О гнездовании клеста-еловика Loxia curvirostra в Сумском Полесье

Автор: Белик Виктор Павлович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 920 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Белик В.П. 1998. О гнездовании клеста-еловика в Сумском Полесье // [Материалы 3-й конф. молодых орнитологов Украины]. Черновцы: 16-17.

Короткий адрес: https://sciup.org/140153704

IDR: 140153704

Текст краткого сообщения О гнездовании клеста-еловика Loxia curvirostra в Сумском Полесье

О гнездовании клеста-еловикаLoxia curvirostra в Сумском Полесье

В.П.Белик

Второе издание. Первая публикация в 1998*

В нашем предыдущем сообщении (Белик, Москаленко 1993) была отмечена возможность гнездования клеста-еловика Loxia curvirostra на севере Сумской области во время мощных инвазий, как это наблю- далось в 1991 году. Попав в 1997 году в Шостку в начале марта, я вновь обнаружил здесь клестов и сразу же предпринял специальные поиски их гнёзд в небольшом старом ельнике в лесном массиве к востоку от города.

Утром 7 марта два одиночных, по-видимому, кочующих, клеста были встречены в сосновых лесах близ города, а позже в ельнике был обнаружен самец, державшийся на постоянном участке, явно у гнезда. Он временами присаживался на макушки елей, иногда издавал с них тихие, затухающие к концу, короткие жужжащие трели «чжви-чжви-чжви-чжви-чжви» (или «джви-джви...» ). Однажды самец, охраняя свой гнездовой участок, прогнал стайку чижей Spinus spinus , опустившихся на ели к шишкам. После длительного выслеживания была, наконец, замечала самка, принимавшая перед самцом позы импонирования. Затем она в сопровождении самца, что характерно для всех вьюрковых в период строительства гнезда, занялась сбором какого-то строительного материала на ветвях сосен, а через 5-10 мин вернулась к гнезду и около 5 мин провела в нём. После этого, вновь сопровождаемая самцом, она надолго улетела в глубь леса.

Гнездо находилось на ели, росшей во втором ярусе на окраине сосново-елового леса на границе с чистым приспевающим сосняком. Гнездовое дерево совершенно не плодоносило, хотя на соседних елях, составлявших первый ярус, было очень много зрелых шишек. Располагалось гнездо примерно в 16 м над землёй и в 1 м от вершины дерева, на основаниях коротких тонких ветвей у самого ствола. Оно было хорошо скрыто среди густой хвои и едва просматривалось снизу. Обследовать гнездо не удалось, но можно предполагать, что птицы достраивали его и готовились к кладке. Их активность в это время была невысока: за 3 ч, проведённые нами на гнездовом участке клестов, удалось отметить всего 4 прилёта птиц к гнезду. Пения у гнезда не было слышно и лишь в стороне от него, вероятно во время сбора самкой строительного материала, самец пробовал слабо токовать. Он имел яркую малиновую окраску и характерный для еловика клюв. Самка была типичной зеленоватой окраски.

Других клестов в этом ельнике, занимающем площадь около 10 га, обнаружить не удалось. Лишь однажды была замечена птица, с криком пролетевшая над лесом. Но судя по шишкам, сброшенным клестами на землю (до 200-300 штук под каждым обильно плодоносившим деревом), здесь зимовала большая стая. Часть из этих птиц осела на гнездовье, но из-за их очень скрытного поведения обнаружить удалось лишь одну пару. Появление клестов на гнездовании в Сумском Полесье можно, очевидно, рассматривать как их поступательное расселение на юг, стоящее в одном ряду с экспансией других северных мезофильных дендрофилов, обусловленной демографическими и экологическими изменениями, вызванными мезофилизацией климата в последние десятилетия (Белик, Москаленко 1993).

Краткое сообщение