О гнездовании степного орла Aquila nipalensis на северо-восточном побережье озера Балхаш

Автор: Беляев Александр Иванович, Березовиков Николай Николаевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 862 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153334

IDR: 140153334

Текст статьи О гнездовании степного орла Aquila nipalensis на северо-восточном побережье озера Балхаш

Степной орёл Aquila nipalensis – характерный гнездящийся вид Северного Прибалхашья (Корелов 1962). Основные его гнездовья находятся по южной периферии Казахского мелкосопочника, примыкающего с севера к прибалхашской равнине.

С 21 по 30 мая 2012 мы обследовали территорию северо-восточного Прибалхашья общей площадью 6000 км2 на границе Алматинской и Карагандинской областей между устьем реки Аягуз на востоке и посёлком Саяк на западе. Пройдено более 600 км автомобильных и 67 км пеших маршрутов.

Обследуемая местность вдоль Балхаша представляет собой пустынную мелкосопочную равнину с глинистыми или щебнисто-глинистыми грунтами, прорезанную несколькими узкими долинами с безводными руслами. Глинистые сопки покрыты большим количеством щебня, местами – выходами разрушенных пород и каменными россыпями. Берега озера Балхаш (342 м н.у.м.) каменистые, местами с небольшими фрагментами зарослей тростника. На севере к прибалхаш-ской равнине прилегает не менее опустыненное низкогорье с абсолютными высотами до 846 м (гора Котбас). Склоны гор пологие, изрезанные множеством лощин, с выходами скал и разрушенных пород.

Пустыня безводная и безлесная, лишь на прибалхашской равнине изредка встречаются небольшие группы и отдельные деревья саксаула Haloxylon aphyllum , а в пустынном низкогорье по лощинам с близким залеганием грунтовых вод растут отдельные деревца карагача Ulmus pumila , тальника Salix sp. и саксаула. Преобладают полыни, солянки, ковыли и типчак. По межгорным долинам произрастают боялыч Salsola arbuscula , карагана Caragana sp. и терескен Ceratoides sp., ближе к берегу Балхаша встречаются кусты тамарикса и лоха узколистного Elaeagnus angustifуlia (рис. 1 и 2). Повсюду по сопкам присутствуют ферула Ferula sp. и ревень Rheum maximowiczii , кое-где по лощинам встречается чий блестящий Lasiagrostis splendens .

Рис. 1. Места обитания степного орла Aquila nipalensis на северном берегу озера Балхаш.

24 мая 2012. Фото А.И.Беляева.

Рис. 2. Мелкосопочник с зарослями боялыча, терескена и полыни. Шубартау. 24 мая 2012. Фото А.И.Беляева

Степные орлы в мае 2012 года в этом районе оказались исключительно редкими, хотя в июне 2009 года здесь было выявлено 7 жилых гнёзд (Барашкова и др. 2009). Единственное гнездо степного орла мы обнаружили 24 мая 2012 в 15 км севернее озера Балхаш в южной части гор Шубартау (в пределах Алматинской области) в точке с координатами 46°55.896´ с.ш. и 78°48.853´ в.д. Располагалось оно среди невысоких увалов у подножия небольшой кучи камней, в которых жила семья монгольской пищухи Ochotona pallasi. Построено из веток боялыча и других пустынных кустарников, сухих листьев и цветоносов ревеня. Лоток, устроенный на почве среди камней, выстлан различной растительной ветошью, мелкими обломками веток кустарников и трубчатых стеблей ферулы, а также шерстью, линными контурными перьями самих орлов (рис. 3). Из антропогенных включений присутствовали куски ваты и полиэтилена. При нашем приближении на 100 м насиживающая птица снялась с гнезда и улетела, вторая в это время высоко парила над гнездовой территорией в стороне от гнезда.

В гнезде находилось два яйца белой окраски (рис. 4). Из кормов в нём присутствовал свежий труп краснощёкого суслика Spermophilus erythrogenys , а также остатки других ранее съеденных грызунов.

Рис. 3. Гнездо степного орла Aquila nipalensis . Шубартау. 24 мая 2012. Фото А.И.Беляева.

Кроме этой гнездовой пары во время маршрутов были встречены ещё два одиночных высоко парящих орла, видовая принадлежность которых, к сожалению, не определена.

Численность других хищных птиц тоже была низкой. Исключение составляли курганники Buteo rufinus , встречаемые лишь по 1-3 особи за дневной автомобильный маршрут, обычно по столбам вдоль линии железной дороги и на опорах высоковольтных линий электропередачи

(ВЛЭП). По сопкам иногда отмечались степные пустельги Falco nau-manni . Дважды видели чёрных коршунов Milvus migrans , явно из числа бродячих неполовозрелых особей. Ближе к берегу Балхаша в поле зрения изредка попадались болотные луни Circus aeruginosus . Два найденных гнезда курганника располагались на земле и ещё несколько гнёзд были устроены на саксауле и по перекладинам опор ВЛЭП. При этом встречались в основном веточные постройки, брошенные весной на разных стадиях строительства. В двух из них содержались погибшие птенцы. В связи с тем, что какого-либо постороннего вмешательства не было, считаем, что их гибель произошла из-за плохой кормовой базы – крайне низкой численности грызунов.

Рис. 4. Кладка степного орла Aquila nipalensis . Шубартау. 24 мая 2012. Фото А.И.Беляева.

Низкую численность грызунов подтвердили контрольные отловы: на 475 ловушко-ночей, 450 живоловко-суток и 100 капкано-суток поймано всего лишь 19 особей 4 видов в 6 пунктах. Из потенциальных кормовых объектов в этих местах обитали преимущественно краснощёкие суслики Spermophilus erythrogenys, их численность не превышала 4-5 ос./га. Полуденная песчанка Meriones meridianus встречалась в основном по небольшим барханным пескам и шлейфам наносных песков на берегу Балхаша, а её попадаемость в давилки и живоловки не превышала 1%. Ранее обычная здесь краснохвостая песчанка Merio-nes libycus практически не встречалась, хотя на насыпи железной дороги, у столбов ЛЭП и вдоль разрушенного водовода отмечались её ранее обитаемые норы. Очень низкой в 2012 году была численность и монгольской пищухи Ochotona pallasi, распространённой небольшими разрозненными поселениями и отдельными семьями по уступам коренного берега Балхаша и по зарослям боялыча на прибалхашской равнине, в частично разрушенных выходах скальных пород в горах и нагромождениях камней по сопкам. Также исключительно редкими были заяц-толай Lepus tolai и тушканчики, из которых удалось отловить только одного малого тушканчика Allactaga elater.

Таким образом, низкую численность степных орлов и других хищников можно объяснить плохими кормовыми условиями в результате наступившей депрессии численности грызунов в прибалхашских пустынях. Подобная ситуация наблюдалась нами и в июле-августе 2012 года во время экспедиции вдоль северных подножий Тарбагатая, Джунгарского Алатау, Северного и Западного Тянь-Шаня.

Статья