О гнездовании журавля-красавки Anthropoides virgo в Бухтарминской долине в низовьях Тургусуна (Юго-Западный Алтай)
Автор: Березовиков Николай Николаевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 787 т.21, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140152926
IDR: 140152926
Текст статьи О гнездовании журавля-красавки Anthropoides virgo в Бухтарминской долине в низовьях Тургусуна (Юго-Западный Алтай)
Первые встречи журавля-красавки Anthropoides virgo в Бухтармин-ской долине стали регистрироваться с начала 1980-х годов (Березовиков 1988). Все они были приурочены к степной долине среднего течения реки Бухтармы в окрестностях посёлка Чингистай. Впоследствии красавки успешно заселили степные пастбища и сенокосы левобережья Бухтармы между посёлками Катон-Карагай и Урыль. В отдельных случаях по остепнённым участкам они проникали на гнездовье в глубь горной тайги Южного и Центрального Алтая, вплоть до верхнего течения Бухтармы, поселяясь в устьях речек Прониха и Курту и даже в югозападных отрогах хребта Листвяга в районе села Верх-Катунь (Стариков 2004а,б, 2006). Не менее интересна встреча пары взрослых красавок без птенцов 3 августа 2012 на огороженных луговых сенокосах левобережья реки Белая Берель между сёлами Берель и Кара Айрык (бывшая Язёвка). Вместе с тем, в нижнем течении Бухтармы между устьями Черновой, Хамира и Тургусуна, заселённых серым журавлём Grus grus, случаев гнездования красавки до последнего времени не отмечалось. Поэтому совершенно неожиданной была встреча пары красавок с 1 пуховым птенцом 24 июня 2012 в нижнем течении реки Тургусун (правый приток Бухтармы) в 1.5-2 км ниже деревни Кутиха (49°56´51.2´´с.ш., 84°03´02.0´´в.д.), расположенной у выхода реки из горного ущелья на равнину (рис. 1-3).

Рис. 1. Журавль-красавка Anthropoides virgo в посевах ячменя на окраине пойменного леса Тургусуна. 24 июня 2012. Фото А.Ларионова.
Этот участок левобережья Тургусуна от гор до впадения в Бухтарму между Кутихой и Парыгино на протяжении 12 км представляет собой земледельческий участок, где издавна возделывается пшеница, ячмень, подсолнечник, картофель, а луговые места используются в качестве сенокосов (рис. 4). Семья журавлей-красавок держалась на посевах ячменя и, по всей видимости, загнездилась здесь весной на пашнях. При повторном посещении 26 и 27 июля 2012 я дважды объехал эти поля и пустующие пашни, однако обнаружить выводок красавок не смог. Не исключено, что они уже откочевали на пойменные луга реки
Бухтармы выше села Парыгино (49°48z с.ш., 84°07z в.д), где в последнем десятилетии неоднократно отмечались послегнездовые скопления серых журавлей, с которыми красавки нередко объединяются во второй половине лета.

Рис. 2. Журавль-красавка Anthropoides virgo , уводящий птенца в зарослях ячменя.
24 июня 2012. Тургусун. Фото А.Ларионова.

Рис. 3. Журавль-красавка Anthropoides virgo , отводящий от птенца. Тургусун. 24 июня 2012. Фото А.Ларионова.
Анализируя как опубликованные, так и новые накопленные данные по современному размещению красавки в казахстанской части Алтая можно заключить, что у этого журавля в настоящее время отчётливо проявляются совершенно новые тенденции, связанные с расселением вглубь гор и освоением качественно новых мест обитания. В 1970-1980-х годах переход красавки к гнездованию на зерновых полях дал мощный импульс к расселению и росту численности этого вида в сельскохозяйственных ландшафтах и появлению его в местностях, где он ранее отсутствовал. Коренные изменения, происшедшие в сельском хо- зяйстве Восточного Казахстана с 1990-х годов, включая ликвидацию совхозов и совхозов, традиционно занимавшихся преимущественно зерновым земледелием, привели к тому, что в первом десятилетии XXI века сельскохозяйственные производители постепенно переориентировались на выращивание подсолнечника, пользующегося наибольшим рыночным спросом. В итоге смены выращиваемых культур красавки были вытеснены из агроландшафтов, где уже адаптировались к гнездованию на пашнях и посевах зерновых. Только этим обстоятельством можно объяснить участившиеся случаи встреч гнездовых пар на пастбищных степях, луго-степных сенокосах в широких горных долинах и озёрных котловинах. При этом у красавки явно приостановился процесс роста численности в связи с дефицитом пригодных для гнездования биотопов.

Рис. 4. Место гнездования красавки Anthropoides virgo на полях в низовьях Тургусуна.
27 июля 2012. Фото Н.Н.Березовикова.
Вместе с тем, участились наблюдения этих журавлей по галечниковым руслам и островам в поймах горных рек, в результате чего происходит изменение сложившегося стереотипа гнездования среди открытых пространств с хорошим обзором, как правило, не менее 1 км в радиусе. Теперь стали встречаться пары красавок, живущие по узким полосам речных галечников, ограниченных с обеих сторон высокоствольным тополево-ивовым лесом с весьма ограниченным и зачастую односторонним обзором. Подобное явление отмечается сейчас в пойме нижнего течения реки Ульбы выше города Усть-Каменогорска (Березовиков 2012). В этом году мне удалось получить дополнительную информацию, судя по которой красавки стали регулярно встречаться на галечниках Ульбы напротив титано-магниевого комбината, то есть уже в поселковой части этого города, с 2005 года. Выше по этой реке в конце мая – начале июня 2010 года пару красавок наблюдали и сфотографировали на пашнях небольшого зернового поля по левобережью Ульбы ниже села Тарханка в районе моста через линию железной дороги Усть-Каменогорск – Риддер. Фотография этой пары имеется в моём архиве. На этом же поле в июле этого года видели семью из трёх красавок, что может свидетельствовать о том, что размножение у них здесь прошло успешно. Так же как и в описанном выше случае гнездования в низовьях Тургусуна, красавки по-прежнему пытаются использовать для гнездования пшеничные и ячменные поля, чаще всего расположенные небольшими квадратами среди обширных пространств, сплошь занятых подсолнечником.