О динамизме формы: музыкальность литературного текста
Автор: Брузгене Рута
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 5 (5), 2009 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается концепция формы литературного текста как динамичной и музыкальной структуры, анализируется понимание композиции литературного произведения как аналога музыкальных форм. Цель работы - обозначить процессуальный, динамический аспект формы. Поэтому в статье анализируются онтологические, психоаналитические, энергетические основы динамизма формы, воспринимаемого через призму музыки, с помощью работ психоаналитиков, культурологов, философов, музыковедов и др. ученых (К.Г.Юнг, К.Леви-Строс, Э.Курт, В.Карбусицкий, Г.Эрпф, В.Бобровский и др.). Использовались методы: компаративистский, функционального анализа, реферативный.
Литература, музыка, компаративистика, форма, динамизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14728797
IDR: 14728797
Список литературы О динамизме формы: музыкальность литературного текста
- Бобровский В. О переменности функции музыкальной формы. Мocквa: Музыка, 1970. C.227.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Мocквa: Музыка, 1978. C.331.
- Леви-Строс К. Из книги «Сырое и вареное»//Семиотика и искусствометрия/сост. и ред. Ю.М.Лотман и В.М.Петров. Мocквa: Мир, 1972. С.25-49.
- Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе//Эстетические очерки. Вып. 5. Мocквa: Музыка, 1979. С.222-231.
- Eco U. Atviras kūrinys: Forma ir neapibrėžtumas šiuolaikinėje poetikoje (Открытое произведение http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1 : форма и неопределенность в современной поэтике). Vilnius: Tyto alba, 2004. C.298.
- Erpf H. Form und Struktur in der Musik. Mainz: Schott, 1967. S.221.
- Jung C.G. Psichoanalizė ir filosofija. Rinktinė. (Psychoanalyse and Philosophie. Sammlung). Vilnius: Pradai. 1999. C.438.
- Karbusicky V. Antropologinės ir gamtinės universalijos muzikoje (Антропологические и природные универсалии в музыке)//Baltos lankos, 1997, Nr. 9. Vilnius: Baltos lankos. С.7-28.
- Knapp B.L. Music, archetype and the writer. A Jungian View. The Pensylvania State University Press. University Park and London. 1988. P.234.
- Langer S. Jausmo simbolis (Символ чувства)//Grožio kontūrai (Контуры красоты). Vilnius: Mintis, 1980. С.353-371.
- Lévi Strauss C. Mitas ir prasmė (Миф и смысл)//Proskynos. Vilnius: Aidai, 1991 Nr. 2 (11). С.98-105. C.98-105.
- Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. IV. Berlin: Barenreiter Metzler, 1985. S.1810.
- Palionytė D. Hermano Erpfo muzikinės formos koncepcija (Концепция музыкальной формы Германна Эрпфа). Vilnius: LMA leidykla, 1993. С.76.
- Sezemanas V. Estetika. Vilnius: Mintis, 1970. С.463.