О частоте встречаемости мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 среди жителей Алтайского края
Автор: Иванов А.А., Пупкова Е.Э., Авдалян А.М., Барон А.В., Лазарев А.Ф.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Постеры. Рак молочной железы
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140222870
IDR: 140222870
Текст статьи О частоте встречаемости мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 среди жителей Алтайского края
В настоящее время при исследовании статуса мутаций генов BRCA1 и BRCA2 решаются вопросы не только о тактике лечения того или иного пациента, но и задачи профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний РМЖ и РЯ. Около 90% повреждений гена BRCA1 у славянского населения занимает мутация 5382insC. Встречаемость мутации 5382insC среди онкологически здорового женского населения России достигает по данным разных авторов 0,1%, но встречаемость среди больных РМЖ составляет уже 5%, что позволяет однозначно внести ее в панель исследования наследственных РМЖ и РЯ.
Кроме того, отбор пациентов по рекомендованным критериям включения в группы риска с наследственной предрасположенности к РМЖ и(или) РЯ обеспечивает выявление данной мутации с частотой до 10%. Высокая вариабельность встречаемости других мутаций данных генов у славянского населения уже не дает сделать такого однозначного решения и поднимает вопрос о экономической целесообразности включения в ту или иную диагностическую панель в различных популяциях.
Примером может послужить низкая частота встречаемости BRCA1 4153delA в России, но в то же время высокая частота данной мутации в других славянских государствах. Кроме того, не совсем ясна распространенность некоторых мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 учитывая тот факт, что Российская федерация является многонациональным государством и в разных регионах страны доля славян среди местного населения достаточно вариабельна.
Целью нашего исследования была оценка частоты 4 генетических повреждений гена BRCA1 (5382insC, 4153delA, 185delAG, T300G) и 1 мутации гена BRCA2(6174delT) в различных группах среди жителей Алтайского края.
Материалы и методы. В исследование включено 1331 человек. Из них первая группа – 514 пациентов, отобранных в группу риска с наследственной предрасположенно-
XX РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС • ПОСТЕРЫ
РАК МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
стью к РМЖ и(или) РЯ по рекомендованным критериям ФГБУ РОНЦ им. Блохина Минздрава РФ, а именно, с онкологически отягощенным семейным анамнезом и личным анамнезом.
Критерии, которые учитывались при отборе по отягощенному семейному анамнезу были: два случая РМЖ/РЯ и более в семье у родственников I–II степени родства, РЯ, двусторонний РМЖ, РМЖ в возрасте до 50 лет, первично-множественные злокачественные новообразования(ПМЗН). Основные критерии при отборе по личному анамнезу были: РМЖ до 50 лет, двусторонний (синхронный, метахронный) РМЖ, ПМЗН (сочетание РМЖ и РЯ), медуллярный РМЖ, негативный статус рецепторов ER, PR и HER2, рак фаллопиев труб, РЯ и др.
Вторая группа –302 пациентов с опухолями двух локализаций, а именно: 262 случаев РМЖ, не попавших под вышеуказанные критерии и 40 случаев рака простаты. Третья группа, состоящая из 515 человек, отобрана из онкологически здоровых на момент обследования лиц, не имеющих отягощенный семейный анамнез. Возраст и пол при проведении исследования не учитывался. Материалом для молекулярно-генетического исследования послужила кровь. ДНК из крови выделяли с помощью автоматической станции для выделения нуклеиновых кислот и белков QIAcube набором QIAamp DNA Mini Kit. Наследуемые мутации в генах BRCA1 и BRCA2 выявляли методом ПЦР в режиме реального времени по рекомендованным протоколам.
Результаты. В первой группе, мутация 5382insC встречалась у 40(7,8%) из 514 пациентов, 4153delA у 4(0,8%), T300G у 5(1%), 6174delT у 1(0,2%). Общая частота встречаемости в данной группе 5 исследованных мутаций в генах BRCA1 и BRCA2 составила 9,7%, из них в 80% случаях выявлялась 5382insC. Во второй группе в 8 случаях обнаружена мутация 5382insC, только среди больных РМЖ, что составило 3% из 262 пациентов, не вошедших в группу наследственного рака РМЖ и(или) РЯ. В третьей группе из 515 онкологически здоровых обследуемых мутация T300G встречалась в 1(0,19%) и 5382insC в 3(0,58%) случаях. Общая частота данных мутаций в третьей группе составила 0,77%.
Заключение. Резюмируя можно сделать вывод, что возможность современных исследований позволяет обеспечить генетический скрининг выявления мутантного статуса генов BRCA1 и BRCA2 для обнаружения наследственной предрасположенности к злокачественным новообразованиям.
Частота встречаемости исследованных мутаций генов BRCA1 и BRCA2 в общей популяции жителей Алтайского края составила 0,77%. Встречаемость данных генетических повреждений среди больных РМЖ, не попадающих под критерии наследственного рака РМЖ и(или) РЯ составила 3%. В группе пациентов, отобранных по рекомендованным критериям, встречаемость мутаций составила 9,7% из них в 80% случаях выявлялась 5382insC.
Таким образом, тщательный отбор контингента по критериям для исследования наследственного рака РМЖ и(или) РЯ увеличивает вероятность обнаружения данных генетических повреждений по сравнению с общей популяционной встречаемостью в 12,6 раз. Встречаемость 5382insC в нашем исследовании совпадает с ранее опубликованными данными других авторов. В связи с отсутствием встречаемости мутации BRCA1 185delAG и низкой частотой встречаемости носительства мутации BRCA2 6174delT в Алтайском крае, вопрос о целесообразности включения данных исследований в диагностическую панель при наследственных формах РМЖ и РЯ остается открытым.