О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана

Автор: Березовиков Николай Николаевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 695 т.20, 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152401

IDR: 140152401

Текст статьи О гибели сизоворонок Coracias garrulus на автотрассах юго-востока Казахстана

Сизоворонка Coracias garrulus – сравнительно обычная гнездящаяся птица пустынных равнин и предгорий Северного Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау и Тарбагатая. Это одна из регулярно встречаемых птиц вдоль автомобильных дорог, а сидящие на проводах линий электропередачи птицы являются истинным украшением пустынных ландшафтов, заметные даже в знойные летние часы, когда над равнинами колышется раскалённый воздух и на горизонте возникают миражи.

Встречаясь часто вдоль дорог, сизоворонка входит в десятку птиц, регулярно гибнущих от столкновений с машинами, наряду с грачом Corvus frugilegus , галкой C. monedula , сорокой Pica pica , индийским воробьём Passer indicus , сизым голубем Columba livia var. domestica , чёрным коршуном Milvus migrans , пустельгой Falco tinnunculus и др. (Березовиков 1995, 2008). Аналогичные данные приводятся и для других частей её ареала (Хохлов 1990; Маловичко 1999).

Сопоставляя данные учётов птиц на автотрассах, я обратил внимание на довольно низкую долю погибших сизоворонок по отношению ко всем встреченным. Во время автомобильных маршрутов протяженностью свыше 4 тыс. км с 20 мая по 10 июня 2011 в подгорной части Джунгарского и Заилийского Алатау, в Илийской долине и прибал-хашских пустынях я уделил специальное внимание этому вопросу. Учёты показали, что 45% встречаемых сизоворонок держится на проводах телеграфных линий, 25% на проводах ЛЭП, 15% – по сухим вершинам деревьев в придорожных лесосополосах, 10% – на отдельных кустах лоха или карагача по безлесным участкам, 5% – на обрывах. При этом свыше 95% встреч приходится на полосу в 15-30 м и далее от трассы, т.е. в безопасной зоне. Гибель происходит лишь в тех случаях, когда птицы выслеживают добычу, сидя на кусте или бетонном километровом столбике у самой обочины дороги. Слетая на землю, реже на асфальт за насекомым, сизоворонка, увидев приближающийся автомобиль, обычно срывается с места и в большинстве случаев летит не обратно к обочине, а стремиться пересечь асфальтовое покрытие. В таких ситуациях она непременно ударяется о капот машины и гибнет. При этом было замечено, что погибшие птицы встречаются исключительно на транзитных трассах с хорошим асфальтовым покрытием, где автомобили обычно развивают скорость 120-130 км/ч. Перед машинами, идущими со скоростью 80-100 км/ч, птицы успевают вовремя слетать с дороги. Примечательно, что на второстепенных асфальтовых или грейдерных дорогах, а также на трассах с повреждённым полотном, погибших сизоворонок практически не встречается, так как машины идут здесь со средней скоростью 60-80 км/ч. Ранее мной на примере жаворонков и других птиц также было выяснено, что наиболее опасным пределом, когда птицы начинают часто гибнуть, является скорость 100-120 км/ч (Березовиков 1995).

В целом число сизоворонок, гибнущих на дорогах в результате столкновений с автомобилями, сравнительно мало и составляет 1-2% от числа встреченных особей. Летом на 500 км пути по трассе от Алматы до Усть-Каменогорска отмечается не более 1-2 погибших сизоворонок, но нерегулярно, в среднем лишь на 1 из 3 маршрутов. Так, 2 июня 2011 двух сбитых сизоворонок я видел на дороге между посёлком Жан-сугурово и Саркандом, а 6 июня, на обратном пути, ещё одну между посёлком Чингильды и Капчагаем. С.В.Стариков (2000) для северной части Алакольской котловины также указывает, что на маршрутах протяжённостью около 900 км им был отмечен только один случай гибели сизоворонки от автомобильного транспорта на дороге с гравийным покрытием между посёлками Маканчи и Рыбачье.

Статья