно через неделю после нашего посещения, во время сильного дождя, на ЛЭП, где было построено гнездо, произошло короткое замыкание, в результате были обесточены все связанные с ней животноводческие стоянки. Как выяснили электрики, приехавшие для устранения аварии, причиной короткого замыкания явилась проволока, использованная аистами в качестве строительного материала. Можно предположить, что короткое замыкание и явилось причиной гибели яиц аистов, поскольку они, просидев ещё некоторое время в гнезде, в десятых числах июля покинули место гнездования вместе со своими сородичами. Северокавказская орнитофаунистическая комиссия, куда была подана соответствующая анкета на регистрацию данной находки, утвердила белого аиста в качестве нового для Калмыкии гнездящегося вида (Музаев и др. 2016), что явилось основанием для перевода его в обновлённом фаунистическом списке птиц региона в категорию видов с единичным случаем гнездования (Белик и др. 2016).

Все вышеописанные для Калмыкии нерегулярные встречи белого аиста (по 1-2 особи 6 раз за период с 2005 по 2014 год и 7 особей в 2016 году) были приурочены к южной части региона, главным образом к долине Восточного и Западного Манычей. 25 июня 2024 Е.И.Ильяшенко (личн. сообщ.) встретила 2 птиц уже на севере республики, в Кетчене-ровском районе, около животноводческой стоянки, расположенной у южного берега озера Сарпа, примерно в 5 км на восток от посёлка Тугтун. Возможно, это были неразмножавшиеся особи, так как организованные нами поиски их гнезда не увенчались успехом. В то же время стало известно, что в прошедшем году пара белых аистов впервые загнездилась на той же долготе в Заволжье Волгоградской области, прилегающей к Калмыкии с севера (личн. сообщ. В.П.Белика).

Белый аист занесён в Красные книги Калмыкии (4-я категория — малоизученный вид) (Перечень... 2025), Дагестана (4 кат.) (Джамирзоев, Исмаилов 2020), Волгоградской (3 кат. — редкий вид) (Чернобай 2017) и Ростовской (4 кат.) (Савицкий 2024) областей. Наиболее серьёзными лимитирующими факторами для этого вида в Южной России являются летние засухи, приводящие к резкому сокращению кормовой базы, и гибель птиц на опорах ЛЭП (Белик 2021). Считаем необходимым продолжить поиски мест гнездования белого аиста в Калмыкии с целью взятия их под охрану. Для успешной натурализации вида в регионе желательно сооружение гнездовых платформ по опыту специалистов из Ростовской области (Савицкий и др. 2015; Савицкий 2024, 2025).

Благодарим В.П.Белика, Е.И.Ильяшенко, Н.А.Катиева, Ю.П.Лиджиева, Г.Н.Сасыкову, Е.В.Свиридову и Г.И.Эрдненова за предоставленную информацию.