О феномене визитёрства у птиц-дуплогнездников и его информационной роли в послегнездовой период
Автор: Т.А. Ильина
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2546 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140310432
IDR: 140310432
Текст статьи О феномене визитёрства у птиц-дуплогнездников и его информационной роли в послегнездовой период
Второе издание. Первая публикация в 201 9*
Для птиц-дуплогнездников наличие дупел или сходных с ними мест для гнездования может служить в период размножения лимитирующим фактором (Lack 1954; Haartman 1957; Newton 1998). Этот ресурс важен и в другие сезоны, способствуя минимизации затрат птиц на терморегуляцию при неблагоприятных погодных условиях (Дольник 1995; Mainwaring 2011). Хорошо известно, что дуплогнездники проявляют интерес к дуплам в гнездовой сезон как к месту для привлечения самки и постройки гнезда, а оседлые виды – ещё и в зимний период как к убежищу для ночёвки. Обнаружено также, что некоторые дуплогнездники в сезон размножения посещают не только свои дупла, но и чужие, преимущественно своего, а иногда и другого вида (Иноземцев 1978; Ottosson et al . 2001; Ильина 2011, 2012). Среди посторонних особей лишь единицы проявляют родительское поведение по отношению к чужим птенцам и выступают как кормильцы (Иноземцев 1978; Ильина 2012), а визиты большинства особей носят исследовательский характер. Зависит ли реакция на этот стимул от фазы годового цикла, окружающей среды и состояния особи? Или вид любого дупла привлекателен для дуплогнездников в течение всей жизни?
Мы исследовали сезонную динамику появления посторонних особей у гнёзд мухоловок-пеструшек Ficedula hypoleuca , больших синиц Parus major и московок Periparus ater , заселяющих синичники на территории Звенигородской биологической станции Московского университета в Московской области. В период выкармливания птенцов (май-июль 20092018 годов) проводили видеозаписи у синичников с птенцами старшего возраста при помощи цифровых видеокамер (Ильина 2012; Ильина др. 2013). У гнёзд перечисленных видов проанализировано соответственно 316, 80 и 42 ч видеозаписей. В конце сезона размножения и после его окончания мы проверяли посещаемость пустых дуплянок, прикрепляя под летком полоску копировальной бумаги на белой подложке. Через 1
3 дня проверяли наличие оставленных на них следов. Суммарная длительность экспозиции следовых дорожек составила более 1600 сут.
Выявлено, что взрослые синицы практически не посещали чужие гнёзда: за всё время наблюдений зарегистрировано единственное появление синицы у чужого гнезда — на леток дуплянки с выводком мухоловки-пеструшки присаживалась и проявляла интерес к птенцам лазоревка Cyanistes caeruleus . В отличие от синиц, посторонние мухоловки-пеструшки были отмечены во время наблюдений у гнёзд всех видов, которые были под наблюдением. Гнёзда конспецификов они посещали значимо чаще, чем гнёзда синиц. Отмечено резкое снижение интенсивности визитов взрослых мухоловок в чужие гнёзда к концу сезона размножения и появление в это время визитёров-сеголеток. Молодые мухоловки-пеструшки и большие синицы в ювенильном оперении неоднократно были зарегистрированы у гнёзд конспецификов. Все они проявляли исследовательское поведение, заглядывая в дуплянки с птенцами. Аналогичное поведение свойственно не только дуплогнездникам. Ранее мы неоднократно наблюдали, как молодые зяблики Fringilla coelebs и пеночки-веснички Phylloscopus trochilus присаживались к гнёздам зябликов и с любопытством рассматривали птенцов, несмотря на агрессию со стороны хозяев (неопубликованные данные).
По результатам обследования следовых дорожек, в июле птицы проявляли интерес к пустым синичникам, но посещали их реже, чем те, в которых были птенцы. Наличие гнёзд, оставленных после вылета птенцов, не влияло на вероятность появления следов птиц на пустых синич-никах. Возраст и вид птиц по отпечаткам следов определить нельзя, остаётся только предположить, что интерес к пустым синичникам проявляли представители тех же групп, которые отмечены при посещении заселённых синичников в те же сроки. В августе посещаемость дуплянок птицами резко снизилась, но при этом появились следы грызунов. В синичниках неоднократно были встречены малые лесные мыши Syl-vaemus uralensis и орешниковые сони Muscardinus avellanarius .
Если дупло как стимул для исследовательского поведения проявляется ещё у неполовозрелых особей в благоприятное время года, то наличие таких стимулов у молодых птиц может вызвать повышенный интерес к этой территории и оценить её как привлекательную. Дупла с птенцами более привлекательны, чем пустые, но их обследование возможно только для птенцов из ранних выводков, которые уже успели приобрести самостоятельность. Птенцы из поздних выводков лишены такой возможности. Связь с районом будущего гнездования происходит у сеголеток во время послегнездовых перемещений по принципу импринтинга (Соколов 1991). Известно, что птенцы из ранних выводков чаще, чем из поздних, возвращаются на гнездование в район своего рождения (Соколов 1991). Не исключено, что задержка молодых птиц на территории с наличием дупел, особенно жилых, и их обследование в чувствительный для запечатления период повышает вероятность повышения у них степени филопатрии. Позднее гнездование невыгодно для самой размножающейся особи, но в качестве формирования информационного поля для раннего молодняка выгодно для популяции в целом.
Исследование частично поддержано РФФИ (проект № 18-04-00536). В сборе полевого материала принимали участие студенты первого курса биологического факультета МГУ Н.Басалова, Е.Головина, Е.Калинин, С.Кудрявцева, М.Михайлова, А.Неплюхина, Е.Тури-щева, Д.Обшарова, А.Садовская, А.Самородова, А.Сошкина и С.Щербакова.
ю ^
Рус. орнитол. журн . 2025. Том 34. Экспресс-выпуск № 2546